Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:10, реферат
Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.
1. Цивилизация и культура
2. Культурно-исторические типы Данилевского
3. Представления о культуре и цивилизации О. Шпенглера
4. Эволюция концепции культуры и цивилизации Тойнби
Список литературы
Фаустовская душа с ее бесконечными стремлениями, с раскрывающейся перед ней далью, есть душа христианского периода истории. Это христианство разорвало грани античного мира, с его ограниченными, сдавленными горизонтами. После явления христианства в мире раскрывается бесконечность. Христианство сделало возможным фаустовскую математику, математику бесконечного. Этого совсем не сознает Шпенглер. Он не ставит явление фаустовской души ни в какую связь с христианством. Он просмотрел значение христианства для европейской истории, для судьбы европейской культуры. Судьба эта – христианская судьба. Он хочет оттеснить христианство исключительно к магической душе, к типу еврейской и арабской культуры, к Востоку. И он обрекает себя на непонимание смысла европейской истории. Для Шпенглера вообще не существует смысла истории. Смысла истории и не может быть при таком отрицании субъекта исторического процесса. Круговорот разных типов культуры, несвязанных между собой единой судьбой, совершенно бессмыслен. Но отрицание смысла истории делает невозможной философию истории. И остается лишь морфология истории. Но для морфологии история есть явления природы, в ней нет своеобразия исторического процесса, нет судьбы, как явления, смысла. В Шпенглере фаустовская душа окончательно теряет связь с христианством, которое ее породило, и в час заката фаустовской культуры она пытается вернуться к античному чувству жизни, приобщив к нему и тему истории. В Шпенглере, вопреки его подозрительному цивилизаторскому пафосу, чувствуется усталость перекультурного человека. Эта усталость человека эпохи заката угашает чувство смысла истории и связность исторических судеб. Остается только возможность интуитивно-эстетического проникновения в типы и стили душ культур. Фауст не выносит времени исторической судьбы, он не хочет до конца ее изживать. Он – усталый и истощенный новой историей, соглашается лучше умереть, пережив краткий миг цивилизации, явленной на вершине культуры. Его пленяет мысль, что дано это последнее облегчение и утешение смерти. Но смерти нет. Судьба продолжается и по ту сторону того, что фаустовская душа признала единственной жизнью. И бремя этой судьбы должно быть перенесено вдаль вечности. Для фаустовской души Шпенглера закрыта даль вечности, историческая судьба за гранью этой жизни, этой культуры и цивилизации; он хочет до конца дней своих ограничиваться кругозором умирающей цивилизации. Он предвидит возникновение новых культур, которые тоже перейдут в цивилизацию и умрут. Но эти новые души культур ему чужды и он считает их для себя непроницаемыми. Эти новые культуры, которые, может быть, возникнут на Востоке, не будут иметь никакой внутренней связи с умирающей европейской культурой. Фауст теряет перспективу истории, исторической судьбы. Культура для него – лишь рождающаяся, расцветающий и отцветающий цветок. Фауст перестает понимать смысл и связь судьбы, потому что для него померк свет Логоса, померкло солнце христианства. И явление Шпенглера, человека исключительно одаренного, временами близкого к гениальности в некоторых своих интуициях, очень знаменательно для судьбы европейской культуры, для судьбы фаустовской души. Дальше некуда идти. После Шпенглера – уже срыв в пропасть. У Шпенглера есть большой интуитивный дар, но это – дар слепца. Как слепец, не видящий уже света, бросается он в темный океан культурно-исторического бытия. У Гегеля была еще христианская философия истории, в своем роде не менее христианская, чем философия истории Бл. Августина. Она знает единый субъект истории и смысл истории. Она вся светится отсветом христианского солнца. У Шпенглера нет уже этих отсветов. Гегель принадлежит культуре, имеющей религиозную основу, Шпенглер чувствует себя уже перешедшим в цивилизацию, утерявшую религиозную основу. Следует еще отметить, что точка зрения Шпенглера неожиданно напоминает точку зрения Н. Данилевского, развитую в его книге «Россия и Европа». Культурно-исторические типы Данилевского очень походят на души культур Шпенглера, с той разницей, что Данилевский лишен огромного интуитивного дара Шпенглера. Вл. Соловьев критиковал Н. Данилевского с христианской точки зрения. Для Шпенглера не разрешается в истории судьба мира, поэтому для него история есть часть природы, явление природы, а не природа – часть истории, как для исторической метафизики.
Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры. Это – центральная мысль книги Шпенглера. «Мы цивилизованные люди, а не люди готики или рококо». Чем отличается цивилизация от культуры? Культура – религиозна по своей основе, цивилизация – без религиозна. Это для Шпенглера – основное различие. Он считает себя человеком цивилизации, потому что он без религиозен. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности земли. Культура – национальна. Цивилизация – интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм одинаково – цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны. В цивилизации возможно и нужно лишь инженерное искусство. И Шпенглер делает вид, что принимает пафос инженерного искусства. Культура – органична. Цивилизация – механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура – аристократична. Цивилизация – демократична. Различие культуры и цивилизации чрезвычайно плодотворно. У Шпенглера есть очень острое чувство неотвратимого процесса победы цивилизации над культурой. Закат Западной Европы для него есть, прежде всего, закат старой Европейской культуры, истощение в ней творческих сил, конец искусства, философии, религии. Цивилизация еще не кончается. Цивилизация будет еще праздновать свои победы. Но после цивилизации наступит смерть для западно-европейской культурной расы. После этого культура может расцвести лишь в других расах, в других душах.
