Автор: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:16, контрольная работа
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
1.Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии………………………………………………….2-7с.
2.Религия в жизни человечества…………………………………...8-10 с.
3.Религия и здоровье……………………………………………….10-15с.
4.Список литературы…………………………………………………15с.
3.Религия
и здоровье
Любые религиозные
направления всегда уделяли большое
внимание здоровью людей, лечению болезней.
Первоначально болезни
Врачи и жрецы
далёкого прошлого, наряду с мистическими,
магическими формами врачевания, использовали
рациональные лечебные приёмы и целебные
средства народной медицины. Большое значение
придавалось диететике, гигиеническим
предписаниям, массажу, водным процедурам,
гимнастике. Применялись хирургические
методы: трепанация черепа, в случае трудных
родов – кесарево сечение, эмбриотомия
и другие приёмы. Древнекитайская медицина
использовала более 2000 лекарственных
средств, среди которых особое место занимали
женьшень, ртуть, корень ревеня, камфара
и др. Несколько тысячелетий насчитывает
своеобразный метод иглотерапии.
Обширные сведения
о медицине народов, живших в I тысячелетии
до н.э. на территории Средней Азии,
Ирана, Азербайджана и Афганистана,
содержит «Авеста» (IX в. до н. э. – III в. н.
э.) – священная книга зороастризма. В
тот период сложились первые представления
об анатомии и физиологии человека. Важное
место отводилось предупреждению болезней
(«Вырви недуг прежде, чем он коснётся
тебя»), из чего следовали многие предписания
гигиенического характера, в том числе
о режиме питания, семейной жизни, об отношении
к беременным женщинам и кормящим матерям,
о запрещении пить опьяняющие напитки
и др.
Медицина Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах сына Аполлона обожествлённого врача Асклепия (в Древнем Риме – Эскулап) и его дочерей: Гигиен – охранительницы здоровья (отсюда название науки – гигиена) и Панакии – покровительницы лечебного дела (отсюда термин панацея – средство от всех болезней). Лечение проводилось в храмовых «асклепейонах» и домашних лечебницах.
Разные варианты учения о здоровье наметились ещё в медицине государств Древнего Востока, но наиболее чётко оно сформулировано в IV в. до н. э. Гиппократом, который на много веков вперёд определил направление развития медицины. Он превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.
Проследить истоки медицинской науки и её достижения на ранних этапах исторического развития можно на основании изучения Библии, в которой встречается большое число сюжетов, так или иначе связанных с медициной, неоднократно речь идёт о врачах и врачевании. Вопрос о медицинских сюжетах в Библии занимал многих исследователей. В 1901 и 1903 гг. в Санкт-Петербурге вышли два выпуска работы А.А. Пясецкого «Медицина по Библии и Талмуду». В 1998 г. появилась книга Т.И. Грековой и А.Ф. Мефодовского «Библейская медицина».
По мере развития
медицинских знаний фигура целителя
становилась все более
В Новозаветное
время Иисус Христос выступает
фактически как глава медицинской
школы. В Евангелие от Луки сказано:
«Созвав же двенадцать (апостолов),
дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать
от болезней, и послал их проповедовать
Царствие Божие и исцелять больных». Исцеление
больных рассматривалось в раннехристианскую
эпоху как первейший долг Церкви. Апостол
Павел пишет: «Одному даётся Духом слово
мудрости, другому слово знания, тем же
Духом; иному вера, тем же Духом; иному
дары исцелений».
Библия повествует об отказе иудеев употреблять в пищу свинину. В наши дни известно, что этот обычай появился у иудеев и мусульман из опасения заражения трихинеллёзом, личинки которого находятся в свином мясе. В Библии сказано о необходимости обряда обрезания. Жрецы толковали этот обряд как доказательство принадлежности к истинной религии Бога Яхве, признак избранности еврейского народа. Гигиенический смысл обряда обрезания крайней плоти, который евреи заимствовали у египтян, состоит в профилактике воспалительных заболеваний мужских половых органов.
