Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:37, реферат
Цель работы – выявить основные положения концепции культуры и психологии искусства с точки зрения психоаналитического метода З. Фрейда.
Задачи данной работы:
1.Определить значение раннего детства в процессе становления творческой личности.
2. Выявить основные движущие механизмы творчества с точки зрения психоанализа
3. Определить функции культуры в свете проблем психоанализа.
2. Психоаналитическая концепция культуры
По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства. Наряду с анализом психоаналитических оснований происхождения культуры Фрейд дает новое объяснение отдельных элементов культуры (мифов, классических произведений искусства, религиозных ритуалов и верований науки), опираясь на свои представления о психологической структуре личности и той роли, которую играет в жизнедеятельности человека бессознательное, в том числе, психосексуальные мотивы. Однако роль этих мотивов в развитии человеческой культуры, по мнению многих современных исследователей, неоправданно преувеличена9.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру как источник неврозов, и пытаясь выяснить, почему сложилась такая психолого-социальная ситуация Фрейд определял ее как систему запретов, блокирующих первичные потребности человека, и таким образом мешающих достижению счастливого состояния индивидом. Насильственное подавление влечений предстаёт высшим мерилом культурного уровня цивилизации, а культура личности, соответственно, измеряется степенью способности к подавлению влечений, сулящих удовольствия его «Я».
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин «культура» в подавляющем большинстве случаев оказывается равнозначным понятию «социум». В наиболее развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывает, что «она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей», и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но стоит обратить внимание на то, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других10.
С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений, связанных с удовлетворением первичных потребностей (за что он и стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. Почему это происходит? В человеке заложено мощнейшее чувство вины, восходящее к предполагаемому Фрейдом первичному убийству отца сыновьями, давшими выход своей агрессии. Отсюда концепция вины-наказания и страх лишения любви и защиты, которые можно сохранить только при помощи авторитета, каковым и является «Сверх-Я» (и как общество, и как внутренний цензор-совесть индивида). Фрейд пишет об этом так: «В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы». Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы.
Невозможно обойтись без принуждения к культурной работе, Фрейд даже сравнивал культуру с колониальной державой вынужденной постоянно подавлять восстания и укреплять свой авторитет путем жестких ограничений. И как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства элитарного меньшинства над массами, потому что массы в основе своей костны и недальновидны, они не любят отказываться от первичных влечений, не желают прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а некоторые индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых массой в качестве вождей, она позволяет склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, и следования таким трудновыполнимым и оспариваемым самим Фрейдом положениям, как «Возлюби ближнего своего» и «Возлюби врага своего» от чего зависит развитие культуры. Это положение конечно идеально, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями, при этом ни на минуту не прекращая самосовершенствования. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, или не смогут совладать с первичной агрессией и вместо гармоничного культурного сосуществования займутся подавлением и угнетением не своих влечений, а людей, которыми управляют, реализуя первичную агрессию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, согласно теории Фрейда, сексуальное есть основа искусства и определяет собой судьбу художника и характер его творчества. При этом действие художественной формы остается непонятным в контексте психоанализа: она считается каким-то не особенно важным дополнением, без которого можно было бы и обойтись, если бы не цензура «Сверх-Я». В этом одно из уязвимых мест теоретических построений Фрейда: ведь если предположить, что суть искусства только в сублимации первичных позывов, то этому процессу соответствует не обязательно только художественный рассказ, судебная хроника, уголовный роман, долгие порнографические разговоры дают такой же эффект, при этом истинно художественными произведениями не являясь. Недаром Фрейд, как отмечал Выготский, выбирал за образец для своих выкладок откровенно плохие романы, сочинители которых угождают массовому и довольно невзыскательному вкусу, давая пищу не столько для эстетических эмоций, сколько для открытого изживания.
Фрейд уделяет большое внимание рассмотрению сдерживающих факторов культуры, тех средств, при помощи которых осуществляется (если не брать отклонения от нормы) управление человеским поведением. Система запретов происходит из вышеописанных комплексов (как основополагающий – комплекс Эдипа), возникших как следствие открытых проявлений первичных потребностей в их крайних разрушительных формах. Фрейд обнаружил интересный парадокс, связанный с авторитетом совести: как правило самая жесткая внутренняя цензура бывает у людей, ставших на стезю добродетели, т.к. подавляемые первичные потребности периодически проявляются в мыслях и фантазиях индивида, а это область полного контроля его «Сверх-Я», которое наказывает не только за явно совершаемое действие, но и за действие не реализованное, существующее только в сознании человека.
Функция культуры состоит в подавлении, сдерживании, перенаправлении первичных потребностей в целях безопасности и взаимовыгодного сосуществования человечества (совместный труд, пользование благами цивилизации, обеспечивающими иллюзию превосходства перед силами природы и т.д.), но в этой же деятельности культуры лежат и корни глубокой неудовлетворенности индивида системой запретов и ограничений. Фрейд в своих исследованиях данное противоречие не разрешает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белик А.А. Культурология:
Антропологические теории культ
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2008.
3. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда М., 1989.
4. Додельцев Р.Ф. Проблема
искусства в мировоззрении З.
5. Фрейд об искусстве/ под ред. Додельцева Р.Ф. Спб., 2005.
6. Фрейд З. «Я» и «Оно». Спб., 2006.
7. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 2003.
8. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. М., 2005.
1 Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 2003. С. 436.
2 Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 2003. С.467.
3 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2008. С. 78.
4 Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 2003. С. 521.
5 Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. М., 2005. С. 143.
6 Фрейд З. «Я» и «Оно». Спб., 2006. С. 195.
7 Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении З.Фрейда // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972. С. 46.
8 Фрейд об искусстве/ под ред. Додельцева Р.Ф. Спб., 2005. С. 245.
9 Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1999. С. 675.
10 Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда. М., 1989. С. 238
Информация о работе Психоанализ З. Фрейда и концепция культуры и искусства