Религия, её происхождение, корни и роли в современном обществе. Религиозное и атеистическое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы происхождения религии, ее функции, значимости для современного общества. Религиозное и атеистическое сознание и их особенности.Три ступени в истории религии. Причины сохранения религиозности сознания .

Работа содержит 1 файл

Религи. Философия.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

  Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

  Другие  определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

  Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

  Особую  важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

  Основы  религиозных представлений большинства  мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

  Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

  В религии можно рассматривать  две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

  С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без  которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

  Корни религии - совокупность факторов, создающих необходимость и возможность возникновения и воспроизводства религии. Различают социальные, гносеологические и психологические корни. Социальные корни религии — это те материальные и идеологические общественные отношения, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни. Решающую роль в социальной детерминации играют материальные условия, экономические корни, являющиеся «первопричиной» (Ф. Энгельс). Вместе с тем политика, государство, право, мораль и прочее оказывают на религию вторичное воздействие. В системе социальных корней религии важны также исторические связи, т. к. религия - результат развития общества в целом, его отдельных элементов, а также результат саморазвития. Она имеет исторические корни. К числу социальных корней религии относятся и структурно-функциональные связи: в общественно-экономических формациях определенных типов религия выполняет ряд функций. 

    Гносеологические корни религии (греч. gnosis - знание) - моменты познавательной деятельности, делающие возможным возникновение превратно отражающих действительность религиозных представлений, понятий, идей, мифов. Человеческое познание есть диалектический процесс перехода от незнания к знанию, но познание не идет по прямой линии. Метафизичность, субъективизм, абсолютизация отдельных граней познавательного процесса ведут к искаженному восприятию действительности. Возможность появления религии, образов содержится уже в чувственном созерцании и в представлении. Возможность отлета сознания от действительности существует и на ступени рационального познания. Если общее  метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования общего понятия, то возникает тенденция «найти» носителя общего определения, превратить общее в самостоятельное существо. Гносеологические возможности возникновения религии превращаются в действительность лишь при наличии социальных корней религии.

    Психологические (греч. psyche - душа, жизнь, logos - учение) корни религии -это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидивидуальной. психологии, которые создают благоприятную психологическую почву воспроизводства и усвоения религиозности. Различают индивидивидуально-психологические и общественно-психологические корни религии.

    К первым относят личное страдание  и горе,  страх  смерти,  переживание одиночества и т. д. Общественно-психологические корни религии - это феномены психологии групп и общества: потребность  в общении, общественное мнение, коллективные и массовые страхи и страдания, механизмы негативизма, сообщения, внушения, подражания, традиции, обычаи и пр. Питательную почву религиозности составляют неосознанные психические процессы - индивидуальные и групповые. Неосознанный процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное, готовое. В условиях антагонистических формаций психологические корни религии - это главным образом те напряженные состояния масс и индивидов, которые вызваны стихийностью социального процесса, эксплуатацией, социальной придавленностью и т. д.

  С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Бог как иллюзия», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

  В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум народа».

  Согласно  представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как, же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности.

  Некоторые исследователи полностью отвергают концепцию «дорелигиозного периода» и утверждают, что современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции.

  С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

    Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям.

  Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного  сознания в течение более, чем  двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности.

  Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными  силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки  воздействовать на эти силы. В религиозных обрядах, заклинаниях, жертвоприношениях люди пытались служить сверхъестественным силам и в некоторой степени управлять ими. Кроме того, с помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.

  Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная  форма осознания человечеством  окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. Ф. Энгельс назвал религию "фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, и которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных".

  В языческих религиях реальные земные проблемы были связаны с миром  природы, подавляющей человека, с  проблемами его болезни и смерти. В то же время и в язычестве, и позднее в христианстве постепенно на первое место выдвигаются духовные проблемы, та же, как вопрос о сущности самого человека, о его смертности или бессмертии, о соотношении добра и зла, о совести и справедливости. Таким образом, религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами.

  Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека.

  В принципе (т.е. безотносительно к  религии) влияние какого-либо явления  на жизнь людей может быть или  положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и  развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?

  Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют безусловно положительную роль, ложные - безусловно отрицательную, а частично истинные - противоречивую роль.

  Среди атеистов есть и такие (мы называем их "крайними атеистами"), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) "врагом культуры и прогресса".

  В проблеме "роль религии" существует и точка зрения так называемой "золотой середины", которой и придерживаются авторы книги. Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера.

  Формы религии многообразны. Но различные  мировые религии: христианство, ислам, буддизм при всем их внешнем различии имеют много общих черт. Это  сходство объясняется, прежде всего, единством человечества, сходством процессов социального развития, общими для людей законами психологии. 
Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, является элементом в структуре религии. Элементы и структура религии возникли и изменялись в процессе истории человечества.

  В современной философии различают  три ступени в истории религии:

  1) религия, опирающаяся на свое  божество в природных силах  (бог Солнца, бог Земли и т.п.);

  2) религия, признающая всемогущего  "Бога-господина", требующая повиновения  ему. Это может быть учение  о персонифицированном Боге (монотеизм). Это ислам и иудейская религия,  а в широком смысле и христианство (троица). Сюда же относится и  религия как простая мораль без Бога;

   3) религия искупления, возникающая  из чувства греховности. Эта  религия связана с верой в  милосердие Бога, освобождающего  от греха (см. Краткая философская  энциклопедия. М.,1994, с.392-392).

  Основные  функции религии.

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Информация о работе Религия, её происхождение, корни и роли в современном обществе. Религиозное и атеистическое сознание