Рационализм и эмпиризм нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Признаки и принципы эмпиризма и рационализма……………….4
Глава 2 Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании………………………………………………………………………7
Глава 3 Основные направления эмпиризма и рационализма……………...10
Заключение……………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

эмпиризм.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

         На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.

       Выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, мы можем сказать, что предмет их разный, то есть теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.

        Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

          В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

        Итак, таким образом, эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два пласта знания всегда взаимодействуют. Выделение же категорий «эмпирическое» и «теоретическое» в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание. То есть спор, родившейся в Философии Нового времени на тот момент имел под собой все фактические и логические основания, а поэтому и имел место быть, мы же решаем данный спор для себя, как указано выше: в единстве и борьбе данных явлений. 
 
 
 
 
 
 

3 Основные направления эмпиризма и рационализма

 

         Полемика между эмпиризмом и рационализмом была весьма плодотворной  для развития философского  знания,  обретения  им  нового  социального  статуса. Эмпиризм   представлен,   в основном,    английским    естественнонаучным материализмом, а рационализм был  популярен  в  континентальной  Европе,  во Франции и Германии.

        В   противоположность   рационализму     в    эмпиризме    рационально-

познавательная  деятельность  сводится  к  разного  рода  комбинациям   того

материала, который дается в опыте, и толкуется  как ничего не прибавляющая  к содержанию знания.     Здесь эмпиристы  столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на  этой  основе  всех  видов  и форм  сознания.  Для  объяснения  реально   совершающегося   познавательного процесса эмпиристы  вынуждены выходить  за  пределы чувственных данных  и рассматривать их наряду  с  характеристиками  сознания  (таких  как  память, активная  деятельность  рассудка)  и  логическими  операциями   (индуктивное обобщение),  обращаться  к  категориям  логики  и  математики  для  описания опытных данных в качестве средств построения теоретических  знаний.  Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической  основе  и представить логику и математику как простое  индуктивное  обобщение  чувственного  опыта потерпели полный провал.

        В процесс познания  включена  вся  психическая  деятельность  человека. Однако  основную  роль  выполняют  чувственное  и   рациональное   познание. Чувственное, или сенситивное, познание –  это  познание  с  помощью  органов чувств,  оно  дает  непосредственное  знание  о  предметах  и  свойствах   и протекает в  трех  основных  формах:  ощущении,  восприятии,  представлении. Обобщить знания о предмете и его свойствах,  проникнуть  в  сущность  вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью органов  чувств  невозможно. Это достигается с помощью рационального познания. Рациональное  познание,  или  абстрактное  мышление – опосредованно знаниями, полученными с помощью  органов  чувств  и  выражается  в основных логических формах: понятиях, суждениях и  умозаключениях,  отражающих  общее существенное в предметах.

        Чувственное и рациональное познание составляют стороны момента  единого процесса  познания.  Отражая  объект  с   внешней   поверхностной   стороны, чувственное  познание  содержит   в   себе   элементы   обобщения,   которое свойственно не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям.  Они составляют  предпосылку  перехода  к  рациональному  познанию.  Рациональное познание не только включает в себя момент  чувственного,  без  которого  оно было бы лишено объективного содержания и  связи  с  объективным  миром,  но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает  чувственное  познание.  И  хотя чувственное первично по отношению к мышлению,  однако  в сформировавшемся познании  чувственное  выступает  в  неразрывной   связи   с   рациональным, составляя единый познавательный процесс.  

             Из   понимания   процесса   познания   как   диалектического   единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм  являются односторонними гносеологическими течениями абсолютизирующими одну из  сторон этого  единства.  Сенсуалисты  абсолютизируют  роль  чувственного  познания, считая, что все знания происходят  из  опыта,  из  чувственного  восприятия. Рационалисты абсолютизируют рациональное познание, считая, что только  разум способен познать существующее. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два ласта знаний всегда взаимодействуют между собой.

    Для философии нового времени  принципиальное значение имеет   спор  между эмпиризмом  и  рационализмом. 

          В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия.

          Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым

   
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Алексеев, С.С. Философия права [Текст] / С.С. Алексеев. - М.:  НОРМА, 1998. - 336с.

2. Арзамасцев , А.М. Философия как особый тип мировоззрения [Текст] /

  А.М. Арзамасцев. -  Магнитогорск .  1998

  3. Декарт Р. Сочинения в двух томах [Текст] / Р. Декарт - М.: Мысль, 1989.-654с.

5. Рассел Б. История западной философии  [Текст] / Б. Рассел - М. 1991.

6. Киссель, М.А. Судьба старой дилеммы [Текст] / М.А. Киссель (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). — М.: Мысль, 1974. — 279 с. 
 

Информация о работе Рационализм и эмпиризм нового времени