Реализм в философии Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

Содержание

1 Реализм в философии Средневековья……………………………….…. 3
2 Религиозная картина мира…………………………………….………….. 7
3 Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества……………………………………………………..
17
Список используемой литературы……………………………….………. 23

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Всех людей впереди ждет Страшный суд, который определит судьбу каждого: одни обретут вечное блаженство в раю, другие, греш­ники — вечные муки в аду. И сейчас еще не поздно получить место в раю: нужно только следовать нравственным поучениям христианской церкви, молиться Иисусу Христу, вести праведный образ жизни, не поддаваться плоти и гордыни.[7]

Ислам возник в VII веке нашей эры в Аравии. Его основателем был Мухам­мед. Будучи наемным пастухом, он ис­пытал на себе тяготы жизни арабских кочевников-скотоводов. Мусульмане почитают Муххамеда как по­сланца, пророка Бога — Аллаха (в переводе с арабского — "всемогущий"). Они верят, что Муххамед получил от Бога "откровение", записанное в священной книге Коран (что означает "чтение вслух"). По преданию, в пустыне Мухаммеду являлся ангел по имени Джебраил и читал ему по начертанным на небе письменам "откровения", которые Мухаммед должен был читать своим привер­женцам. Текст Корана возник в середине VII века как запись изрече­ний и поучений Мухаммеда, который сам ничего не писал. Коран раз­делен на 114 глав — сур, в которых говорится обо всех сторонах жиз­ни, включая политику, правосудие, мораль, обрядовые предписания.

Вероучение ислама несложно. Он исповедует единобожие — веру в то, что есть только один Бог-Аллах, всезнающий и всемогущий. Мир сотворил Аллах и управляет им. Существуют ангелы и злые духи-джины, которые исполняют волю Аллаха. В последний день мира все воскреснут из мертвых и получат воздаяние по своим делам: правед­ные и почитающие Бога будут наслаждаться в раю, а грешные и не­верные — гореть в геенне. От верующего требуются смирение и по­корность воле Аллаха. Каждый мусульманин обязан выполнять пять основных предписаний: верить, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухха­мед — пророк его; каждый день совершать пятикратную молитву, намаз, а перед молитвой омовение; выплачивать в пользу бедных налог — заклят; раз в год соблюдать пост, уразу, то есть в течение месяца воздерживаться от еды, питья, курения от восхода до заката солнца; совершать паломничество, хадж, в священный город Мекку.[3]

Коран подробно регламентирует нравственно-правовую сторону личности. Ислам запрещает бессмысленное кровопролитие и призыва­ет бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для мусульма­нина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в отношении последних возможна священная война.

На основе шариата мусульманам запрещается все, что может угрожать физическому, умственному и моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающимися нечис­тыми. Категорически осуждаются самоубийство, прелюбодеяние, аборт. Сурово осуждаются воровство, мошенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры, "черный" рынок и т.д. В семье четко рас­пределены роли: муж — глава семьи, ее кормилец и защитник, жена занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Женщина считается подчиненной мужчине.

Ислам предписывает верующим быть справедливыми, за добро платить добром, за зло — злом, щедро помогать бедным. Следует так­же отметить, что мусульманское духовенство выполняет не только чисто религиозные, но и светские функции, в том числе судебные на пикше шариата — мусульманского законодательства. Богатство и бедность, то есть имущественное неравенство и частная собствен­ность, признаются естественным фактом, установлением Аллаха.

Ислам оказал огромное влияние на культуру исповедующих его народов, на их мировосприятие, психологию, жизненный уклад.[3]

Самая древняя из современных миро­вых религий — буддизм. Он существует уже более 2500 лет и оказал большое влия­ние на жизнь народов Азии, особенно Ин­дии, Тибета. В нашей стране буддизм распространен, прежде всего, в Бурятии и Калмыкии.

Существует множество легенд об основателе этой религии — Будде. Считается, что он родился в VI веке до н.э. в Восточной Индии и семье властителя небольшого государства. Юный принц Гаутама (по его имя от родителей) воспитывался в роскоши и получил по тем временам хорошее образование. Но однажды он увидел, что люди болеют, стареют и умирают. Это так его потрясло, что он бросил богат­ство и власть, отправившись искать истину, которая бы избавила его от страданий. Семь лет был странником-аскетом, голодал, терпел раз­личные лишения, но не нашел выхода на пути умерщвления плоти. В тридцать пять лет в процессе медитации к нему пришло просветле­ние, и он стал Буддой-Просветленным, познавшим тайные законы ми­роздания. С тех пор он стал ходить по стране, проповедуя своё учение. Суть учения Будды состоит в следующем: людям необходимо изба­виться от желаний, потому что они порождают все наши страдания.

