Рационализм Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии.
Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Содержание

I. Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3
II. Основная часть
Р. Декарт: основание рационализма ------------------------------------------- 4
Метод Р. Декарта ----------------------------------------------------------------- 6
Сомнение и несомненное -------------------------------------------------------- 8
Учение о Боге --------------------------------------------------------------------- 10
Философия природы ------------------------------------------------------------- 11
Тело и душа ----------------------------------------------------------------------- 12
III. Заключение ------------------------------------------------------------------------- 14
IV. Список используемых источников ------------------------------------------- 15

Работа содержит 1 файл

Рационализм Декарта.doc

— 84.00 Кб (Скачать)
  1. Философия природы

      Убедившись в существовании материального мира, Декарт приступает к исследованию его свойств. Главным свойством материальных вещей оказывается протяжение, которое может выступать в различных модификациях. Декарт отрицает существование пустого пространства на том основании, что везде, где есть протяжение, имеется и «протяженная вещь», res extensa. Другие качества материи мыслятся смутно и, возможно, считает Декарт, существуют только в восприятии, а в самих предметах отсутствуют. Материя состоит из элементов огня, воздуха и земли, все различие которых состоит только в величине. Элементы не являются неделимыми и могут превращаться друг в друга. Пытаясь согласовать концепцию дискретности материи с тезисом об отсутствии пустоты, Декарт выдвигает любопытнейший тезис о нестабильности и отсутствии определенной формы у мельчайших частиц вещества. Единственным способом передачи взаимодействий между элементами и состоящими из их смешения вещами Декарт признает соударение. Оно происходит по законам постоянства, вытекающим из неизменной сущности Бога. При отсутствии внешних воздействий вещи не меняют свое состояние и двигаются по прямой, являющейся символом постоянства. Кроме того, Декарт говорит о сохранении исходного количества движения в мире. Само движение, однако, изначально не свойственно материи, а привносится в нее Богом. Но уже одного первотолчка достаточно, чтобы из хаоса материи постепенно самостоятельно собрался правильный и гармоничный космос. 
 
 
 
 
 
 
 

6. Тело и душа

      Механицизм  Декарта проявился во всех других областях исследования, в частности, в объяснении характера деятельности растительных и в особенности животных организмов. Он явился предшественником открытия безусловных ответных реакций организма, задолго как эта теория была разработана И.П. Павловым. Из этих основных положений картезианской философии вытекал основной принцип механицизма Декарта, а именно, что человек представляет собой машину, своеобразную, но все-таки машину, лишенную какой-либо души, ни растительной, ни чувствующей. Действия человека в своей непроизвольной, безусловно - рефлекторной форме подобны действиям животного.

      Одним из проявлений механистического подхода  к человеку явилось учение Декарта  о страстях. Он рассматривает страсти, которыми обладает человеческий организм, больше с физиологической точки зрения, считая, что страсти отражают те или иные действия человеческого тела. Все многообразие человеческих страстей он свел к шести основным: удивлению, любви, ненависти, желанию, радости, печали.

      Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которого отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь. Решая психофизиологическую проблему соотношения духовного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. Для Декарта мыслительное, интеллектуальное является единственно истинным, начальным и преобладающим. Однако Декарт все не признает, что материальная и духовная субстанции могут повлиять на направление течения процессов в противоположной субстанции. Более того, Декарт пытался определить центр сосредоточения этой связи чисто механически, а именно: в шишковидной железе мозга. Декарт признавал существование у человека врожденных идей, которые характеризуются независимостью от внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой. Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий существуют и врожденные аксиомы, как например: "две величины, равные третьей, равны между собой". К врожденным Декарт относил также и логические законы. 
Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая представляет собой иррациональное начало в человеке.

      Роль  Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю  последующую философскую мысль  огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Заключение

      Рационалистический метод Декарта, концентрировал внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный фактор. Своими экспериментами Декарт сам великолепно это показал.

        Тем самым он доказал, что  рационалистический метод, если  он не хочет выродиться в  умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом.

      В целом же Декарт односторонне, метафизически  подчеркнул значение собственно интеллектуального  фактора методологии за счет опытного, который в основном был все  же сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

      Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители  эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят  роль разума и принижают роль чувственного познания. 
 
 
 
 
 
 

      IV. Список используемых источников:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608 с.;
  2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-еизд ., с исправлениями и дополнениями — М., 2009. —  664 с.;
  3. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 384 с.;
  4. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений.  / Отв. ред. В. П. Кохановский. – Изд. 17-е. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – 574с.;
  5. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск: Высшая школа, 2008. – 479 с.

Информация о работе Рационализм Декарта