Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:31, реферат
Общество в ХХ в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой земли, с биосферой. До этого в ранние эпохи истории человечества, процветали идеи если не абсолютного , то очень важного и в каких то аспектах определяющего влияния географической среды на динамику общества и формирования его этнического разнообразия (Монтескье) или безгранично мощной силы техногенеза, приравненного к геологическим силам (Вернадский, Ферсман).
Введение……………………………………………………..3
1.Роль географической среды в жизни общества………4
2.Теория этногенеза Л.Н Гумилева……………………….9
2.1. Характерные черты этноса…………………………..11
2.2. Концепция этногенеза Л.н. Гумилева……………….13
2.3. Фазы развития этноса…………………………………16
Заключение…………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………….24
Федеральное агентство по
Российский Государственный
экономический университет
Саратовский
институт (филиал)
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
«Роль географической среды в жизни общества.
Теория
этногенеза Л.Н. Гумилева».
Специальности 080507
Корчагина Н.В.
Шифр 09139
Недооценка географической обусловленности исторического процесса вычеркнула из нашей исторической науки многие важные страницы: недостаточно учитывались размеры территории и демографические характеристики; игнорировался сам человек как творец исторического процесса (как это ни парадоксально в марксистской литературе); мало внимания уделялось изучению производительных сил общества; жалкое существование влачили палеоантропология, археозоология, археоботаника, история техники; отсутствовали сколько-нибудь последовательные попытки понять и охарактеризовать экономическую инфраструктуру в первобытном и даже средневековом обществе. Безграничная вера в человеческое знание и человеческое деяние привела к еще более плачевному результату — необратимым экологическим кризисам, которые в большей или меньшей степени охватили всю нашу планету.
Общественная мысль издавна занималась изучением взаимодействия общества и географической среды. Одни социологи полностью отрицали влияние её на общество, другие рассматривали ее как главную причину, определяющую ход развития исторического процесса . В современной буржуазной социологии географический детерминизм находит свое выражение в различных геополитических теориях. Марксизм вскрыл несостоятельность этих направлений в социологии. Он доказал, что не географическая среда, а способ производства является главной силой, определяющей ход развития общества . Вместе с тем марксизм выяснил действительное место и роль в системе условий материальной жизни общества.
На всех ступенях общественного развития труд, общественное производство есть главное условие обмена веществ между человеком и природой. В процессе производства люди вовлекают в свою общественно-производственную практику все новые и новые элементы природы.
Соответственно изменяются и расширяются рамки географической среды. При первобытнообщинном строе она использовалась главным образом как естественный источник жизни – растительный и животный мир; совершенно не были известны, напр., богатства недр земли, и для орудий труда употребляли то, что находилось на ее поверхности, – камни, дерево. В современных условиях решающую роль приобретают ископаемые и энергетические ресурсы природы, в связи с чем природа, например, труднодоступных северных областей Арктики, высокогорных районов вовлекается в сферу жизни общества. Географическая среда представляет собой арену труда, естественную основу трудовой деятельности человека, естественную предпосылку материального производства. «Используемые обществом природные богатства делятся на два вида: а) естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные, рыбы и т.д.); б) естественные богатства, являющиеся предметами труда, – уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т.д.»1 Не являясь причиной, определяющей экономический строй общества, закономерности развития общественной жизни, географическая среда, однако, на различных этапах истории оказывала ускоряющее или, наоборот, замедляющее действие на развитие производительных сил. При этом зависимость общественной жизни от географической среды была тем значительнее, чем ниже был уровень развития производительных сил. Рост производительных сил освобождает общество от власти стихийных сил природы.
Географическая среда всегда претерпевает изменения, обусловленные чисто природными причинами. За время жизни людей на земле происходили великие оледенения, изменяли свои очертания моря, некоторые части суши погружались в воду. Влияние этих и других естественных изменений географической среды нельзя недоучитывать при объяснении конкретных исторических фактов и событий. Например, неоднократные перемещения русла реки Хуанхэ оказывали известное влияние на историю Китая. Образование в 1282 залива Зёйдер-Зе в результате прорыва моря наложило отпечаток на последующую историю Голландии и т.п. Однако всякий раз влияние естественных изменений географической среды на общественную жизнь людей опосредствуется способом производства материальных благ, определяющим размеры этого влияния. И чем выше уровень производительных сил, тем слабее влияние естеств изменений на развитие общества.
