Рационалистическая этика Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:17, доклад

Описание работы

Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В историй философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе с тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?

Содержание

Введение 3

1. Сократа - древнегреческий философ 4

2. Рациональная этика Сократа 8

Заключение 11

Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Рационалистическая этика Сократа.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

   Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он высказывал суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п.применительно к существующему тогда общественному строю и отношениям между людьми. Рост его популярности не совпадал с интересами правящей аристократии.Как пишет А.Ф.Лосев, на гнилой почве вырождавшейся в Афинах демократии зародился в те годы крайний индивидуализм, всегдашняя уверенность в себе,эгоизм и жажда власти. Сократ же своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представлений, но и ни на чем не основанную самоуверенность сторонников тогдашнего демократического режима. Его деятельность для таких людей стала разрушительной. Но эти выпады Сократа не означали что он хотел бы насильственным образом заменить демократию какой – либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление. Всякий человек, даровитый или бездарный, должен, по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если придворительно изучили предмет соей будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели. Сократ, сам непосредственно, не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей,особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его филовско–просветительских усилий.

И вот случилось так, что  власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен  судебный приговор – такой, какого до тех пор ещё никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных  идейных разногласий.

Сократ не оставил после  себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни  и учении являются сочинения его  учеников - Ксенофонта и Платона, в  большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее  лицо.

 

 

 

 

Заключение.  
 
    В период  своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщее основания бытия этого мира.

Происходит переход от преимущественного изучения природы  к рассмотрению человека, его жизни  во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая  тенденция в философии.

Родоначальниками этой тенденции  являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью  начинается переход от философии  как любви к мудрости вообще, как  «первонауки» к философии в подлинном  смысле этого слова – это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытие.

Следовательно, начиная с  Сократа, философия впервые формулирует  основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. В философии Сократа  человек становится единственным бытием.

 

Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошёл в духовную культуру человечества.

 

         Древние китайцы говорили:"Не дай бог тебе родиться в эпоху перемен". Но именно такие переходные периоды и  создавали гениев. Сократ был одним из первых. Он вошел в античную философию и литературу как гениальный собеседник, проницательнейший спорщик и диалектик, вечный ученик, который черпал знания даже от людей малоодаренных и малообразованных, ироничный, но добродушный остряк, любитель правды, своими невинными вопросами разоблачавший неправду и спесь. Это человек стал пересечением многих мировоззренческих тенденций. Именно Сократу мы обязаны появлением Платона-философа. Платон, в свою очередь, стал родоначальником платонизма, учителем Аристотеля, и от этих сильных корней вырасли многие философские ветви: стоицизм, гедонизм и эпикурейство, пифагорейство, скептицизм, неоплатонизм, обусловивший возникновение современной философии. Безусловно, без Сократа современная философия не стала бы такой, какая она есть. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список литературы  
 
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с.  
 
 
 
2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 694 с.  
 
 
 
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2008. – 816с.  
 
 
 
4. Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.

 

5.  Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. Жизнь замечательных людей. Биографическая библеотека Ф. Павленкова. М., 1995г.

 

6.  “106 философов. Жизнь, судьба, учение.” Симферополь, 1995г.

 

7.Кессиди Ф.Х. Сократ. -  СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с.


Информация о работе Рационалистическая этика Сократа