Иногда буддизм называют "религией без бога", но это не вполне справедливо. Здесь присутствует большое количество богов-Будд, ко­торых насчитывается, как было сказано выше, не менее 987 тысяч. Бо­ги в буддизме не бессмертны. Каждый из них многократно рождается, вертится в "колесе сансары", чтобы, в конце концов, прекратить пере­рождения и впасть в блаженное состояние, называемое "нирваной". Главным богом над другими богами и над человеческим миром явля­ется Гаутама, Будда, Однако он не творец мира и не его управитель. Он — советчик, наставник для низших богов и Будд.

По буддистскому учению, мир сложен в пространственном отно­шении, он насчитывает 31 сферу; здесь имеется ад, в котором винов­ные отбывают соответствующие наказания. Мир подвержен циклично­сти — действию закона времени. Он постоянно проходит крупные ка­чественные периоды, называемые "кальпами". Каждая кальпа длится 4 млрд. 320 млн. лет. Периодически Вселенная сгорает в великом мировом пожаре по причине грехов живых существ.

В буддийском представлении мир для всех живых существ являет собой страдание. Человек в этом мире страдает всегда: когда он рож­дается; когда он желает, но не может получить желаемое; когда имеет желаемое, но теряет его; когда умирает.[8]

Согласно этому учению, для человека главным является осознанно четырех возвышенных истин" и готовность следовать "восьмеричному" пути спасения, или достижения просветления.

Суть "четырех истин" сводится к следующему. Центральная идея содержится в первой истине — "Истине страдания", по которой страдание является фундаментальным свойством человеческого существования. Процесс: "Жить — значит страдать" происходит в результате отсутствия постоянства в жизни и вечной ее изменчивости.

Вторая истина получила название "Истина причины". Причиной страданий является жажда жизни, желания, страсти, влечения. Иначе говоря, человеческое "я" стремится бесконечно удовлетворять свои желания, все время, будучи привязанным, к людям, вещам и обстоятельствам.

Третья — "Истина освобождения" рекомендует освободиться от страданий путем отказа от желаний и подавив в себе все страсти.

Четвертая истина — "Истина пути" указывает пути уничтожения страданий, достижения состояния нирваны, то есть угасания или исчезновения.

Достижение нирваны является высшей целью буддистской личности. Почему люди должны стремиться к ней? Какими свойствами она обладает? По учению буддизма, нирвана — это блаженное состояние, в котором исчезает, размывается человеческое беспокойное "эго", вечно терзаемое страхом и пребывающее в страданиях. С исчезновением "я" мы растворяемся во Вселенной и больше не ведаем никаких болей и надежд, наступает желанное освобождение, бесстрастность и покой. Нирвана — это высшее блаженство спокойствия и невозмутительно­сти, по сравнению с которыми любые эмоциональные радости оказы­ваются низкими и несовершенными. Нирваны можно удостоиться, если следовать восьмеричному пути спасения: праведная вера в Будду, его учение, праведный образ жизни и созерцание. Весь путь требует также освобождения от 10 цепей: от любви к земной жизни, от чувственных страстей, от желаний, от ненависти, от гордости и т.д. Следуя подобным путем, человек достигает совершенства, становится архатом, то есть святым. Другими словами, он достигает нирваны (по существу небытия), которая кладет конец всем желаниям, а, следователь­но, и страданиям.

В буддизме большое значение имеют правила поведения человека. Они требуют от него любви и милосердия ко всему живому: нельзя убивать никакое живое существо. Нужно доброжелательно относиться ко всем — и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это влечет за собой новое зло и страдание. Абсолютным правилом буд­дизма является непротивление злу, прощение всех обид (нельзя даже наказывать за убийство). Чтобы в полной мере выполнить предписа­ния буддизма, нужно уйти из мира и вести монашеский образ жизни. 11оскольку отрешение от жизни не может быть общим правилом, выявляется пять обязательных для всех заповедей: не убивать живого, не брать чужого, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить и вина. Человек должен надеяться не на богов, но лишь на себя самого: никто не спасет его и не избавит от мучений сансары, если он не добь­ется этого сам, ведя праведный образ жизни. Боги, как и люди, сами не избавлены от страданий. Будда никого не может спасти, он только по­стигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно. Такова кратко версия мироздания буд­дизма.[4]

Итак, религиозный взгляд на мир продолжает оставаться в сознании у большинства людей и играет значительную роль в жизни народов,
здравомыслящих людей возникает вопрос, почему религиозные версии мироздания существуют и сейчас, в начале XXI столетия несмотря на великие достижения человечества в познании мира и противоречивость, иллюзорность самих религиозных учений? В дополнение к этому из истории религии напомним следующие антигуманные фак­ты: религиозная инквизиция в средние века уничтожила сотни тысяч человек, в том числе великих философов и ученых; церковь организо­вывала крестовые походы, вдохновляла на захватнические, разруши­тельные и несправедливые войны; религиозные культы требуют жерт­воприношений; религия и сейчас находится в конфликте с наукой.

Укорененность религии среди людей объясняет ряд фундаментальных причин.

Первая причина связана с несовершенством внутреннего мира че­ловека, его мышления. Так, не сбылось ожидание близкого конца ре­лигии в результате прогресса науки. Наука не вытеснила религию, у нее имеется немало еще "белых" пятен в познании мира. Для верую­щего человека многие явления остаются непонятными и необъясни­мыми. К ним, например, можно отнести следующие: в конце XX столетия неизмеримо выросло созданное человеком богатство, но в то же время остается огромное количество людей, обреченных на безрабо­тицу, нищету и голод. Покорение природы человеком обернулось эко­логической катастрофой. Техника, основанная на науке, призванная облегчить и улучшить жизнь людей, сделать ее достойной человека, грозит уничтожить всякую жизнь на Земле.

Вторая причина. Немалую роль в сохранении религии играют не­прерывные войны в истории человечества (особенно две последние мировые войны), которые противопоставляют людей друг другу и не­сут горе, страдания, гибель, громадные разрушения материальных и духовных ценностей. Их систематическая повторяемость включает в себя что-то стихийно-бесчеловечное, неуправляемое человеческим разумом. У людей складывается впечатление бессмысленности жизни, "сизифова" труда и даже своего существования. Поэтому мистическое сознание устремляет свой взгляд с надеждой на Мировой Разум — Бога, который должен навести на земле мудрый порядок, коль сами люди не могут этого сделать.

Третья причина. Распространению религиозной версии мирозда­ния способствует не столько учение о мире, сколько учение о нравст­венности человека, праведной его жизни: о добре и зле, справедливо­сти, совести. Верующие люди высоко чтят именно гуманно ориенти­рованную часть учения. Христианские заповеди "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т.д., по их мнению, — это главные законы нравственной жизни человека, своего рода скрепы, объеди­няющие людей в общество. Нельзя забывать о претензиях религии на выполнение таких функций, как социальная интеграция и регуляция в обществе; о её стремлении к объединению общих интересов противо­положных классов и социальных групп, общих ценностей и нравственных принципов.

Правящая, государственная власть крайне заинтересована в сохра­нении религии.

Имеется, безусловно, немало и других причин существования ре­лигиозных верований.

В настоящее время высказываются различные предположения от­носительно будущего религии. Крайние из них сводятся к следующе­му. Первое: религии принадлежит будущее и её роль в жизни общества возрастает. Второе: религия не имеет будущего, постепенно она будет вытеснена научным мышлением, гуманистической светской этикой — этикой без Бога. Ряд мыслителей высказывают и такую идею: в буду­щем люди будут иметь единую, универсальную, всечеловеческую ре­лигию.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Если исходить из чисто количественных измерений, то можно  ответить на вопрос о том, где находится Россия се­годня по главным показателям уровня своего экономиче­ского, научно-технического, технологического развития, по темпам роста экономики и производительности труда и т.д. Такой подход характерен для ряда как западных, так и российских исследований по данной теме.

Социологический анализ со­временного российского общества, его переходного состоя­ния ставит вопрос о новых подходах. Главная стержневая теоретическая проблема - это не технико-экономическое, а социально-экономиче­ское, политическое и духовное в широком смысле содер­жание переходного характера современного российского общества, смена самого общественного строя и связанные с этой сменой, обусловленные ей технико-экономические, технологически, научно-образовательные, культурные и иные аспекты развития.

Применительно к современной России исходным пунктом, с чего начинается переход, выступает не уровень ее развития с соответствующими количественными показателями, а характер того общественного строя, который предшествовал переходу. Это «реальный социализм» как система общественных отношении. Его могут назвать (и называют) по-разному: «государственный капитализм», «тоталитарный строй», «номенклатурный социализм», «неофеодализм», «комму­нистический тоталитаризм» и т.д. Но то, что реально су­ществовала и функционировала в течение семи десятиле­тий особая общественная система, — это неоспоримо.[3]

Что же представлял на деле «реальный социализм»? Если предельно кратко, то по своей сути это  радикальный антикапитализм, отрицание и частной собственности, и ее права (в качестве формального равенства), и свободной правовой личности — самостоятельного субъекта права и собственности. В обобщенном виде последовательное от­рицание частной собственности в любой ее форме и пред­ставлено в социалистической собственности, которая, как ни парадоксально, в экономико-правовом смысле вовсе и не собственность, а радикальное отрицание всякой собст­венности и всякого права собственности. Это относится не только к «общенародной» собственности, но и к «колхоз­но-кооперативной». Произошло отчуждение собственно­сти от живых, конкретных людей, и следствием такого его абстрактно-всеобщего, обществен­но-коллективного характера явились ее «ничейность», «государствленность».

Информация о работе Реализм в философии Средневековья