Условия существования человека не даны в готовом виде; они создаются им самим. Преобразуя и приспосабливая к своим потребностям естественные условия существования, человек в процессе производства превращает их в исторические условия материальной жизни. Месторождения железной руды приобрели общественное значение лишь после открытия выплавки железа; пока человек не открыл мельничного колеса, энергия падающей воды не оказывала никакого влияния на процесс производства; лишь после создания килевых парусных судов и определенных успехов в навигации моря и океаны стали важнейшими транспортными артериями. Общественное развитие, рост производительных сил приводили к изменению значения тех или иных природных условий: благоприятные в одну эпоху, они становились неблагоприятными в другую, и наоборот. Изолированность Древнего Египта, защищенного от вторжения кочевников пустынями, первоначально в 3–2-м тысячелетиях до н.э. была благоприятна для его социального развития, однако в дальнейшем, по мере создания мирового рынка, роста торговых связей и обмена, эта изолированность стала тормозом для развития экономики Египта, а построенный в 19 в. Суэцкий канал приобрел жизненное значение для Египта. Таким образом, роль географической среды в жизни общества определяется уровнем развития материального произ-ва, уровнем производительных сил. "Наличная производительность труда... есть не дар природы, а дар истории, охватывающей тысячи веков"2
Сами по себе естественные условия безразличны к потребностям людей, но общество преобразует и подчиняет их своим целям. Ведущая и решающая роль в изменении их принадлежит человеку. Человек изменил условия своего местожительства до такой степени, "что результаты его деятельности могут исчезнуть лишь вместе с общим омертвением земного шара"3. В наше время обширные территории и целые части света представляют собой культурные ландшафты, т.е. ландшафты, созданные общественным трудом человека. Человек, таким образом, является самым мощным фактором изменения Г. с. Но масштабы, характер и формы этого изменения зависят от общественного строя и прежде всего от характера производств, отношений. "Всякое производство, – писал Маркс, – есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее"4. Капиталистическое произ-во развивает технику таким путем, что подрывает источники всякого богатства. Свойственные капитализму анархия производства, конкуренция, погоня за максимальной прибылью мешают рациональному и планомерному воздействию на географическую среду и зачастую обусловливают вредные для общества её изменения "...Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню..."5. Известно, например, что с 1908 по 1938 лесопромышленные монополии США варварски истребили 40% всех лесных богатств страны, что повлекло за собой обмеление рек, превращение миллионов акров плодородных почв в бесплодные пустыри.
С началом современной научно-
2. Теория
этногенеза Л.Н. Гумилёва
Люди, населяющие нашу планету, образуют
множество разнообразных общностей. Особое
место среди них как по значимости в культуре,
так и по устойчивости в истории занимают
общности, именуемые в повседневном русском
языке народами, а в научной литературе
– этносами. Сам по себе термин «этнос»
используется в этнологической литературе
уже довольно давно, однако научное осмысление
его как специального понятия для обозначения
особой общности людей произошло, по существу,
лишь в последние десятилетия. В современной
этнологии это понятие неразрывно связано
с понятием этничности. В 60 – 90-е годы в
мире появилось огромное количество научных
публикаций по этой проблеме. Благодаря
им понятие «этничность» прочно закрепилось
в категориальном аппарате политологии,
истории, этнологии, социологии и других
социальных наук
В отечественной этнологии с самого начала
употребления термина «этнос» за ним утвердилось
значение «народ». Вместе с тем для обозначения
различных форм этнических общностей
и отношений в научной литературе употребляются
и производные от этого слова термины.
Среди них часто используется понятие
«этничность» как некая категория, обозначающая
существование отличительных черт этнических
групп или идентичностей. Этот термин
акцентирует внимание, прежде всего,
на полиэтническом характере большинства
современных обществ.
