Религиозный характер философии средних веков. Патристика и схоластика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Средневековая европейская христианская философия - занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения - с I до XV век. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI века) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство

Работа содержит 1 файл

философ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

    Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и к самому себе, который  представляет собой единство психических  процессов, активно участвующих  в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

    Сознание  это, прежде всего осознание ближайшей  чувственно воспринимаемой среды и  осознание ограниченной связи с  другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

    Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

    Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

    Поскольку сознание - есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос,  как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание - субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета - это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.

    Итак, сознание как отражение и как  активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем  влиянии на бытие оно может, как  оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

    Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать  бытие в рамках закономерного  для данного общества эволюционного  процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

    Итак, сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. 
 

      35. Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Объясните смысл высказывания Т.Т. Сартра: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет»». 

      Ответ: 

      По  моему мнению, можно утверждать, что человека человеком делает свободный выбор.

      Понятие свободы является центральным для  всей философии Сартра. Свобода есть "ничто", которое мы переживаем, когда мы сознаем то, что мы есть, и это дает нам возможность  выбора того, чем мы будем в будущем. Выборы, которые мы делаем, происходят на основе "ничто", и они являются выборами ценностей и смыслов.

      Когда мы выбираем, выбор действия является также выбором себя. Существование  дано уже и каждый должен существовать, чтобы выбирать. То, что я выбираю, есть моя сущность, специфический путь, которым я существую. Я выбираю себя, так как я предусматриваю себя. Таким образом, в специфической ситуации я могу выбрать себя: или размышляющее я, или импульсивное я, или любое другое возможное я. Может быть, кто-то пожелает быть покорным другим людям, а кто-то будет сопротивляться влияниям. Если я выберу себя как такого, "кто в основе своей размышляет", то именно в этом выборе, а не в каких-то специфических размышлениях, которые сопровождают его, я делаю выбор себя.

      Его первоначальный интерес состоит  не в том, чтобы сказать, на что  должны быть похожи люди, а на что  они похожи в действительности. Например, он не говорит, что мы должны делать свободные выборы, но что условия  существования человека таковы, что мы не можем избегать делать такие выборы.

      Таким образом, Сартр утверждает, что каждый должен делать свои собственный выбор  своего мира.

      Сартр утверждает, что мы отказываемся от свободы, потому что в признании  ее мы испытываем страдание.

      Жить  в этом обществе, согласно Сартру, как живет в нем "довольное собой сознание", можно лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от "решений" и "выбора", переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ - ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли.

      Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет  выбирать. В поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его внутреннего мира.

      Реальная целеполагающая деятельность человека предполагает 4 значения свободы:

      1) она означает способность самостоятельно  выбирать цели действия;

      2) действовать ради достижения  целей; 

      3) достигать поставленных целей;

      4) выявление своей воли.

      Вносимое  Сартром "уточнение" понятия свободы, сводящее ее к автономии выбора, замыкает ее рамками сознания, изменением действительности лишь в своих мыслях. Такая свобода не вносит никаких перемен в окружающий мир и не является действительным превзойдением ситуации. Но только такое отождествление свободы с автономией выбора позволило Сартру утверждать, что человек всегда свободен и что с точки зрения свободы для него нет никакой разницы между диаметрально противоположными ситуациями.

      Человек не может быть то свободным, то рабом - он полностью и всегда свободен или его нет.

      В любой ситуации человек может  сказать "нет". Эти слова имели  особое звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы: 

  1. .Г. Спиркин.  Основы философии: Учебное пособие  для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с. 
  2. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГУ, 1998. – 394с.
  3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1977г
  4. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах.//Культурология. XX век. Антология, М., 1995.
  5. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.З. М., 1967. С. 236.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.- 119с.
  7. Орлов В. Человек, мир, мировоззрение. - М., 1985. - С.192.
  8. Столяров А.А. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.246-252.
  9. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов - на - Дону, 1998. – 393с.
  10. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 287с.
  11. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-еизд. – М.: Политиздат, 1980.- 444с.
  12. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001, с. 7.

Информация о работе Религиозный характер философии средних веков. Патристика и схоластика