Санитарно-гигиенический свод правил, которые разработал Моисей, был закреплён в книгах Ветхого Завета. Методы и средства лечения несут явный след египетской медицины. Они сохраняют связь с магией, да и врачеванием у евреев так же, как у египтян, занимаются жрецы.
Отголоски прежних
верований ещё звучали в
Проблемы, связанные
с пьянством и алкоголизмом, совсем
не новы на нашей земле. Они заботили
ещё израильтян. Отражено это и
в Библии. «У кого вой? у кого стон?
у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без
причины? у кого багровые глаза? У тех,
которые долго сидят за вином, которые
приходят отыскивать вина приправленного».
Пьяный человек забывает о приличиях –
его глаза «будут смотреть на чужих жён,
и сердце его заговорит развратное». Дочери
Лота напоили своего отца и вступили с
ним в интимные отношения, чтобы забеременеть
– надо полагать, что трезвый он не пошёл
бы на эту противоестественную связь.
В период религиозно-нравственного
упадка всё шире стала проявляться
склонность к пьянству, соответственно
усилилось и осуждение этого порока, влекущего
за собой болезни, нищету, нарушение норм
морали, правил общежития и законов. «Не
будь между упивающимися вином, между
пресыщающимися мясом, потому что пьяница
и пресыщающийся обеднеют, и сонливость
оденет в рубище», – наставляет отец своего
сына. «Работник, склонный к пьянству,
не обогатится, и ни во что ставящий малое,
мало-помалу придёт в упадок. Вино и женщины
развратят разумных». Неоднократно говорится
в Библии о недопустимости решать в нетрезвом
виде серьёзные дела, отправлять государственные
обязанности: «И сказал Господь Аарону,
говоря: вина и крепких напитков не пей
ты и сыны твои с тобою, когда входите в
скинию собрания... чтобы не умереть». Мать
царя Лемуила предостерегает его от соблазна:
«Не царям, Лемуил, не царям пить вино,
и не князьям – сикеру (крепкий напиток),
иначе они, напившись, забудут устав и
извратят закон в отношении страдальцев».
«Горе тем, которые с утра ищут сикеры
и до позднего вечера разгорячают себя
вином, – угрожает пророк Исайя. – Горе
тем, которые храбры, пить вино... За то,
как огонь съедает солому, и пламя истребляет
сено, так истлеет корень их, и цвет их
разнесётся, как прах».
В Библии много
внимания уделяется принципам
В Византийской
империи в этот период возникли крупные
больницы для гражданского населения.
Опустошительные эпидемии и войны обусловили
создание в Европе карантинов, монастырских
больниц и лазаретов. На Руси первые учреждения
по оказанию медицинской помощи населению
появились при монастырях. Первая больница
была основана в XI в. при Киево-Печерской
лавре.
Возникновение
религии связано с таким
В первобытных
религиозных верованиях запечатлено
фантастическое сознание людьми их зависимости
от природных сил. Не отделяя себя
ещё от природы, человек переносит
на неё отношения, складывающиеся в
первобытной общине. Объектом религиозного
восприятия становятся именно те природные
явления, с которыми человек связан в своей
повседневной практической деятельности,
которые имеют для него жизненно большое
значение. Бессилие человека перед природой
вызывало чувство страха перед её «таинственными»
силами и непрестанные поиски средств
воздействия на них.
Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздняя форма доклассовой религии – многобожие, почитание многих богов.
В политеизме сверхъестественный
мир представляется как иерархия
богов, обладающих большей или меньшей
властью, имеющих каждый своё индивидуальное
имя, свой облик (часто антропоморфный)
и свою определённую сферу управления
в природе и обществе. Во главе пантеона,
в соответствии с земной властью, стоит
верховный бог, но не единственный, в отличие
от монотеизма. Политеизм не исключает
признания богов других народов. В ритуале
политеизма главную роль играет жречество,
группирующееся вокруг храмов. Таковы
были религии древних египтян, греков,
римлян и других народов древности.
