Роль географической среды в жизни общества.Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Общество в ХХ в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой земли, с биосферой. До этого в ранние эпохи истории человечества, процветали идеи если не абсолютного , то очень важного и в каких то аспектах определяющего влияния географической среды на динамику общества и формирования его этнического разнообразия (Монтескье) или безгранично мощной силы техногенеза, приравненного к геологическим силам (Вернадский, Ферсман).

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1.Роль географической среды в жизни общества………4
2.Теория этногенеза Л.Н Гумилева……………………….9
2.1. Характерные черты этноса…………………………..11
2.2. Концепция этногенеза Л.н. Гумилева……………….13
2.3. Фазы развития этноса…………………………………16
Заключение…………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………….24

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а  людей – носителей этого свойства – пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. Они вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос. 
 
         Существенно важным для характеристики этноса Гумилёв также считал системный подход, в соответствии с которым весь мир рассматривается как совокупность систем – множества внешне и внутренне упорядоченных элементов. Гумилёв считал, что этнос – закрытая система дискретного типа. Он получает заряд энергии в момент пассионарного толчка (уже упоминавшейся вспышки космической энергии, приводящей к мутациям) и, растратив его, либо переходит к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Именно так существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения (этот признак Гумилёв считал самым главным для этноса) и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющей себя всем другим подобным коллективам на основе дихотомии «мы – они». Это явление противопоставления и есть тот механизм, с помощью которого человек влияет на природу, воспринимает её составляющие и кристаллизует их в свою культуру.  
 
         При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором – нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта. Так  Гумилёв подводит объективную основу под чувство комплиментарности – деления на «своих – чужих», являющегося важнейшей характеристикой этноса .
 

2.2.Концепция этногенеза  Л.Н. Гумилева. 

Создавая  свою теорию этногенеза, Гумилёв положил  в её основу в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что оно является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определённых географических и климатических условиях. Гумилёв определяет этнос как биофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться её законам, участвуя в тех процессах, которые протекают в ней. А это гигантские по своим масштабам процессы, в значительной мере сформировавшие весь современный облик нашей планеты, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций – стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза. 
  

Гипотеза  Гумилёва заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие  поверхность нашей планеты подвергается воздействию определённого типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано 9 пассионарных толчков: 4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия. 
 
         Суть явления пассионарности состоит в том, что до мутационных изменений человек получает из окружающего мира ровно столько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию этого гена, человек становится способным воспринять значительно больше энергии, чем ему необходимо. Так образуется избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию – пассионарностью. Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, на создание новой религии или научной теории. Если же некоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберётся вместе, объединённое одной целью, и если при этом они находятся в благоприятных географических условиях – необходим разнообразный ландшафт – появляется зародыш нового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130 – 160 лет возникновением нового народа. Наиболее существенными отличительными признаками нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, через культуру, когда потомство путём подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии. 

          Таким образом, процесс этногенеза Гумилёв связывает с пассионарностью – образованием внутри старого этноса или нескольких этносов некоторого количества людей с повышенной тягой к действию. Это становится пусковым механизмом этногенеза. 
 
    После этого этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней              причине.   

      Этногенез по Гумилёву – процесс  получения однократного запаса  энергии после вспышки космического  излучения и дальнейшей его  растраты в ходе развития этноса, пока последний не придёт в состояние гомеостаза – равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю  
 

2.3.Фазы развития этноса. 

     Фазы развития этноса связаны с определёнными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения. 
 
         После пассионарного толчка наступает фаза подъёма, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племён и активно отстаивающую свои интересы, часто за счёт соседей. 
 
         Затем наступает акматическая (от греч. «акме» - высшая точка) фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счёт большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъёма на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, - одна из самых тяжёлых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь. 
 
         В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – это бродяги, босяки, бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома – кризисной фазы, продолжающейся 200 лет. 
 
         После пережитых потрясений люди  хотят не успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешёл в следующую – инерционную фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идёт укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособного человека. 
 
         Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечёт неизбежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода. 
 
         Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая, в конце концов, не выдерживает новой нагрузки. Наступает фаза обскурации – старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счёт появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность, и этнос существует за счёт прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей . 

       Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или переходу её к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная                                  

здоровая  часть                        этноса.                                             
       Иногда бывает возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счёт сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. 
      В любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность, и лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живёт в легендах. 
 
         После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не люди, а этническая системная ценность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносу сопротивляемость и вызывавшие стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижается и её резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений идут утраты. 
 
         Дальше всё зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостепреимных и доброжелательных. Они продолжают терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Но эти этносы живут в контакте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить.
 

