Религиозно-экзистенциалистская философия свободы Н.А. Бердяева (1874–1948)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:30, доклад

Описание работы

Можно сказать, что это – традиционная тема человечества. Имея своеобразную таинственную энергию, свобода притягивает к себе человека на протяжении всей своей истории. На сам феномен свободы люди смотрят по-разному, поэтому нет и, наверняка, не будет однозначного ответа на вопрос: что такое свобода? В то же время, нельзя принимать то или иное представление о свободе догматически, необходимо искать истину о свободе в постоянном диалоге между разными, подчас противоположными, взглядами о ней. В настоящее время данная проблема особенно актуальна. XX век показал, что, несмотря на величайшие достижения человечества, конкретный человек не только не освобождается, а, наоборот, закрепощается в современном мире. Обычный человек не обретает свободу, а бежит от свободы; он не способен реализовать ее в собственной жизни. Данное состояние присуще и западному миру, и посткоммунистическому пространству.

Содержание

Введение ____________________________________________________________ стр.3

Общая хар-ка философии свободы в XIX-XX вв. __________________________ стр.4

Философия свободы по Н.А. Бердяеву ____________________________________ стр.6

Заключение __________________________________________________________ стр.8

Работа содержит 1 файл

Этика.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

Этим Бердяев  приближает человека к Богу. Бог  предоставил человеку самостоятельно, свободно и творчески преобразовывать  мир, для того чтобы в конце  истории соединится с Богом в  Божественном Космосе. Это и будет  откровением восьмого дня творения – богочеловеческого сотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, чтобы  пронести свое тяжелейшее бремя свободы, человек не просто должен, он обязан творить. Творить – это не значит лишь создавать, это и познавать, и сочинять, и философствовать. Лишь актами творческой свободы и свободной  любовью к Богу человек может  противиться злу в этом мире. Только в них и через них сможет человек спасти мир и спастись сам.

Таковы характерные  черты концепции свободы человека Н.А. Бердяева. Много в ней спорного. Так, например, детерминисты никак не могут согласиться с внепричинностью  свободы, о её трансцендентной предельности. В то же время, и принадлежащие  к направлению самого Бердяева (представители  ортодоксальной Церкви) не могли согласиться  с достаточно вольными интерпретациями  учения о Христе.

Но в чем  должны согласиться и те, и другие, так это в том, что Бердяев  положительно обосновал проблему свободы  человека, указав человечеству на единственный путь – путь творчества, – который  способен спасти мир (или, по крайней  мере, его не уничтожить). Благодаря  взглядам Бердяева многие (даже непрофессионалы) смогли по-иному взглянуть на человека, переосмыслив незыблемые, как им казалось, ценности либерального гуманизма, творчески  претворив их в жизнь.

Мы рассмотрели  два совершенно разных подхода к  пониманию природы свободы. Одни приходят к свободе разумом, другие – открытым сердцем. Для первых свобода  – это право, для вторых – бремя  и ответственность. Также по-разному  человек и пользуется этой свободой. Если в первом понимании свобода  приводит либо к произволу, либо к  умилительному компромиссу между Я и внешним миром, то во втором случае свобода приводит к любви и творчеству.

По моему  убеждению, второе понимание свободы  не характерно для общего миропонимания  Запада, оно ближе к русскому миросозерцанию, нежели к европейскому и американскому. Аналогично можно сказать, что понимание свободы как права не свойственно (порой, чуждо) для русского человека. Политические и социальные реформы 90-х стали тому подтверждением. На наш взгляд, свобода в России не состоялась. Русский человек, по-видимому, не справился со свободой, посчитав, как некоторые современные философы, что быть свободным – это быть счастливым, живя по собственной воле. Счастливыми (= богатыми, в обыденном понимании российского человека) стали не все, ими стали единицы. Остальные же просто бежали от свободы, переложив ответственность на других. Некоторые, переняв дух рационалистической свободы, пришли или к бесчинству, доходящего до произвола, или к душевному застою, потере всякой активности. Описываемая картина не может не настораживать, она опасна для российского общества. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо понять, что свобода есть бремя, которое человеку приходится нести всю свою жизнь, чтобы спасти себя и собственное Отечество.

Для подготовки доклада использовались материалы статьи «Феномен свободы:

сравнительный анализ основных подходов к ее пониманию.» URL:www.velimirch.narod.ru/Philosophy/fenomensvobod.html


Информация о работе Религиозно-экзистенциалистская философия свободы Н.А. Бердяева (1874–1948)