Противоположность философских систем Декарта и Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:14, контрольная работа

Описание работы

Целью написания нашей контрольной работы, является изучение и понимание учений знаменитых философов, рассмотрение противоположностей в философских системах Декарта и Платона и выясним, кто стал основоположником современной философии и на каких идеях она основывалась.
Наша работа написана с помощью ретроспективного анализа литературных данных и других источников информации, таких как интернет. Со страниц философских трактатов в новое время не исчезают понятия Бога, субстанции.

Содержание

Введение 3
1 Противоположность философских систем Декарта и Платона 4
1.1 Идеализм Платона 4
1.2 Критика Платоновской теории “идей”, логика 5
1.3 Декартовские основы дуализма 7
1.4 Сущность дуалистической картины мира Декарта и отрицание единства мира 8
1.5 Развитие Декартом идеалистического представления о природе сознания 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

притивопложность систем Декарта и Платона.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Декарт — философ-дуалист. Он считал, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два — и материальное и  духовное: протяжение и мышление. Духовное существует рядом с физическим, а физическое (материальное) рядом с духовным. Они не пересекаются, а взаимодействуют друг с другом благодаря высшей силе, которая называется Богом. Декартовский дуализм послужил основой теории психофизического параллелизма, которая сыграла конструктивную роль в психологии и вообще в науках о человеке.

Поскольку Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и  поступков человека, так называемые "врожденные идеи". Он в какой-то мере предугадал генетическую запрограммированность человека и, соответственно, мышления. У человека есть некоторые генетические структуры, которые превращаются в нервные клетки головного мозга, а те в свою очередь задают определенную возможность появления этих идей и мыслей. Декарт отчасти возрождает платоновскую теорию воспоминания или анамнезиса, что человек познает не путем обращения к внешнему миру, а путем воспоминаний, изнутри себя, из памяти (www.filosofia.ru).

 

1.4 Сущность дуалистической картины мира Декарта и отрицание

единства мира

 

Декарт  утверждал, что знания, полученные с помощью органов чувств не должны восприниматься как достоверные (это часто оказывалось не так). Достоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, его внутренней сознательной очевидности. Я мыслю, значит я существую. (cogito ergo sum). Декартово мыслящее Я для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя, – нет никакой иной характеристики (материальной, пространственной), кроме мышления. Он определяет его «res cogitas» — как мыслящую вещь, духовную субстанцию. Так же как substantia cogitas для своего существования не нуждается ни в какой из материальных вещей, характеризуемых распространенностью, так же и тело— substantia extensa — не требует  для своего существования «субстанций духовных» (они существуют независимо друг от друга). Признавая независимость существования substantia cogitas и substantia extensa, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма. Он признает как материальный принцип — не зависящее от сознания (духа) существование материи, так и духовный принцип — не зависящее от материи и материального мира cogito (www.gumer.info).

Декарт отрицает единство мира. Декарт выступает деистом, т.е. говорит, что весь мир был создан богом - творцом, он дал изначальные идеи и законы природе, после чего Бог отошел от созидательной деятельности (становится гарантом законов сохранения природы, истинности познания и неизменности уже полученных знаний). И дальнейшее развитие и реализация законов происходит само собой. Дуализм Декарта имеет объективную сторону.

Дуализм отражает противоречивость человеческого бытия. Только Бог мог создать человека с его вмещением в себя и идеального и материального. С одной стороны, человек – биологическое тело, с другой – социальное мыслящее существо.  Ни одна из двух субстанций Декарта несовершенна – только Бога, Декарт характеризует субстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. В этом смысле Бог – совершенная субстанция (существует сам из себя). Все остальное нуждается для своего существования в «присутствии бога», который является критерием истинности знания (т.к. является наиболее совершенным сущим) (www.gumer.info).

 

1.5 Развитие Декартом  идеалистического представления

о природе сознания

 

Декартов дуализм — признание  вещей мыслящих (res cogitas) и вещей

распространенных (res extensa) — своеобразно выливается в идеализм, в признание существования  Бога. Четкие материалистические элементы проявляются, в «физике» Декарта (где он механицист, материалист, метафизик), предметом которого  является res extensa. В границах физики материя представляет собой «единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания». Атрибутом духовной субстанции у Декарта является мышление, а атрибутом материальной субстанции - протяжение в длину, ширину и глубину.

Подобно тому, как идея не имеет протяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыслить. При этом понятие сознания у него отождествляется с мышлением, которое выражает все то, что происходит в нас в процессе восприятия. Т.е. Декарт истолковывает сознание как замкнутый в себе внутренний мир человека.

Взгляды Декарта, с одной стороны, послужили отправной точкой для дальнейшего развития механистической, натуралистической линии анализа поведения человека и элементарных психофизических процессов, с другой - развитию идеалистического представления о природе сознания.

В философии XVII века с ростом влияния  естественной науки, преимущественно  служащего ареной для развития новых направлений, начинают преобладать реалистические течения. Среди них картезианская философия представляет собой самое значительное явление в смысле влияния ее на последующее развитие, как идеализма, так и материализма.

