Религия. Роль религии в жизни общества

Автор: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.

Содержание

1.Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии………………………………………………….2-7с.
2.Религия в жизни человечества…………………………………...8-10 с.

3.Религия и здоровье……………………………………………….10-15с.

4.Список литературы…………………………………………………15с.

Работа содержит 1 файл

Философ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Содержание:

1.Религия. Роль религии в жизни общества.

   Мировые религии………………………………………………….2-7с.

2.Религия в жизни человечества…………………………………...8-10 с. 
 

3.Религия и здоровье……………………………………………….10-15с. 
 

4.Список  литературы…………………………………………………15с.

1.Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии

  Проблемы  религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни  общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

  Существует  множество определений религии. Приведем некоторые из них.

  Религия (от лат. religare – связывать, reeligere – воссоединять, religio – счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) – это:

  – вера в сверхъестественное (в Бога);

  – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

  – одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

  Вызывает  споры и проблема происхождения религии. 

 

  Будучи  одной из основ духовной жизни  людей, а также формой общественного  сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

  Вера  является центральной мировоззренческой  позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

  Религиозная вера включает в себя:

  – нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

  – определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;

  – веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;

  – веру в спасительную силу для души человека, ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);

  – веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

  Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы  и иные формы практического воплощения веры.

  Религиозный культ является главным видом  религиозной деятельности. 

  Культ (от лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение) – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

  Разновидности культа:

  – магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

  – умилостивительный культ – комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу. 
 

 

  Религиозный культ является главным видом  религиозной деятельности. 

 

  В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить  на три большие группы:

  1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

  2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;

  3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

  Достаточно  развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины. 
 

  Церковь (гр. Kyriakon – дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. 
 
 
 

 

 

  В церкви действует определенная система  норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций. 
 

 
 

 

  Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет  нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует  религиозное объединение.

  Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире-, эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитичность, носят меж– и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств. 
 

 
 
 

2.Религия в жизни человечества 

Религия принадлежит  к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно одно: без религии, без учёта её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под «верой» понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определённой религиозной общине. Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, всё равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается обрядов, обычаев, семейных отношений, особенностей питания, способов похорон, представлений о добре и зле. 

Религия возникла в первобытном обществе как попытка  осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в  народы, укреплению государств. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран. 

Люди обычно придерживаются той модели религии, которая им привычна, т.е. с которой  прямо или косвенно (исторически) связаны они сами, их родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому, как правило, люди судят о других религиях, распространённых в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями.

Рассматривая  религию в аспекте антропоэкологической концепции, необходимо подчеркнуть, что  религия оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на фундаментальные характеристики человеческого общества: организацию быта, нравственность, общественное здоровье, культуру, науку, экономику.

Мировые религии  сыграли важную роль в становлении  государственности, преодолении феодальной раздробленности и формировании сильных феодальных государств – Византийской империи, империи Карла Великого, Священной римской империи, Древнерусского государства Владимира Святого и Ярослава Мудрого, Арабского Халифата. Религия была идеологической основой централизованного государства, освящая владык и призывая подчиняться мирской власти. 

Жёсткий идеологический диктат духовенства сковывал свободную  мысль, но в силу того, что служители  культа были в большинстве случаев  наиболее грамотными и образованными  людьми своего времени, многие из них  внесли заметный, а иногда и выдающийся вклад в развитие науки и культуры. Уже во времена Шумера и Древнего Египта жрецы вели наблюдения за астрономическими объектами, фиксировали такие природные явления, как разливы рек, смену времён года, что обеспечивало своевременное начало сельскохозяйственных работ. 

Духовные лидеры поддерживали развитие архитектурных  школ (готический и мавританский стили), создание университетов (Парижского в 1160 г., Оксфордского в 1167 г., Кембриджского  в 1290 г., Пражского, Краковского и  Венского в 1347–1367 гг.). 
 

Многие служители  религиозных культов были выдающимися  учёными, которые оставили яркий  след в мировой науке. Назовём  только несколько наиболее известных  имён: Блаженный Августин (354 – 430), Фома Аквинский (1225–1274), Франциск Ассизский (1182–1226), Николай Коперник (1473–1543), Томас Роберт Мальтус (1766–1834), Грегор Иоганн Мендель (1822–1884). Большой вклад в мировую науку внесли современные католические мыслители: Ж. Маритен, Г. Марсель, Т. де Шарден.

На русской  земле было немало выдающихся художников, учёных, просветителей, вдохновлённых величием идей, заложенных в православии: Феофан Грек (1340 – после 1405), Андрей Рублёв (ок. 1360 – ок. 1430), Дионисий (ок. 1440 – после 1502), протопоп Аввакум (1621 – 1682). В конце XIX – начале XX вв. в России работала плеяда выдающихся христианских мыслителей, среди которых В.С. Соловьёв (1853–1900), С.Н. Трубецкой (1862–1905), С.Н. Булгаков (1871–944). Трагически сложилась судьба религиозных учёных в Советском Союзе. В 1933 г. был арестован, заключён в Соловецкий концлагерь и расстрелян П.А. Флоренский (1882–1937) – философ и богослов, физик, математик, инженер. Выдающийся врач Л.М. Чичагов (митрополит Серафим) (1853–1937) был расстрелян в Таганской тюрьме в возрасте 84 лет, ещё один блистательный врач и настоящий подвижник – В.Ф. Войно-Ясенский (архиепископ Симферопольский и Крымский Лука) (1877–1961) провёл в сталинских лагерях 11 лет.

Церковь заказывала скульптуры, картины, хоралы, песнопения. В монастырях трудились летописцы, записывая хронику своего времени и историю прошлых лет, там же летописи и сохранялись. Переписка книг и перевод церковной литературы также осуществлялись в монастырях. При многих монастырях оказывали медицинскую помощь всем страждущим. В ламаистских дацанах будущих лам несколько лет учили свойствам лекарственных растений, способам их применения, диагностике болезней. Отправляясь из дацана в странствия по стране, каждый лама имел при себе мешочки с целебными травами и продолжал собирать лекарственные растения в процессе странствия. В церковных школах детей и подростков обучали грамоте, основам наук и искусств. 

На протяжении многих веков все важнейшие события  в общественной и частной жизни  были освещены религиозными обрядами. Рождение ребенка, наречение его  именем, заключение брака, уход из жизни – все эти события в любом обществе проходили под патронажем священнослужителей, будь то политеистическая или монотеистическая цивилизация. Народные праздники, объявление войны, заключение мира и другие важные события в жизни любого общества сопровождались религиозными церемониями. К высшим силам народ через шаманов, жрецов, священников обращался с молениями о дожде во время засухи, или о ниспослании хорошего урожая, о прекращении эпидемий, об изгнании захватчиков с родной земли и т.д. Язык каждого народа насыщен выражениями типа: «слава Богу», «не дай Бог», «помоги тебе Бог», «клянусь Богом». 

Современный мир  – это, прежде всего, пёстрое множество  жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии, которые в значительной мере обусловлены религиозными воззрениями прошлого и настоящего. Даже в нашей стране, где большинство населения десятилетиями воспитывалось в духе воинствующего атеизма, и многие люди утратили религиозность, в повседневной жизни они отмечают Рождество, Пасху, Троицу. 

Информация о работе Религия. Роль религии в жизни общества