Развитие эмперизма до завершенного состояния Д.Юмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

В силу ряда исторических обстоятельств эмпиризм в Новое время получил свое преимущественное развитие в Англии. Он стал продолжением средневекового номинализма, который имел преобладающее влияние именно в этой стране. Представители эмпиризма Нового времени, как и всегда, исходили из того, что основой и источником всех наших знаний о мире является опыт

Содержание

1. Введение. 2
2. Ф.Бекон — основоположник эмперизма. 2
3. Учение oб «идолах». 3
4. «Новый Органон». 5
5. Суждения Д.Локк. 7
6. Суждения Д.Беркли. 8
7. Развитие эмперизма до завершенного состояния Д.Юмом. 8
8. Взгляды Т. Гоббса. 9
9. Заключение. 10
Список литературы: 11

Работа содержит 1 файл

реф. эмперизм.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

 

8. Взгляды Т. Гоббса.

 Взгляды Ф. Бэкона на методологию и гносеологию новой философии воспринимает Томас Гоббс (1588-1674), автор трилогии: "О теле", "О человеке", "О гражданине". Его перу принадлежит и знаменитый трактат "Левиафан".

   Продолжая  линию Бэкона, Гоббс, как представитель  эмпиризма, заявляет о том,  что "нет ни одного понятия  в человеческом уме, которое  не было бы порождено первоначально,  целиком или частично в органах  ощущения" (Гоббс Т. Избр. пр. В  2 т. М., 1964. Т. 2. С. 50). Без ощущения  нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого  сознания. И тут же Гоббс делает  существенную оговорку о том,  что эта схема восприятия мира  на уровне знания фактов вполне  достаточна для обыденной жизни,  но ее недостаточно для научного  знания, где место практики занимает  теория, где достоверность означает  всеобщность и необходимость,  выходящие за рамки опытного  знания.

   Развивая свою  методологию, Т. Гоббс отклоняется  от бэконовского эмпиризма и  приближается к рационализму. За  образец теоретического знания  он принимает математику (геометрию  и арифметику). Истины математического  знания (физика, прикладная математика) Гоббс увязывает не с непосредственным  чувственным опытом, который не  дает всеобщего знания, а со  словами языка.

   Язык составляет  другую разновидность опыта, закрепляя  мысли по поводу ощущения, восприятия  того или иного явления в  словах. Слова-знаки закрепляют информацию  и обеспечивают обмен мыслями  по поводу непосредственного  чувственного опыта. Поскольку  слова можно складывать в предложения  (суждения), а суждения - в умозаключения,  составляющие систему доказательства, то слово-знак следует рассматривать  как естественную и необходимую  предпосылку науки. Но слово-знак  может претендовать быть предпосылкой  науки лишь в том случае, если  оно не несет в себе двусмысленности.  А посему первостепенной задачей  методологии является умение  составлять точные определения,  исключающие амбивалентность (противоречивость).

   Гоббс полагал,  что реальность мира представлена  исключительно единичными вещами, явлениями. Этим и объясняется  его близость к номинализму  в духе философской концепции  Оккама.

   Отрицание  онтологического статуса общего  вело Т. Гоббса и к отрицанию  объективности содержания знания. Поскольку "истина - свойство не  вещей, а суждений о них", то "между именами и вещами  нет никакого сходства и недопустимо  никакое сравнение" (Там же. Т. 1. С. 63, 78). Номинализм привел Гоббса  к отрыву слова от понятия  и обеспечил путь к конвенционализму. Но этот конвенционализм все  же связан с реальностью, ибо  за словом-знаком стоит чувственная  деятельность человека, обеспечивающая  содержание человеческого сознания  и познания.

   Пытаясь соединить  элементы эмпиризма и рационализма  в единую методологическую систему,  Т. Гоббс прибегает к анализу,  позволяющему в эмпирическом  опыте выявить общее, и к  синтезу, обеспечивающему постижение  исследуемого объекта в целом.  Хотя анализ и синтез взаимосвязаны,  но в этой взаимосвязи доминирует  анализ, ибо, по Гоббсу, "целое  и совокупность всех его частей  идентичны" (Там же. Т. 1. С. 130). Тем  самым предельно упрощается задача  синтеза и предельно проявляется  механицизм методологии Гоббса.

   Методология  Т. Гоббса ориентирована на  познание природы и общества, т. е. на то, что имеет свои  истоки и свое развитие. Она  исключает теологию, ибо о ее  объекте нельзя ничего сказать;  она исключает явления, не имеющие  телесности, ибо к ним не применимо  научное рассуждение; она исключает  любые формы откровения, пророчество,  астрологию, т. е. все то, что  составляет предмет веры, а не  науки. Но методология Т. Гоббса  ориентирована только на пассивное  восприятие предметной реальности  на уровне феномена, сущность  которой сохраняет свою тайну.

9. Заключение.

   В  эмпиризме    рационально - познавательная  деятельность  сводится  к  разного  рода  комбинациям   того материала,  который дается в опыте, и  толкуется как ничего не прибавляющая  к содержанию знания.

      Здесь  эмпиристы  столкнулись  с   неразрешимыми  трудностями   выделения

исходящих компонентов  опыта и реконструкции на  этой  основе  всех  видов  и

форм  сознания.  Для  объяснения  реально   совершающегося   познавательного

процесса эмпиристы  вынуждены  выходить  за  пределы  чувственных  данных  и

рассматривать их наряду  с  характеристиками  сознания  (таких  как  память,

активная  деятельность  рассудка)  и  логическими  операциями   (индуктивное

обобщение),  обращаться  к  категориям  логики  и  математики  для  описания

опытных данных в качестве средств построения теоретических  знаний.  Попытки

эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической  основе  и  представить

логику и математику как простое  индуктивное  обобщение  чувственного  опыта

потерпели полный провал.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы:

История философии. Новое  время

http://istina.rin.ru

И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. Философия

http://society.polbu.ru

Мареев С. Мареева  Е. История философии

 

http://www.portal-student.ru

Информация о работе Развитие эмперизма до завершенного состояния Д.Юмом