Развитие науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:30, доклад

Описание работы

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.

Работа содержит 1 файл

Развитие науки.ppt

— 656.50 Кб (Скачать)

Стёпин Вячесла́в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский философ  

  • «В истории  формирования и развития науки  можно выделить две стадии, которые  соответствуют двум различным  методам построения знаний и  двум формам прогнозирования  результатов деятельности. Первая  стадия характеризует зарождающуюся  науку (преднауку), вторая - науку в  собственном смысле слова".

Преднаука 

  • Доклассический  этап где зарождаются элементы (предпосылки) науки.
  • Зачатки знаний
    • на Древнем Востоке,
    • в Греции и Риме
    • в средние века, вплоть до 16-17 столетий.

Наука как целостный феномен 

  • Возникает в  Новое время вследствие отпочкования  от философии
  • три этапа:
    • классический,
    • неклассический,
    • постнеклассический (современный).
  • Критерием данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

Тип  рациональности 

Характеристики  рациональности 

классическая 

все  относящееся к  субъекту не имеет  значения 

неклассическая 

учитываются  средства познания 

постнеклассическая 

учитываются  ценностно-целевые  структуры

  • Каждая из  стадий имеет свою парадигму (совокупность  теоретико-методологических и иных  установок), свою «картину мира», свои фундаментальные идеи.

Современная наука 

  • Ученых в  мире более 5 млн. человек
  • 15000 дисциплин

Современная наука и общество 

  • Вектор связи  «наука - общество» 
  • в XIX в. был направлен от науки к обществу, так как история цивилизации выступала в качестве функции развития научных идей,
  • в ХХ в. - от общества к науке. Наука выступает как функция развития общества.

Социальность науки 

  • Наука превращается  в сложный социальный организм, включающий в себя социальные  структуры разного типа:
    • лаборатории,
    • университеты,
    • группы ученых,
    • научное сообщество и т.д.

Понятие «научного сообщества» 

Раскрыто Т. Куном (1927-1996) в книге «Структура научных  революций».

Научное сообщество  это деятельность ученых по  производству нового знания и  отношения между учеными.

    Формы  социальных отношений:

  • отношения ученых и людей других профессий, например ученых и менеджеров и т.д.;
  • мотивация, цели деятельности, этические нормы;
  • способы общения между учеными в ходе решения научных проблем.

Уровни научного сообщества 

  • 1) национальное  научное сообщество, действующее  в пределах того или иного  государства; реализует не только  нормы и ценности науки в  целом, но и те ценности,  которые являются главными в  стране. 
  • 2) дисциплинарное научное сообщество, ограниченное рамками определенной области знания, носит интернациональный характер, исходит из поиска эффективных путей развития отрасли знания.

Общественная поддержка науки 

  • финансовая (от  государства или частных фондов);
  • материальная (земля, здания, оборудование и т.д.);
  • интеллектуальная (приток в науку молодежи);
  • высокий общественный статус, престиж (понимание обществом ценности науки как таковой).

Общество от науки 

  • знания, которые  формируют культуру и мировоззрение 
  • новые технологии, источники сырья, энергии и т.д.
  • решение социальных проблем
  • формирование интеллектуального потенциала общества в целом,
  • осуществление научной экспертизы различных программ (социальных, экономических, политических)
  • подготовка управленческих решений.

ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ 

    
  • 1) история  науки как прогрессивный поступательный  процесс (кумулятивная модель);
  •  2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции;
  •  3) история науки как совокупность различных познавательных программ «кейс стадис».
  • Первая  модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего, поэтому историческое развитие науки это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).
  • Вторая  модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания.
  • Третья  модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты.
  • Помимо указанных моделей история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, исследующих определенную область научного знания.

Уровни и методы научного познания 

  • Метод  – (гр. Путь к чему-либо), способ деятельности, совокупность приемов, правил, способов, норм  познания и действий.

Методология 

    • Система  определенных способов  и приемов, применяемых  в той или иной  сфере деятельности
    • Учение об этой системе общая теория метода

Структура научного познания 

Научное познание 
 

Эмпирический уровень 

Теоретический уровень

Информация о работе Развитие науки