         Такие этносы сегодня живут в некоторых заповедниках. 
 
         Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и своё потомство,

 но  лишённых потребности и способности что-либо менять в жизни. 
  В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован.  
 
         Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не  реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.     
 

Итак, этногенез – инерционный процесс, где первоначальный заряд энергии расходуется вследствие сопротивления среды, что ведёт к гомеостазу – равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т.е. к превращению его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишённом творческих сил.

      Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными формами движения материи, подобно тому, как некоторые химические реакции идут лишь привысокой температуре и в присутствии катализаторов.

        Импульсы пассионарности как биохимической энергии живого вещества,        преломляясь в психике человека, создают и сохраняют этносы, исчезающие, как только слабеет пассионарное напряжение.  
        В заключение необходимо уточнить, в какой степени предложенная Гумилёвым концепция этногенеза соответствует теории диалектического и исторического материализма. Она соответствует ей полностью. Развитие общественных форм – спонтанно; смена общественно-экономических формаций – явление глобальное, несмотря на неравномерность развития в разных регионах; движение общественной формы материи – поступательно и прогрессивно; направление его – спираль. Следовательно, это – философская теория об общих законах развития, и, значит, она на целый порядок выше, нежели антропосфера, взятая как целое, и на два порядка выше, чем этносфера – мозаика этносов во времени и пространстве. 

 
 
 

Заключение.  
 
Видные мыслители XVII -XVIII вв. Боден, Монтескье и Гердер предполагали, что все проявления человеческой деятельности - в том числе культура, психологический склад, форма правления и т.п.- определяются природой стран, населенных разными народами. В последующем "географический детерминизм" считался "лженаукой", наряду с астрологией и алхимией. Так, Г.В.Плеханов писал: "Современных итальянцев окружает та же естественная среда, в которой жили древние римляне, а между тем как мало похож "темперамент" современных нам данников Менелика (короля Эфиопии) на темперамент суровых покорителей Карфагена!" Плеханов умудрился не заметить ни произошедших за 2300 лет изменений климата, ни антропогенного воздействия, совершенно преобразившего Италию, ни связанных с этим изменений в физиологии итальянцев. 
 
Но уже в 1922 году Л.С.Берг пишет: "Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д.- все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть". 
     Этнография и антропология дают нам достаточно материала, чтобы доказать наличие связи между менталитетом народа, его внешним видом, культурой и т.д.- и местностью. Так, угро-финны в IV веке кочевали по Южной Сибири в верховьях Оби и, по-видимому, ничем особенным - ни внешне, ни поведенчески - не отличались ни от тюрктютов, ни от не пустившихся в переселение обских угров. Во второй половине VI века угро-финны кочуют в нынешних Казахстане и Средней Азии, поднимают восстание против Тюркского каганата, терпят поражение и создают Великую Венгрию на Урале, занимая левобережье Нижней Камы и Южное Предуралье. Затем они двумя потоками - южным и северным - проникают в Европу, которая и формирует современные финно-угорские народы - ханты и манси, вепсов, финнов, эстонцев, венгров... Теперь финно-угорцы начинают резко делиться на европейских и азиатских. Лишь последние сохраняют свои тюркские черты во внешности, культуре и менталитете. Из первых Европа сделала вполне качественных европейцев. 
       Еще более поразительный пример мы наблюдаем в Малой Азии. Она лежала на древнем пути расселения индоевропейцев; здесь располагалась великая держава хеттов. Кельты и персы, греки и армяне, македонцы и римляне, арабы, турки-сельджуки - кто только не завоевывал эту землю! Но внешний облик населяющих Малую Азию людей практически не изменился за десятки веков. В стране остались высеченные на камне тысячи лет назад лица древних ее поселенцев. И на эти изображения похожи современные турки, как дети похожи на портретные изображения отцов. 
 
      На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних. 
 
Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов. Например, береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум",т.е. "таежные люди". 
 
Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана). 
 
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей. 
 
   
 
Список использованной литературы 
 
1). Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. – М.: Азбука–Классика, 2010. – 196 с. 
2) Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., А.И.,  Становление гражданского общества и социальная стратификация       //Социологические исследования, – 2007. – №6. – с. 13–16. 
3) Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: Азбука–Классика, 2009. – 235 с. 
4) Исаченко А.Г. География в современном мире. – М.: Просвещение,  2007. – 140 с. 
5) Романенко Л.М. Гражданское общество: Социологический словарь– справочник. – М.: ЭКСМО, 2009. – 324 c. 
6) Савицкий П.Н. Географические особенности России. – Прага, 2007. – 311 с. 
7) Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. –        М.: Наука, 2009. – 320 c. 
 
 

Информация о работе Роль географической среды в жизни общества.Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева