Психологическая эволюци Л.Уорда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальные явления - это всегда общественные явления.
Цель данной работы заключается в рассмотрении развития психологического направления в социальной философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Психологическая эволюция Л. Уорда…………………………………….4
2. «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето……………………………………………………………………….6
3. Психологическое направление как субъективный
метод в объяснении явлений общественной
жизни в русской социологической мысли…………………………… ...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

по  дисциплине ____________________________________________ 

на  тему ___________________________________________________ 
 
 
 
 
 

            Студент________________________________

                                                                             (фамилия, имя, отчество) 

            факультет ______________________________

            курс ______________  группа _____________

            зач. книжка № __________________________ 

      Преподаватель __________________________

                       (звание, степень, фамилия, имя, отчество) 
 
 
 

      Челябинск – 2011. 

      Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Психологическая эволюция Л. Уорда…………………………………….4
  2. «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето……………………………………………………………………….6
  3. Психологическое направление как субъективный

    метод в объяснении явлений общественной

    жизни в русской социологической мысли…………………………… ...10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  литературы………………………………………………………………16 

 

Введение.

    Социальная  философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

    Социальные  явления - это всегда общественные явления.

    Социальная  философия анализирует целостный  процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

    Большое влияние на развитие социальной философии  оказало ее психологическое направление, представленное, прежде всего, в трудах Л.Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых  других мыслителей.

    Цель данной работы заключается в рассмотрении развития психологического направления в социальной философии.

 

  1. Психологический  эволюционизм Л.  Уорда.

    Лестер  Уорд (1841-1913)1 - американский социолог, автор работ: "Динамическая социология" (1883), "Психологические факторы цивилизации" ( 1897), "Очерки социологии" (1901)2.

    Л.Уорд основатель так называемого психологического эволюционизма в американской социологии. Полемизируя со Спенсером, он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии. Анализу психологических механизмов общественной жизни он и посвятил свои основные научные труды. В них он проводит грань между естественным прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом искусственным (активная деятельность людей). Л.Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л.Уорд считал желания людей (голод, жажда), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л.Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории. Уорд рассматривает чувства людей как весьма динамические психологические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации.3

    Итак, Л.Уорд - яркий представитель психологического направления в социологии, который  внес определенный вклад и в политико-психологическую проблематику, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью социальных наук направлять ход общественного развития.

 

«Законы подражания» Г. Тарда  и  теория человеческих действий  В. Парето.

    Наряду  с психологическим эволюционизмом Л. Уорда и его последователей развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был Габриэль Тард (1843—1904).

    Габриэль  Тард (1843-1904) - французский социолог психологической школы, автор работ: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Общественное мнение и толпа" (1902), "Личность и толпа" (1903), "Социальные законы" (1906) .

    Одной из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, является проблема взаимодействия личности и общества. Он решал эту проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом (1858 - 1917). Для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.

    Как и Уорд, Тард решал проблему движущих сил деятельности людей, социальных групп и развития общества. Он находил  эти силы в индивидуальной и групповой  психике людей. Видимо, поэтому он не проводил сколько-нибудь существенной грани между социологией как наукой о развитии общества и социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены проблемам социальной психологии.

    Он  исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический  настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Тард видит изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества.

    Рассматривая  подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, Г.Тард пытался объяснить  при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Благодаря подражанию, происходит распространение нововведений.

    Тард  указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет  свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается  на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с  момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. «Открытию Америки, - писал он, - подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, ответом на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей». 4

    Историю он рассматривал как непрерывную  цепь подражаний, как собрание деяний, «имевших наибольший успех» и «которым более всего подражали». Он считал, что «верховным законом подражания»  является «его стремление к бесконечному распространению».

    Итак, в работах Г.Тарда нашли отображение  следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного  проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл "социальной логикой". Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической психологии.

    Оригинальные  идеи в рамках психологического направления в социологии развивал итальянский социолог и политэконом Вильфредо Парето (1848—1923). Он обосноваллогическо-экспериментальный метод исследования социальных явлений исходя из того, что выводы социологии как науки об обществе, движущих силах его развития должны базироваться исключительно на точных эмпирических (опытных) данных.

Основную  цель социологии Парето видел в выявлении  и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей. Социальные действия он делил на «логические» и «нелогические». Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые — неосознаны, инстинктивны, спонтанны. Неосознанные действия являются, по мнению Парето, более естественными и органически присущими людям. Именно они определяют основное содержание социальных явлений. Неосознанные действия непосредственно определяются психическим состоянием людей, которое является постоянной естественной основой, психической константой их социальной деятельности.

    В психических импульсах, склонностях  и предрасположениях людей Парето находил «источник социальной жизни». Так же, как Уорд и Тард, он ставил и решал проблему законов развития общества, коренящихся в психическом содержании действий людей.

    Закономерный  характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества, всех его сфер. Задача науки - выявить  законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с  возможно большей пользой для общества, социальных групп и индивидов. Исходя из этого, Парето делает вывод, что «чистая экономия должна найти законы явлений, которые могли бы применяться как к обществу, где господствует частная собственность, так и к обществу с коллективной собственностью… она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства».5

    Оригинальной  частью социальной философии Парето является созданная им теория элит. В рамках этой теории им решались проблемы социальной неоднородности или гетерогенности общества, социального неравенства, борьбы за власть и способы ее осуществления. По мнению Парето, социальная неоднородность общества и социальное неравенство обусловлены психическим неравенством людей, что, прежде всего, выражается в неравенстве их способностей.

    Так, например, в политической сфере Парето выделял представителей элит «львов» и «лис». «Львы» - это политические лидеры и вожди, делающие ставку на применение твердых мер и силы. Они, как правило, абсолютно убеждены в правильности своей политики, обладают сильной волей, не склонны, да и не способны к компромиссам. «Лисы» склонны к более гибкой политике, манипулированию сознанием масс - нередко прибегают к лавированию, обману, демагогии, политическим спекуляциям.

    Парето  указывал на постоянную циркуляцию элит. Она заключается в том, что  менее способные члены элиты  опускаются в нижние - неэлитные группы. Напротив, более талантливые представители неэлитных групп поднимаются в элитные. В конечном счете, считает Парето, творческий потенциал элит определяет возможности развития любого общества.

    Социально-психологическая  концепция Парето, и в частности его теория элит, оказали значительное влияние на развитие социальной философии Запада. Это влияние сохраняется поныне.

 

  3. Психологическое  направление как  субъективный метод   в объяснении  явлений общественной  жизни в русской  социологической  мысли.

Информация о работе Психологическая эволюци Л.Уорда