Ранняя греческая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 18:13, реферат

Описание работы

Философия возникла в одном едином центре – Греции. Учения Индии и Китая имеют свою иную логику. Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанная греками. Здесь развилась работорговля и выросшая на их основе культура, связанная с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизации.

Содержание

. Ранняя греческая философия…………………………………....3


2. Милетская школа…………………………………………….......4


3. Учения Гераклита……………………………………………......7


4. Учения Демокрита……………………………………………...11


5. Список использованной литературы………………………......13

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 31.26 Кб (Скачать)

Иначе говоря - весь мир наполнен противоположностями  и их переходом друг в друга; взаимоотношение  противоположностей (борьба и единство) определяют собой всеобщее развитие, что, в свою очередь, необходимо ведет  ко всеобщей относительности всего  в мире. Таким образом можно  определить суть гераклитовского Логоса.

По сути дела, в свойствах Логоса Гераклит впервые, пусть и метафорически, сформулировал идею о диалектической природе всего мира. Диалектика - это учение, которое признает принцип  всеобщей относительности и всеобщего  развития на основе единства и борьбы противоположностей. Мыслители, изучающие  мир на основе этого учения, именуются  диалектиками. Метод мышления, при котором человек способен понять внутреннюю противоречивость всех явлений и в этом увидеть источник их развития, а значит и относительность их существования, называется диалектической логикой.

Диалектикой данное учение стало именоваться  позднее, ибо в Древней Греции под словом "диалектика" понималось искусство вести диалог, беседу, умение мастерски доказывать свою мысль  и опровергать оппонента.

Натурфилософская  природа древнегреческого философствования в VI-V вв. до н.э. необходимо требовала  от Гераклита поиска некого природного объекта в качестве первоосновы  мира. Исходя из своего понимания мира как постоянно изменчивой величины, Гераклит таковой первоосновой определил  огонь - своего рода символ вечного  движения. Огонь у Гераклита отождествляется  с космосом: "Этот космос, один и  тот же для всех, не создал никто  из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой  огонь, мерно возгорающийся, мерно  угасающий".

Как видим, огонь по Гераклиту вечен, но не абсолютен, он тоже существует в соответствии с великим Логосом - постоянно  изменяется: то возгорает, то угасает. Угасание огня ведет к возникновению  Вселенной, а затем, посредством  нескольких обращений, земли и всего  живого. Возгорание огня приводит к  уничтожение мироздания. Процесс  рождения Вселенной продолжается вновь  и вновь. И недаром говорит  Гераклит: "Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит".

И сам  человек - продукт этого бесконечного кругооборота огня. Душа человеческая - всего лишь фрагмент великого божественного  Логоса и столь же великого огня. Под воздействием огня души человеческие "испаряются" из влаги. Только "сухая  душа", т.е. наполненная всемирным  огнем, - "мудрейшая и наилучшая". Более того, "увлажнение" души означает ее смерть: "Душам смерть - воде рожденье", - говорил Гераклит.

Наполненность человеческих душ Логосом и огнем, т.е. первоосновами мира, позволяет  человеку познать этот мир. Главная  цель познания, по Гераклиту, - познание Логоса, что может осуществить  только "сухая душа". Мир познается  чувствами и разумом, но чувственное  познание - это как бы более низкое, более элементарное познание. Только разум способен по-настоящему открыть  человеку великие истины.

Для того же, чтобы воспитать в себе способности  к пониманию Вечной Мудрости, для  того, чтобы сохранить свою душу в "сухости", человек должен всячески избегать жизненных соблазнов. И  здесь Гераклит раскрывает свое этическое  учение, рекомендует некие нравственные нормы, соблюдение которых и приведет каждого человека к высшему знанию. Одна из главных таких норм - не стремиться к телесным наслаждениям. Недаром  он сравнивает само понятие наслаждения с понятием смерти: "Для душ наслаждение или смерть стать влажными". Поэтому все люди должны быть целомудренными: "Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными". И еще: "Целомудрие [~ самоограничение] - величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая".

Тех, кто  не понимает своего предназначения на земле - а таких большинство - Гераклит презирает: "Рожденные жить, они  обречены на смерть, да еще оставляют  детей, чтобы родилась [новая] смерть".

Тем же немногим "лучшим", кто осознает необходимость жить по законам Логоса Гераклит предрекает некое блаженство и после смерти: "Людей ожидает  после смерти то, чего они не чают и не воображают". Более того, мудрецы, в итоге, и после смерти окажутся в более выгодном положении, нежели обычные люди: "[Мудрым суждено] будучи в Аиде восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражами живых и мертвых".

Из написанного  Гераклитом труда "О природе" сохранилось  около 130 фрагментов. Большинство из них представляют собой своего рода афоризмы, своеобразные "мудрые мысли", каковыми, видимо, и высказывался сам  Гераклит. Многие из них в полной мере непонятны, что, впрочем, объяснимо - сам Гераклит старался говорить загадками, истинный смысл которых доступен лишь "лучшим людям", за что и  получил еще в древности прозвание  Темный.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учения  Демокрита

Атомистическая  теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита  можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы –  принцип сохранения бытия, принцип  притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё  это уже было заложено в философских  системах, предшествующих атомизму.

Однако  предпосылками атомистического  учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и  идеи, которые атомисты застали в  свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как  ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося  противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.

Согласно  Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя  также реальна, как и бытие. Вечно  движущиеся атомы, соединяясь, создают  все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.

Введение  атомистами понятия пустоты как  небытия имело глубокое философское  значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение  и изменение вещей. Правда у Демокрита  бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала  единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и  то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение  качества — это не только простое  соединение и разъединение. Но на современном  ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно  доказывал, что причина этого  явления — в изменении количества междуатомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию  пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности  как бесконечного количественного  накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что  Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в  его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо  вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение  происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое  целое. Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы  обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного  бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы  еще и потому, что не имеют обычных  чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.

Сведение  строения материи к элементарным и качественно однородным физическим единицам, чем «стихии», «четыре  корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в истории науки огромное значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Философский энциклопедический словарь. М., «ИНФРА-М» 1997 г. . Лурье С.Я. «Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования», Л., 1970 г. . Островский Э. В.«Основы философских знаний»,М, «К. и С.»,1998г. . Лившиц Т.М. «Свободомыслие и атеизм в древности и средние века», Минск
  2. Современные зарубежные исследования по античной философии. М., 1978. Стр. 54

Информация о работе Ранняя греческая философия