Эти мысли выражены Шпенглером
с изумительным блеском. Но новы ли
эти мысли? Нас, русских, нельзя поразить
этими мыслями. Мы давно уже знаем
различие между культурой и
Оригинальность Шпенглера
не в постановке этой темы. Эта тема
была поставлена с необычайной остротой
русской мыслью. Оригинальность Шпенглера
в том, что он не хочет быть романтиком,
не хочет тосковать по умирающей
великой культуре прошлого. Он хочет
жить настоящим, хочет принять пафос
цивилизации. Он хочет быть гражданином
мирового города цивилизации. Он проповедует
цивилизаторскую волю к мировому
могуществу. Он соглашается променять
религию, философию, искусство на технику,
на осушение болот и сооружение мостов,
на изобретение машин. Своеобразие
Шпенглера в том, что не было еще
человека цивилизации, осушителя болот,
который обладал 6ы таким сознанием,
как Шпенглер, печальным сознанием
неотвратимого заката старой культуры,
который обладал бы такой чуткостью
и таким даром проникновения
в культуры прошлого. Цивилизаторское
самочувствие и самосознание Шпенглера
в корне противоречиво и
4. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ТОЙНБИ
Основным трудом английского
историка Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)
было 12-томное «Постижение истории».
Первый том вышел в 1934 г., а завершающий
- в 1961 г. Находясь под влиянием идей
О. Шпенглера (хотя и не соглашаясь с
ним во всем), Тойнби предпринял широкомасштабное
переосмысление всего общественно-
В начале своего труда автор
предпринимает сравнительное
Тойнби прослеживает следующие
стадии: генезис, рост, надлом и распад.
Причем речь идет о двадцати одной
цивилизации, из которых к настоящему
времени осталось в «живых» лишь
семь. Генезис независимых
Тойнби, в отличие от Шпенглера, наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к свободному самоопределению. Далее, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется у Тойнби признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), которые оказываются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.
Согласно Тойнби, динамика
цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом»,
упадок и разложение) определяется
«законом вызова и ответа». Этот закон
определяет адекватность «ответа» на
«вызов» какой-либо исторической ситуации,
причем адекватность оказывается заслугой
«творческого меньшинства». Последнее
поначалу властвует силой своего
авторитета, а затем превращается
в «господствующее меньшинство»
«В макрокосме, - пишет
Тойнби, - рост проявляется как прогрессивное
и кумулятивное овладение внешним
миром; в микрокосме - как прогрессивная
и кумулятивная внутренняя само детерминация
и самоорганизация». Надломы в
развитии цивилизации могут иметь
различные причины. Тойнби упоминает
евгенику, теорию циклов, пытающихся усматривать
причину надлома в психической
и физической дегенерации, либо влиянием
природных циклов (смена дня и
ночи, лунный месячный цикл и годовой
солнечный цикл) на социальные процессы.
Но все же, полагает Тойнби, истинную
причину надлома цивилизации
надо усматривать в утрате силы само
детерминации: «основной критерий и
фундаментальная причина
Наконец, на стадии распада завершаются процессы, порожденные надломом цивилизации и находящие выражение в их дифференциации и стандартизации. По мнению Тойнби, распаду цивилизаций противостоит вселенская церковь, которая рождается «в смутное время», наступающее сразу за надломом цивилизации и раскрывается в политической деятельности универсального государства, представляющего собой попытку остановить упадок и предотвратить крах надломленной цивилизации».
Для Тойнби большое значение
имеет систематизация исторического
материала, опирающаяся на понятия
пространства и времени. Правда, заявив
об этом существенном методологическом
принципе (автор рассматривает контакты
между цивилизацией в пространстве
и времени), Тойнби разворачивает
его в тривиальные рассуждения
типа того, что Ренессанс есть одна
из форм контактов, которая «осуществляется
не в пространственном измерении, а
во временном. Контакт имеет место
между живой цивилизацией и призраком
мертвой цивилизации или же ушедшей
в прошлое фазой живой
Оставаясь сугубо историческим исследованием, «Постижение истории» А. Тойнби выступает одним из фундаментов современных культурологических способов осмысления социальной действительности, человеческого бытия.
В рассматриваемый период общим фоном культурологических исследований явилось своего рода смещение социогуманитарного знания из области представлений о социальном прогрессе, господстве рациональности - в сферу цивилизационных парадигм. На смену «философии мысли» пришла «философия жизни», «философия культуры». Поиск истины велся уже не посредством разума, а в до сознательном, бессознательном, подсознательном, а то и в области мифа.