Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:54, контрольная работа
В работе рассмотрены вопросы происхождения религии, ее функции, значимости для современного общества. Религиозное и атеистическое сознание и их особенности.Три ступени в истории религии. Причины сохранения религиозности сознания .
Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще, прежде всего, вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия.
Религиозное
сознание отличается тем, что наряду
с признанием реальной жизни, в нем
сохраняется иллюзорное удвоение мира,
вера в продолжение духовной жизни
после прекращения жизни
Не всякая вера является религиозной. Может быть и научная вера, но опирающаяся на факты. В этическом смысле вера - это способность доверять, предполагающая душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость, в идеал и т.п.). Вера связана с риском, ибо это чувство может ошибаться.
В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы.
Религиозная вера является опорой в жизни для верующих. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал - Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. Религиозный долг человека заключается в смирении перед Богом, в устремленности к нему как к идеалу, а для этого нужно отказаться от своей человеческой воли и не перечить воле Божественной, смиренно делать дело, к которому приставлен, и как можно меньше рассуждать. В этом смысле религия способствует пассивно-созерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представление о ней. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это, прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взглядами, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легкоранимы.
В религиозном сознании сочетаются и иллюзорное, и адекватное отражение мира. В некоторых исторически конкретных ситуациях люди нуждаются в иллюзиях, в мифах, в сверхъестественном. Но было бы ошибочным утверждение, что религиозное абсолютно ложно. В нем немало верного, адекватного миру содержания. Например, в религиозном мифе или притче, подобно тому, как это происходит в искусстве, в художественном образе, воспроизводятся реальные явления и события. В некоторых случаях могут быть исторические, психологические, логические и другие знания.
Религиозное
сознание как одна из сторон духовной
жизни может взаимодействовать
с другими, поэтому здесь могут
иметь место философские, нравственные,
эстетические, экономические, политические
воззрения.
Религиозное сознание существует и функционирует
в связи с религиозной лексикой, с языковым
выражением, благодаря которому выражается
религиозный смысл. Именно благодаря языку
это сознание становится общественным,
практическим и действительным. Следует
отметить, что произнесенное слово в религиозной
вере может обрести магический смысл так
же, как может быть и словесное табу.
Философский
подход к религии требует выделения
в религиозном сознании двух уровней:
обыденного и теоретического (концептуального).
Обыденное религиозное сознание является
непосредственным отражением бытия людей.
Оно выступает в виде представлений, иллюзий,
чувств, настроений, привычек, традиций.
Его нельзя назвать цельным и систематизированным.
На этом уровне религия связана с индивидом
и выступает в личной форме. Здесь преимущественно
выступают традиционные способы передачи
чувств, иллюзий, представлений.
Концептуальный
уровень религиозного сознания - это
систематизируемая совокупность понятий,
принципов, суждений, аргументов, в
которую включено учение о Боге,
природе, обществе, человеке. Это вероучение,
теология, богословие, подготовленное
и обоснованное специалистами.
В этот уровень сознания входят религиозно-этические,
религиозно-эстетические, религиозно-правовые,
религиозно-экономические, религиозно-политические
концепции, основанные на принципах религиозного
мировоззрения. И, наконец, к концептуальному
уровню религиозного сознания присоединяется
религиозная философия, находящаяся на
стыке философии и теологии (неотомизм,
персонализм и др.).
Философский
подход к религии означает установление
ее связи с идеализмом. Идеализм является
теоретической основой современной религии,
в то же время следует отметить, что если
идеализм имеет определенную систему
категорий и логичность суждений, то в
отличии от идеализма религия в целом
выступает как мировоззрение, основанное
на вере и чувствах, и поэтому относительно
легко усваивается и принимается сознанием
определенной части людей.
Объединяющим началом в религиозном теоретическом
сознании является вероучение, теология,
включающая в свой состав ряд дисциплин,
представляющих различные стороны богословия.
Религия обладает достаточно большой
относительной самостоятельностью, и
это придает ей значительную устойчивость.
Атеистическое
сознание – это сознание людей, не верящих
в существование
Следует различать
В современных странах имеется немало
людей, чье миросозерцание чуждо религии,
но в то же время далеко и от атеизма.
В его основе нередко лежат мировоззренческий скептицизм,
Атеистическое сознание не совместимо ни с религией, ни с идеалистической философией любого рода, включая и самые утонченные формы субъективного идеализма. Атеистическое сознание может существовать как на уровне идеологии (тогда оно объективируется в определенных книгах, статьях, произведениях, искусства и т. п.), так и на уровне общественной психологии. В последнем случае оно характеризуется как реально функционирующее сознание индивидов.
Обществу
и государству нужны
Современная
наука опровергает основные догмы
религии. Но религия гибко и быстро
приспосабливается к
Сохранение
религиозного сознания связано с эстетической
привлекательностью обрядовой культуры,
с эмоциональной насыщенностью религиозных
чувств, с чувством веры в добро и справедливость.
Своеобразным аккумулятором религиозных
взглядов всегда выступало и выступает
сейчас искусство. Религиозные организации
всегда старались поставить себе на службу
различные виды искусства: архитектуру,
живопись, скульптуру, музыку, поэзию,
театр. Все это призвано усилить влияние
религии, укрепить веру. В большинстве
случаев господствующая религия выступает
в союзе с государством, с политической
властью.
Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы.
Религия
- явление конкретно-
Список использованной литературы.