Если материалистические системы XVIII века и не без основания указывали на то, что картезианская натурфилософия своим последовательным проведением механического миросозерцания уже подготовила их появление, то, во всяком случае, дуалистическая философия Декарта, благодаря своим метафизическим принципам и психологическим воззрениям, сделалась исходным пунктом и нового идеализма. Особенно важное значение в этом отношении, главным образом, имели два элемента декартовской системы. Во-первых, понятие души, заимствованное Декартом из древней христианской философии и развитое им. Понимая душу, как субстанцию в более определенном смысле, чем христианская философия, и пытаясь точнее определить ее путем противопоставления ее материальным субстанциям, Декарт является творцом современного понятия души, согласно которому она представляет собой единую, неделимую сущность, основное свойство которой — деятельность мышления, деятельность, по существу совпадающая с волей, вследствие чего активность мышления образует вместе с тем полную противоположность чисто пассивной материи; последняя, сверх того, отличается от непротяженной души непрерывным, простирающимся в бесконечность протяжением. Вторая, важная для зарождающегося идеализма идея состоит в учении об идеях, посредствующее звено между декартовым и платоновым образует учение Августина (www.gumer.info).

Если у последнего идеи — мысли  Бога, которые осуществляются в творении и которые затем мыслятся человеческим интеллектом в связи с воздействием опыта, то Декарт, находясь под очевидным влиянием онтологического умозрения ранней схоластики, из всех идей отдает преимущество тем, которые несут просто мысли Бога и потому осуществляются в творении, но которые прирождены с самого начала человеческому духу и поэтому понимаются им как необходимые. К таким идеям относятся интуитивно познаваемые идеи, идеи нашего собственного «я», математических свойств тел и идея Бога. Все эти идеи находят доказательство своей реальности в третьей из них, в идее Бога, потому что идея о бесконечном существе не может быть произведена самим человеческих духом, но должна быть сообщена ему Богом, абсолютная достоверность существования которого, вместе с тем, служит ручательством в достоверности других указанных идей, познаваемых нами также вполне ясно и отчетливо. Поэтому, такие идеи присущи человеческому духу так же, как и божескому, прежде всякого опыта. Следовательно, только они и обладают несомненной истиной, между тем как чувственные представления, возникшие из опыта, затемняются призрачностью, имеющей свой источник в чувственности. Таким образом, у Декарта опять возрождается господствующая у Платона противоположность между миром бытия и миром явлений. Однако, под совместным влиянием новой естественной науки, механически объясняющей явления, нового понимания души, уже, впрочем, подготовленного древней христианской философией и онтологического доказательства бытия Бога, эта противоположность приобретает другое содержание: она уже более не противоположность считающегося объективным идеального мира и чувственного мира, но противоположность различных субъективных способов представления, находящих место внутри человеческого познания о действительном мире. Этот же действительный мир един. В своем истинном бытии и в своей зависимости от Бога он является нам в ясных идеях; чувственный же призрак — результат лишь несовершенного познания того же самого мира. Если, поэтому, несовершенство платоновского чувственного мира проистекало из соединения идей с материей, то обманчивый призрак, мир явлений, у Декарта имеет свой источник в связи души с телом. Таким образом, указанные противоположности бытия и явления, априорного и эмпирического познания, игравшие важную роль с этого времени в развитии нового идеализма, свидетельствуют об изменениях, которые постепенно претерпели в христианском умозрении понятия материи и души и которые, в конце концов, у Декарта привели к преобразованию обоих понятий в субстанции, обладающие

 противоположными свойствами (www.gumer.info). 

Заключение

 

Основоположником «новой философии» принято считать в первую очередь  Рене Декарта. Всем известен его афоризм: «Я мыслю, следовательно, я существую». В определенный момент своей жизни Декарт сомневался не только в истинности чувственного познания, традиционных изменениях, но и в разуме как основополагающем элементе человеческой жизни. То есть, сомневался, существует ли объективный мир, Бог, природа, другие люди, даже собственное тело. Однако одновременно сомневаясь в разуме, Декарт осознал, что само сомнение уже и есть способ мышления. Акт мышления стал самым простым и самоочевиднейшим основанием существования человека и мира. Человек – начало и причина всего, что случается с ним и с миром. Бог - это несозданная субстанция, мышление и протяженность создают раздвоенность человека; он есть «мыслящая субстанция» (res cogitans). С точки зрения устройства своего тела человек, как и прочие живые существа, есть машина. Философы Нового времени стали воспринимать человека, его сознание, потребности, жизнь как несомненное и подлинное бытие.

В концепции Платона осуществлена попытка использовать сходство и  различие понятий «бытие» и »субстанция». Платон видит недостаточность понятия для решения тех вопросов, которые неизбежно встают перед философом. Прежде всего, «бытие» не помогает понять, как возможно истинное познание: «...выходит, что если существующее неподвижно, то никто нигде ничего не мог бы осмыслить». Чтобы избежать пагубного для человека вывода, Платон придает качество бытия и неподвижному царству идей, и «иному». В данном случае он сближает бытие с субстанцией, как первоначалом. Субстанцией начинает выступать царство идей и материя как возможность иного. Они порождают видимый мир, к познанию их стремится разум человека. «Чистое» бытие же все дальше отодвигается от взоров человека, оно становится для него непостижимым (www.filosbank.narod.ru). 

Список литературы

 

Лапшин И.И. Философия изобретения  и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – ( Мыслители ХХ века)

Клименко Н.С. Платон. www.filosbank.narod.ru (дата обращения: 27.02.2013г.)

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е  изд., с исправлениями и дополнениями – М., 2008. – с. 664. www.filosofia.ru (дата обращения: 27.02.2013г.)

Вундт В. Введение в философию. www.gumer.info (дата обращения: 27.02.2013г.)

 


Информация о работе Противоположность философских систем Декарта и Платона