Характерной
чертой отечественной этнологической
науки является то, что в ней
всегда преобладали теоретические
взгляды на этнические общности как
на реально существующие объекты, которым
свойственно, как и любым биосоциокультурным
системам, строго последовательное поэтапное
развитие: рождение, функционирование,
взаимодействие, эволюция ,смерти или
трансформация.
Исследование процесса этногенеза – происхождения
и развития этносов – учёные-этнологи
относят к одному из самых сложных разделов
своей науки. Это обусловлено тем, что
этническая история разных народов детерминирована
противоречивым взаимодействием антропологических,
лингвистических, исторических, хозяйственных,
культурных, демографических, политических
и других факторов.
Исходным пунктом исследования этногенеза
является вопрос о понимании и употреблении
самого термина «генезис» по отношению
к этносам и этническим группам. В мировой
и отечественной литературе по этнологии,
культурной и социальной антропологии
под этногенезом, как правило, понимается
процесс исторического происхождения
этнических групп в периоды плейстоцена
(от 2 млн. до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена
(от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда согласно
данным археологии и палеонтологии, протекали
процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens,
социогенеза ранних форм человеческих
обществ, зарождение основных форм труда,
языка, религии, искусства и т.п. В силу
большого числа факторов, оказавших влияние
на группы людей, участвовавших в этногенезе,
не имеет смысла говорить как о конкретной
точке отсчёта этого процесса, так и о
какой-либо дате его завершения. Ведь и
за последние 5 тыс. лет человечество не
сохранило свою первичную этническую
морфологию.
Совершенно
очевидно, что в течение всего
этого времени порождение новых
этнических образований не прекращалось,
как продолжается оно и
в наши дни .
2.1. Характерные черты этноса.
Выдающийся русский учёный Л.Н. Гумилёв
рассматривает этнос как
При этом становится понятной и очевидной
мысль о том, что человек – это не только
социальное существо, хранящее в себе
в определённом смысле весь опыт исторического
развития человечества. Мы не должны забывать,
что человек – это ещё и часть биосферы
нашей планеты, закономерный итог её длительного,
продолжающегося миллионы и миллиарды
лет развития. В.И. Вернадский, создатель
учения о биосфере – ноосфере, утверждал,
что биосфера Земли – это совокупность
живого вещества (всех живых организмов
нашей планеты) и преобразованной им окружающей
среды. Человек, как часть живого вещества
Земли, не может не принимать участия в
биогеохимических процессах, обеспечивающих
функционирование биосферы. Как же человек
входит в биосферу, становится её составной
частью? Гумилёв считал, что это происходит
в виде этносов, которые в совокупности
становятся антропосферой, или этносферой.
Поэтому понятна роль ландшафта для существования
этноса – это необходимый элемент антропосферы.
Но этносы отличаются от растений и животных,
также неразрывно связанных с окружающей
средой, но не способных к осознанной деятельности,
тем, что человек может сознательно и целенаправленно
изменять условия своего существования.
Эта способность человека может стать
как величайшим благом, так и величайшим
злом. Ведь своей деятельностью человек
нарушает тщательно отлаженные механизмы
саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого
улучшения условий своей жизни может столкнуться
с экологической катастрофой.
Другой сущностной характеристикой этноса
является его тесная связь с энергией.
Как часть биосферы Земли, этносы должны
участвовать во всех биосферных процессах.
Чтобы представить себе масштаб этих процессов,
достаточно упомянуть, что важнейшей функцией
является средообразующая, и её результат
– современный облик нашей планеты. Такие
мощнейшие процессы, как извержения вулканов,
землятрясения, требуют гигантских энергетических
затрат. Природа этой энергии также была
открыта В.И. Вернадским, назвавшим её
биогеохимической энергией живого вещества.
Для функционирования биосферы в целом
важнее всего энергия Солнца, излучения
которого буквально пронизывают всю биосферу.
Для объяснения же сущности этноса и этничности
большее значение имеют космические излучения,
изредка достигающие поверхности Земли
и оказывающие своё молниеносное энергетическое
воздействие.
Гипотеза Гумилёва
заключается в том, что
несколько раз за тысячелетие
Земля подвергается
воздействию какого-то
специфического вида
космического излучения,
которое вызывает мутации,
способствующие появлению
у некоторой части людей
повышенной тяги к действию.