Пространство и время как формы существования материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:31, реферат

Описание работы

Сущность пространства и времени - это движение, постольку: а) наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи; б) понимание пространства и времени в главном определяется пониманием движения, взаимодействия.

Содержание

1.Введение………………………………………………… …….......... 3
2.Философские категории пространства и времени…………….. 4
3.Пространство и время как формы существования материи…. 5
4.Диалектика пространства и времени……………………………. 9
5.Заключение…………………………………………………………14
6.Список используемой литературы ………………………………15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

    Категории прерывности и непрерывности  не принадлежат, как часто считают, к числу  основных категорий диалектического материализма. Подобно категориям элементов и структуры и др., прерывность и непрерывность следует зачислить в разряд субкатегорий, смысл которых заключается в том, что они характеризуют свойства отношений, раскрывающихся через основные категории материалистической диалектики. Субкатегорий помогают уяснить сущность таких категорий, как материя, пространство, время и движение. Субкатегорий не образуют самостоятельного звена в цепи перехода от одного отношения категорий к другому с точки зрения системы категорий материалистической диалектики как органической целостности. Единством пространствами времени является движение, которое есть отношение этих понятий. При этом переходе от понятий пространства и времени к понятию движения мы, однако, не находим особого, промежуточного места для понятий прерывности и непрерывно. Мы лишь прослеживаем изменение этих понятий в процессе указанного логического перехода. Остановимся на рассмотрении категорий прерывности и непрерывности, без понимания которых невозможно разобраться в сущности пространства и времени.

    Понятия прерывности и непрерывности тесно связаны с понятием делимости, о чем можно судить по предшествующему логико-историческому исследованию. Разбирая эту проблему в системе диалектического материализма, хотелось бы отметить, что мысленное деление объектов и явлений в процессе познания не есть процедура, произвольно рвущая их на отдельные куски, части и т. д. Следует обратить внимание на тот факт, что в процессе познания мы сталкиваемся с внешним и внутренним уровнями прерывности и непрерывности2. Если мы возьмем какой-нибудь элемент системы, то неделимость этого элемента (в рамках данной системы, конечно) и будет, внешней непрерывностью для данной системы. Связь же элементов друг с другом, обусловленная их природой, характеризует внутреннюю непрерывность для данной системы. Подобное различение внутреннего и внешнего уровней прерывности и непрерывности имеет большое методологическое значение для научного познания.

  Если  в процессе познания мы рассматриваем  какое-либо количественное отношение  элементов системы, то здесь следует различать интенсивный и экстенсивный аспекты. Интенсивное количество характеризуется изменениями, приходящимися на единицу данного качества. В свою очередь экстенсивное количество характеризуется определенной совокупностью единиц данного качества.

  Интересно проследить различение внешнего и внутреннего уровней прерывности и непрерывности в применимости к случаю интенсивного и экстенсивного количества. Интенсивное количество внутренне непрерывно, в то время как экстенсивное количество характеризуется внешней непрерывностью, по внутренней дискретностью (определенная совокупность атомов образует единую систему—молекулу, внутренне разделенную на отдельные единицы, элементы). Причем внешняя дискретность интенсивного количества совпадает с внутренней дискретностью экстенсивного количества (величина энергии атома характеризует пропорции, в которых происходит внутреннее разделение единой системы атомов — молекулы).

    Представляет  большой интерес анализ прерывности  и непрерывности отражения процессов и явлений объективной действительности, субъективный аспект диалектики этих понятий. В процессе познания различных объектов происходит как разбиение целого на части (например, на определенные масштабные единицы), так и превращение непрерывного в дискретное, связного в комплекс самостоятельных элементов.

    В этой связи встает интересный вопрос о прерывности и непрерывности  причинной связи. Вместе с тем наряду с процессом квантования континуума, в процессе познания совершается и противоположный процесс континуализации дискретного. Так, в современной физике система многих частиц с сильной связью рассматривается не как дискретное множество, а как множество непрерывное, как поле.

    Дискретное  рассматривается как непрерывное тогда, когда связанное само, в свою очередь, постигается как ставшее, а акт связывания — как момент становления. А непрерывное рассматривается как дискретное, когда отдельные моменты становления постигаются как простые акты связывания и когда то, что таким образом связано, рассматривается по отношению к связыванию как данное. Все законы (особенно статистические), открытые наукой, представляют собой яркий пример и способ контииуализации дискретного и в то же время квантования, одискречивания единой природы.

    Большой интерес представляет диалектико-материалистический подход к проблеме прерывности и непрерывности пространства и времени, которые выступают как объективно реальные формы бытия, как фундаментальные структуры отношений материальных объектов и процессов. В нашей философской литературе существует несколько точек зрения относительно взаимозависимости свойств прерывности и непрерывности пространства, времени и движущейся материи. 

    Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик  как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.  
        Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность пространства, то их трудно называть свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.  
         К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно. И хотя до сих пор вопрос об обосновании трехмерности пространства является открытым вопросом, решение его должно лежать в установлении связи трехмерности с фундаментальными физическими процессами.  
       К специфическим свойством пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства теснейшим образом связаны с фундаментальными физическими законами, и прежде всего с законами сохранения. Они и лежат в основании самого принципа физической относительности.  
       Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Некоторые философы усматривают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии. В микрофизике необратимость времени связывается с характером законов квантовой механики. Существуют также космологические подходы к обоснованию необратимости времени. Наиболее широкое распространение получила причинная концепция времени; ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной.  
 
 
                                                   Заключение

    В представлениях о пространстве и  времени имеется еще много  неясного, порождающего многочисленные дискуссии ученых. Почему наше пространство имеет три измерения? Могут ли существовать многомерные миры? Может ли время течь в обратном направлении? Реально ли четырехмерное пространственно-временное многообразие(пространство-время) теории относительности? Могут ли существовать материальные объекты вне пространства и времени? Эти и многие другие вопросы ставятся на повестку дня современного естествознания и философии.

     Проблема  времени и пространства приобретает  все большее естественнонаучное и общемировоззренческое значение. От дальнейшей ее разработки во многом зависят перспективы развития, как научного познания, так и научного материалистического мировоззрения. 
Список используемой литературы.

    1. Ахундов М. Д.  Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени.- М.:1974;
    2. Мостепаненко А. М.  Пространство и время в макро-, мега-, и микромире.-М.:1974;

Информация о работе Пространство и время как формы существования материи