Стёпин Вячесла́в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский философ
- «В истории
формирования и развития науки
можно выделить две стадии, которые
соответствуют двум различным
методам построения знаний и
двум формам прогнозирования
результатов деятельности. Первая
стадия характеризует зарождающуюся
науку (преднауку), вторая - науку в
собственном смысле слова".
Преднаука
- Доклассический
этап где зарождаются элементы
(предпосылки) науки.
- Зачатки знаний
- на Древнем Востоке,
- в Греции и Риме
- в средние
века, вплоть до 16-17
столетий.
Наука как целостный феномен
- Возникает в
Новое время вследствие отпочкования
от философии
- три
этапа:
- классический,
- неклассический,
- постнеклассический
(современный).
- Критерием данной
периодизации является соотношение (противоречие)
объекта и субъекта познания.
Тип
рациональности
Характеристики
рациональности
классическая
все
относящееся к
субъекту не имеет
значения
неклассическая
учитываются
средства познания
постнеклассическая
учитываются
ценностно-целевые
структуры
- Каждая из
стадий имеет свою парадигму (совокупность
теоретико-методологических и иных
установок), свою «картину мира»,
свои фундаментальные идеи.
Современная наука
- Ученых в
мире более 5 млн. человек
- 15000 дисциплин
Современная наука и общество
- Вектор связи
«наука - общество»
- в XIX в. был направлен
от науки к обществу, так как история цивилизации
выступала в качестве функции развития
научных идей,
- в ХХ в. - от общества
к науке. Наука выступает как функция развития
общества.
Социальность науки
- Наука превращается
в сложный социальный организм,
включающий в себя социальные
структуры разного типа:
- лаборатории,
- университеты,
- группы ученых,
- научное сообщество
и т.д.
Понятие «научного сообщества»
Раскрыто Т. Куном
(1927-1996) в книге «Структура научных
революций».
Научное сообщество
это деятельность ученых по
производству нового знания и
отношения между учеными.
Формы
социальных отношений:
- отношения ученых
и людей других профессий, например ученых
и менеджеров и т.д.;
- мотивация, цели
деятельности, этические нормы;
- способы общения
между учеными в ходе решения научных
проблем.
Уровни научного сообщества
- 1) национальное
научное сообщество, действующее
в пределах того или иного
государства; реализует не только
нормы и ценности науки в
целом, но и те ценности,
которые являются главными в
стране.
- 2) дисциплинарное
научное сообщество, ограниченное рамками
определенной области знания, носит интернациональный
характер, исходит из поиска эффективных
путей развития отрасли знания.
Общественная поддержка науки
- финансовая (от
государства или частных фондов);
- материальная (земля,
здания, оборудование и т.д.);
- интеллектуальная
(приток в науку молодежи);
- высокий общественный
статус, престиж (понимание обществом
ценности науки как таковой).
Общество от науки
- знания, которые
формируют культуру и мировоззрение
- новые технологии,
источники сырья, энергии и т.д.
- решение социальных
проблем
- формирование интеллектуального
потенциала общества в целом,
- осуществление
научной экспертизы различных программ
(социальных, экономических, политических)
- подготовка управленческих
решений.
ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ
- 1) история
науки как прогрессивный поступательный
процесс (кумулятивная модель);
- 2) история науки
как процесс развития научного знания
через научные революции;
- 3) история науки
как совокупность различных познавательных
программ «кейс стадис».
- Первая
модель исходит из установки, что
новое знание всегда совершеннее прежнего,
поэтому историческое развитие науки
это подготовка ее современного состояния.
Теоретической основой данной модели
стала философия позитивизма (конец XIX
- начало ХХ в).
- Вторая
модель появилась в середине ХХ в.
в связи с кризисом позитивизма. Она исходит
из идеи прерывности развития научного
знания. Время от времени в науке происходят
революции, принципиально меняющие парадигму
и направление научного знания.
- Третья
модель понимает любое событие в
науке как неповторимое в других исторических
условиях. Она допускает одновременное
существование различных теорий, по-разному
объясняющих одни и те же научные факты.
- Помимо указанных
моделей история науки может изучаться
через теории отдельных ученых или научных
школ, исследующих определенную область
научного знания.
Уровни и методы научного познания
- Метод
– (гр. Путь к чему-либо),
способ деятельности,
совокупность приемов,
правил, способов, норм
познания и действий.
Методология
- Система
определенных способов
и приемов, применяемых
в той или иной
сфере деятельности
- Учение
об этой системе общая
теория метода
Структура научного познания
Научное познание
Эмпирический уровень
Теоретический уровень