Развитие и прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Реферат приводит понятие развития,а так же определяет сущность прогресса.

Работа содержит 1 файл

разв-е и прогресс.DOC

— 78.50 Кб (Скачать)

                РАЗВИТИЕ   И    ПРОГРЕСС.

                                    П Л А Н.

                  1.    Понятие   развития.

                         2.    Сущность  прогресса.  

       Развитие  –процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений  сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. ( к таким процессам относят эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении жизни, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, совершенствование человеческих знаний, научно – технический прогресс и т.д. Только одновременное наличие всех  указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования: отсутствие закономерности характерно  для  случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

       Существенную  характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность  развития.

       Понятие развития выделяет из общей массы  изменений такие, которые связаны  с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет не одноразовых, а о нарастающих, развернутых во времени поступательных качественных трансформациях системы. Для характеристики того или иного процесса как развития, как правило, требуются довольно большие периоды времени, позволяющие судить о тенденциях, направленности изменений. Кумулятивный характер развития – накопление новообразований – необратимо уводит систему от её исходного состояния. Последующие, в том числе конечные, состояния развивающихся систем всегда качественно отличаются от исходных. В процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы.

         Древняя философия и наука  не знали идеи развития в  точном смысле этого слова,  поскольку время тогда мыслилось  как протекающее циклически и  все процессы воспринимались  как совершающиеся по заданной  «от века» программе. Для античного  мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

       Представления о времени и его направлении  меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления  времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую ее разработку дает немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник – возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

       Целостную научную концепцию развития построил марксизм. Развитие понимается здесь  как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма) основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития выражает содержание ее основных законов – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания. Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сформулировал В. И. Ленин; «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; – развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; – "перерывы постепенности"; превращение количества в качество; – внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; – взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,– таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм-ленинизм показал принципиальное различие и вместе с тем органичное единство двух основных типов развития – эволюции и революции.

       Во  второй половине 19 века идея развития получает широкое распространение. При этом буржуазное сознание принимает ее в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о развитии здесь берется лишь тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же понимание развития лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматическая ограниченность плоского эволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Эта критика, с одной стороны, отрицала саму идею развития и принцип историзма, а с другой – сопровождалась появлением концепций так называемой творческой эволюции, проникнутых духом индетерминизма и субъективно - идеалистическими тенденциями.

       История общества и развитие науки давали все более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов развития и их механизмов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 века показала, что общая восходящая линия развития общества есть результат диалектического взаимодействия множества процессов, в которых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.

       Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 веке предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития. Такая переориентация существенно обогатила общие представления о развитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития неоднороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных пенных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса (регресс - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования. Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования. В середине 20 в, наметилось известное обособление тех областей знания, которые заняты  изучением организации и функционирования развивающихся объектов. Возникли дискуссии о приоритете структурного или исторического подхода (особенно активно развернувшиеся в исторической науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию). Практика современных исследований показывает, что как аспект развитие, так и аспект организации могут иметь самостоятельное значение при изучении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на определенном этапе познания возникает потребность в синтезе эволюции и организации представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов предполагает и соответственно различение масштабов времени, причем на передний план выступает не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта – ритмика его функционирования и развития.

       В общественном развитии идеи играют активную роль. Исторический материализм, указывая на первичность общественного бытия  по отношению к общественному  сознанию – идеям, взглядам людей, вместе с тем признает и активную роль идей в развитии общества. В любой области жизни общества люди всегда действуют сознательно, а потому их идеи, взгляды, теории, пронизывая все стороны общественной жизни, оказывают на нее большое влияние. Активность общественных идей проявляется в том, что они служат людям руководством к действию, объединяют их и направляют на решение тех или иных задач.

       Идеи  играют двоякую роль: они могут  или способствовать развитию общества, или тормозить  это развитие. Роль идей определяется тем, какому классу, прогрессивному или реакционному, они принадлежат, насколько правильно они отражают потребности материальной жизни общества, в какой степени отвечают интересам народных масс.

       Прогрессивное значение в развитии общества могут  иметь только те идеи, которые выражают интересы передовых классов общества, народных масс, которые отвечают потребностям развития материального производства, способствуют уничтожению старого и утверждению нового общественного строя.

       Однако, как бы новы и прогрессивны ни были идеи, они не могут сами по себе уничтожить старый и создать новый общественный строй. Для того чтобы эти идеи превратились в материальную силу, необходимо, чтобы ими овладели массы. Только массы, овладевшие передовыми идеями, составляют ту общественную силу, которая способна решить назревшие социальные задачи.

       Из  всех известных миру идей самой  прогрессивной, самой могучей является обоснованная марксизмом идея научного коммунизма, нового общественного строя – строя без эксплуатации и рабства, самого справедливого строя на Земле. Величайшая жизненная сила этой идеи заключается в том, что она основана на учете объективных закономерностей общественного развития, отвечает насущным потребностям материальной жизни общества, интересам миллионов трудящихся. Поэтому идея научного коммунизма представляет собой могучую материальную силу преобразующую мир.

       Эта идея вдохновляла русский рабочий  класс, который в союзе с трудовым крестьянством под руководством Коммунистической партии совершил Великую  Октябрьскую социалистическую революцию. Она служила советскому народу в  его героической борьбе за социализм, а сейчас освещает ему путь в коммунистическое завтра. Все больше и больше простых людей на Земле привлекает эта идея. Она помогает трудящимся капиталистических стран бороться против реакционных империалистических сил, а там, где капитализм уничтожен, вести успешное социалистическое строительство.

       Что касается идей отсталых, искажающих действительность и служащих интересам реакционных  классов, то они тормозят  развитие   общества. Таковы, например, идеи современной  реакционной буржуазии, при помощи которых  она пытается  спасти от неминуемой гибели  изживший себя капиталистический строй. Таковы религиозные  идеи, которые, внушая  человеку  мысль  об  ином,  загробном  мире,  отвлекают

людей от практической работы по преобразованию мира, обрекают их на

пассивность, безвольное  ожидание  того,  что  все свершится  по « воле

божьей».

       Из  всего этого следует, что  общественные  идеи  имеют  большое

    значение  в  жизни человечества. Поэтому   в практической  деятельности 

важно не только исходить из определяющей роли общественного                                                                                        бытия,   но и учитывать активную роль идей в развитии общества. 

         Прогресс (движение вперед, успех) - тип, направление  развития,

характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более  совершенному. 0 прогрессе можно  говорить применительно к системе  в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта.  Понятие  прогресса соотносительно с понятием регресса.

       Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и  первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистической  формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история – простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное, в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века», либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некой предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, а из ее отрицания.

       Социальная  философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания; уже Ф. Бэкон и Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Информация о работе Развитие и прогресс