Рационализм Декарта и его значение для мировой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Западная философия Нового времени открывает новый период в развитии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

     Рационалистический  постулат «Я мыслю» является основой  единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как  наблюдательность и острый ум, с  одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств — с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться  на отдельные открытия, а превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности.

     Фундаментальным понятием рационалистических воззрений  Декарта является субстанция (корни  этого понятия уходят в глубины  античной онтологии). Декарт твердо и  ясно установил два принципа для  научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как  механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать  исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Мыслитель  отвергал одушевленность животных: душа, по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Причем субстанция характеризуется как  вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, которое самодостаточно в отличие, например, от свойств, функций, отношений. По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, то есть созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций — духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима (этот подход также уходит корнями в античность). Субстанции обладают соответствующими атрибутами — мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них. Так, впечатления, воображение, желание, чувства — это модусы мышления. А скажем, фигура, положение, движение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Таким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, “две величины, равные третьей, равны между собой”, “из ничего - ничего не происходит”). Эти идеи есть истины как воплощение естественного света разума. В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций (в отличие от монизма, исходящего из единой субстанции). Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.  
 
 
 

Заключение

     Рационалистические  мотивы в учении Декарта переплетаются  с теологическим учением о  свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения - благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум  сам по себе. Заблуждения- продукт

злоупотребления человеком присущей ему свободной  воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного  человеческого разума, выносит суждения, лишенные разумного основания. Однако из этих идей Декарт не делает агностических  выводов. Он верит в неограниченные возможности  человеческого разума в деле познания всей окружающей его  действительности.

     Итак, положение «я мыслю, следовательно - я существую», то есть представление  о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего  субъекта и является той первичной  исходной интеллектуальной интуицией, из которой,

по Декарту, выводятся все знания о мире.

     Декарт  был сыном своего времени, и его  философская система, как и система  Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для  построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии  центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени  Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология.

     Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование. 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1.  Алексеев П. В., Панин А. В. «Философия» - М.: Проспект, 1996. - 504 с.

2.  Радугин А.А. «Философия» -М.: Библионика , 2006. – 272 с.

3. Спиркин А.Г. «Философия» -М.: Гардарики , 2003. – 736 с.

4. Якушев  А.В. «Философия (конспект лекций)»  - М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.  

Информация о работе Рационализм Декарта и его значение для мировой философии