Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа
Средневековая европейская христианская философия - занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения - с I до XV век. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI века) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство
8.
Религиозный характер
философии средних
веков. Патристика
и схоластика
Средневековая европейская христианская философия - занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения - с I до XV век. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI века) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообще какого-то мрака. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии. Главная особенность этого этапа развития философии - её сопряжённость с верованиями христианства. Философия развивается с учётом основных религиозных догм, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.
Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования.
Основные этапы средневековой философии - патристика и схоластика.
Патристика (от слова «патер» - отец) – христианское богословие 2-8 вв., апологетика «Отцов церкви», отставивших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.
Начиная с 3 века патристика старалась приспособить философию эллинизма (неоплатонизм) к обоснованию христианства.
Представители патристики: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин и др.
В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:
- положили конец античной философии;
- положили
начало средневековой
Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.
Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.
Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.
Таким образом, патристика - название собирательное и достаточно условное, ибо в ее границах мы непременно рассматриваем целый ряд выдающихся авторов, которые по тем или иным критериям не подходят под определение "отец церкви".
Истина в патристике - достояние не индивидуальное, но корпоративное, она принадлежит не тому или иному автору, но всему христианскому сообществу. Авторитет всякого отца церкви объясняется вовсе не его личной оригинальностью, не тем, что он предложил особую и ни на что не похожую позицию решение проблемы, но тем, что его мысли находятся в согласии с традицией, освященной апостольским и церковным авторитетом. Отец церкви более всего велик там, где он согласен с другими авторитетными отцами. "Согласие святых отцов", таким образом, является важнейшим источником авторитета (после Писания и постановлений Вселенских соборов).
Заключительный период патристики характеризуется окостенением мысли, начинает преобладать путь рационального постижения христианских истин (схоластика), правоведческий, практический уклон.
Схоластика (от греч. scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр - «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (13-14 вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (вторая схоластика, 16-17 вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
Этап схоластики (IX-XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь её развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоластами», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».
Схоластическое движение наиболее характерно для Западной Европы IX – XIV вв., хотя сходные тенденции наблюдаются и в философии стран Востока. Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки. Импульсом к привлечению рациональных аргументов в создании теологической системы послужило наличие многочисленных противоречий в религиозных текстах.
Схоластическая философия в лице её представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план всё же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций «реализма».
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки - философии.
Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения «отцов Церкви», чем Священное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией «реализма» и развитым логическим мышлением.
Развитие европейской схоластики связано с преподаванием христианской доктрины сначала в школах, а затем в университетах.
Схоластическое движение прошло несколько этапов.
Первый этап - ранняя схоластика (XI-XII вв.). Среди представителей ранней схоластики - Иоанн Скот Эриугена, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бонавентура, Росцелин, Гийом из Шампо и др. На этом этапе заметно сильное влияние неоплатонизма.
Второй этап (XIII в.) так называемой «средней», или «зрелой» схоластики. (Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот и др.). Этот период ознаменован образованием университетов (прежде всего в Болонье и Париже), особого рода корпораций преподавателей и студентов. К обсуждению вопросов веры допускались только определённые лица. В средневековом университете обучению на теологическом факультете предшествовало обучение на факультете «свободных искусств». Зрелая схоластика находилась под влиянием учения Аристотеля.
Третий этап, поздняя схоластика (XIII - начало XV в.), характеризуется обострением противоречий внутри схоластики (Альберт Саксонский, Жан Буридан, Николай Орем, Уильям Оккам и др.). Теория «двух истин» становится основой отмежевания философии и опытной науки от теологии. С одной стороны, рациональное обоснование теологических положений всё больше детализируется, с другой - развиваются мистические направления (Экхарт), которые вступают в столкновение со схоластической учёностью.
Центральная проблема ранней схоластики проявилась в знаменитом споре между реалистами (от лат. realis - вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen - имя, наименование). Спор шёл о природе универсалий (от лат. universalis - общий), т.е. о природе общих понятий.
Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин, довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи». Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
Как
и следовало ожидать, церковь
приняла умеренный реализм Фомы
Аквинского, а номинализм Росцелина был
осужден ещё на Суассонском соборе в 1092
г. Выступая против крайностей реализма
и номинализма, Пьер Абеляр,
в основном стоявший на почве номинализма,
выработал примирительную объединяющую
формулу концептуализма:
универсалии не обладают самостоятельной
реальностью, реально существуют лишь
отдельные вещи; однако универсалии получают
известную реальность в сфере ума в качестве
понятий, представляющих собой результат
абстрагирования, умственного обособления
и обобщения отдельных свойств вещей.
28.
Искусство, эстетическое
сознание и жизнь
Искусство - практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.
Прекрасное, возвышенное, трагическое - основные эстетические ценности - становятся основой эстетической оценки окружающего. Тем самым эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического мироощущения - становятся эстетическими категориями. Эстетические категории (как и категории этики) ведут "двойное" существование. Они являются теми "очками", сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; и одновременно эстетические категории прекрасного, гармонического, возвышенного, безобразного, комического, трагического являются объектом исследования особой науки - эстетики.
Особенности
эстетического мироощущения проявляются
в его эмоциональной
Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощает потребность человека "остаться собой и быть всем", потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звездного неба и в глубины собственной жизни.
В рамках эстетического мироощущения человек относится к миру в его смысловой перспективе, в "горизонте возможного". "Я" оказывается способным отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек относится к миру не как к объекту своего познавательного, производственного, социально-преобразовательного воздействия; мир уже не вращается вокруг моего эгоистического "я", происходит децентрация мира, "я" начинаю чувствовать "душу вещей". В эстетическом отношении человек переживает свои собственные "родовые" возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие.
Информация о работе Религиозный характер философии средних веков. Патристика и схоластика