Период формирования
раннефеодальной цивилизации
На Аравийском
полуострове за 1200 лет до н. э. возник
иудаизм. На полуострове Индостан зародился
буддизм, который потом распространился
на страны Южной и Восточной Азии.
В Европе это был период стремительного
распространения и утверждения христианства,
на Ближнем Востоке с VII в. – мусульманства.
Монотеистические религии вырастали не
на пустом месте. Они впитывали в себя,
преображая и подчиняя своим идеологическим
и этическим системам, ряд унаследованных
элементов языческих верований и ритуалов.
Значение религии
состоит в том, что она решала
жизненно важные задачи людей, живших
в конкретное время в конкретных
условиях. В первобытных обществах
религиозные культы давали людям
видимость безопасности. Они верили:
«Наши тотемы, наши фетиши, наши боги
защитят нас, принесут удачу на охоте,
отгонят злых духов, приносящих болезни,
после смерти проводят нас в «верхний
мир», где ждут нас наши предки». Эти же
культы регулировали уклад жизни семьи,
общины, племени. Накопленный веками опыт,
сосредоточенный в знаниях шамана или
жреца, позволял защитить людей от реальных
опасностей – строгое табу на употребление
в пищу ядовитых растений, некоторых видов
животных и их органов; запрет на охоту
в «священных» местах, где размножаются
промысловые животные; строгий контроль
за сексуальными отношениями, чтобы не
допустить близкородственных браков,
и т.д.
Функции монотеистических
религий были более сложными и
более обширными. В какой-то степени
они решали те же задачи, что и
религии более ранних цивилизаций,
но к ним присоединились государственные
проблемы. Они регулировали отношения
между различными социальными группами
граждан, объясняли божественное происхождение
верховной власти, призывали к терпению
угнетённых и обездоленных. Важная роль
принадлежала религии в сплочении народа
в период становления государства, при
необходимости отразить нашествие завоевателей.
Церковные иерархи вселяли в людей надежду
во времена эпидемий и в голодные годы.
Библиографический список
1. Гусейнов, А.А. Природа как ценность культуры [Текст] / А.А. Гусейнов // Экология, культура, образование. – М. : Б.и., 2009. – С. 5–7.
2. Гусейнов, А.А. Краткая история этики [Текст] / А.А. Гусейнов, Г.Г. Иррлитц. – М. : Мысль, 2007. – 589 с., ил.
3. Дёжкин, В.В. За гуманность с разумом и сердцем [Текст] / В.В. Дёжкин // Охота и охотничье хозяйство. – 2007. – № 5. – С. 1–4.
4. Дёжкин, В.В. Охотничье хозяйство США [Текст] / В.В. Дёжкин. – М. : НИА – Природа, 2006. – 59 с.
5. Дёжкин, В.В. Основы биологического природопользования [Текст] / В.В. Дёжкин, Л.В. Попова. – М. : Модус-К – Этерна, 2008. – 320 с.
6. Дёжкин, В.В. Экология природопользования [Текст] / В.В. Дёжкин, В.В. Снокин, Л.В. Попова // Инф.-спр. бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». – 2007. – № 4. – С. 19–26.
7. Егошин, А.В. Глобальное потепление: факты, гипотезы, комментарии [Текст] / А.В. Егошин. – URL : http: www.priroda.su, 2008.
8. Заварзин, Г.А. Становление биосферы [Текст] / Г.А. Заварзин // Вестник Российской Академии наук. – 2009. – Т. 71, № 11. – С. 988–1001.
9. Иллюстрированная
история религий. в 2 т. / под общ. ред. проф.
Д.П. Шантепи де ля Соссей. – М. : Российский
Фонд Мира, Валаамский Монастырь, 2008. –
т. 2.