Религия, её происхождение, корни и роли в современном обществе. Религиозное и атеистическое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы происхождения религии, ее функции, значимости для современного общества. Религиозное и атеистическое сознание и их особенности.Три ступени в истории религии. Причины сохранения религиозности сознания .

Работа содержит 1 файл

Религи. Философия.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 

  Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще, прежде всего, вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия.

  Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем  сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни  после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В сущности своей это слепая вера.

  Не  всякая вера является религиозной. Может  быть и научная вера, но опирающаяся на факты. В этическом смысле вера - это способность доверять, предполагающая душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость, в идеал и т.п.). Вера связана с риском, ибо это чувство может ошибаться.

  В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы.

  Религиозная вера является опорой в жизни для  верующих. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый  верой в него. Этот идеал - Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. Религиозный долг человека заключается в смирении перед Богом, в устремленности к нему как к идеалу, а для этого нужно отказаться от своей человеческой воли и не перечить воле Божественной, смиренно делать дело, к которому приставлен, и как можно меньше рассуждать. В этом смысле религия способствует пассивно-созерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представление о ней. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это, прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взглядами, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легкоранимы.

  В религиозном сознании сочетаются и  иллюзорное, и адекватное отражение  мира. В некоторых исторически  конкретных ситуациях люди нуждаются  в иллюзиях, в мифах, в сверхъестественном. Но было бы ошибочным утверждение, что  религиозное абсолютно ложно. В  нем немало верного, адекватного миру содержания. Например, в религиозном мифе или притче, подобно тому, как это происходит в искусстве, в художественном образе, воспроизводятся реальные явления и события. В некоторых случаях могут быть исторические, психологические, логические и другие знания.

  Религиозное сознание как одна из сторон духовной жизни может взаимодействовать  с другими, поэтому здесь могут  иметь место философские, нравственные, эстетические, экономические, политические воззрения. 
Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным. Следует отметить, что произнесенное слово в религиозной вере может обрести магический смысл так же, как может быть и словесное табу.

  Философский подход к религии требует выделения  в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального). 
Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Здесь преимущественно выступают традиционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений.

  Концептуальный  уровень религиозного сознания - это  систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в  которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами. 
В этот уровень сознания входят религиозно-этические, религиозно-эстетические, религиозно-правовые, религиозно-экономические, религиозно-политические концепции, основанные на принципах религиозного мировоззрения. И, наконец, к концептуальному уровню религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на стыке философии и теологии (неотомизм, персонализм и др.).

  Философский подход к религии означает установление ее связи с идеализмом. Идеализм является теоретической основой современной религии, в то же время следует отметить, что если идеализм имеет определенную систему категорий и логичность суждений, то в отличии от идеализма религия в целом выступает как мировоззрение, основанное на вере и чувствах, и поэтому относительно легко усваивается и принимается сознанием определенной части людей. 
Объединяющим началом в религиозном теоретическом сознании является вероучение, теология, включающая в свой состав ряд дисциплин, представляющих различные стороны богословия. Религия обладает достаточно большой относительной самостоятельностью, и это придает ей значительную устойчивость.

  Атеистическое сознание – это  сознание людей, не верящих в  существование сверхъестественного и убежденных в истинности материалистического мировоззрения.

    Следует различать безрелигиозное сознание и атеистическое. В безрелигиозном сознании отсутствует вера в бога, в сверхъестественное, но оно не всегда включает в себя атеистические убеждения.

    В современных странах имеется немало людей, чье миросозерцание чуждо религии, но в то же время далеко и от атеизма. В его основе нередко лежат мировоззренческий скептицизмагностицизм, индифферентизм и т. п. Атеистическое сознание предполагает сознательное принятие философского материализма как единственно подлинной теоретической основы атеизма. В современную эпоху атеистическое сознание основано на научно диалектико-материалистическом мировоззрении. Атеистическое сознание воспринимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. Оно исходит из того, что окружающий мир представляет собой вечно движущуюся и бесконечно изменяющуюся материю, которая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека, как свой высший продукт.

    Атеистическое сознание не совместимо ни с религией, ни с идеалистической философией любого рода, включая и самые утонченные формы субъективного идеализма. Атеистическое сознание может существовать как на уровне идеологии (тогда оно объективируется в определенных книгах, статьях, произведениях, искусства и т. п.), так и на уровне общественной психологии. В последнем случае оно характеризуется как реально функционирующее сознание индивидов.

  Обществу  и государству нужны образованные граждане, представляющие себе научную  картину мира. И в то же время  сохраняется религия, выполняющая  роль держателя сознания людей в необходимых нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет поведение верующих.

  Современная наука опровергает основные догмы  религии. Но религия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действительности. Причиной сохранения религиозности сознания является и устойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с большими событиями в жизни человека (рождение, свадьба, похороны).

  Сохранение  религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость. 
Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выступало и выступает сейчас искусство. Религиозные организации всегда старались поставить себе на службу различные виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью.

  Сохранению  и расширяющемуся влиянию религии  способствует активная деятельность церковных  организаций и сект, стремящихся  найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы.

  Религия - явление конкретно-историческое. Она  может исчезнуть лишь тогда, когда  не будет потребности в ней, когда  будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и необходимость сохранения этой веры.

 

   Список использованной литературы.

Информация о работе Религия, её происхождение, корни и роли в современном обществе. Религиозное и атеистическое сознание