Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:31, реферат
Сущность пространства и времени - это движение, постольку: а) наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи; б) понимание пространства и времени в главном определяется пониманием движения, взаимодействия.
1.Введение………………………………………………… …….......... 3
2.Философские категории пространства и времени…………….. 4
3.Пространство и время как формы существования материи…. 5
4.Диалектика пространства и времени……………………………. 9
5.Заключение…………………………………………………………14
6.Список используемой литературы ………………………………15
Федеральное агентство по образованию РФ
Самарский государственный технический университет
Кафедр
Рефера
“Пространство
и время как формы
существования материи”
Пермь 2007
Сущность пространства и времени - это движение, постольку: а) наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи; б) понимание пространства и времени в главном определяется пониманием движения, взаимодействия.
К
всеобщим свойствам пространства и
времени как атрибутов материи прежде
всего относятся: объективность, абсолютность
(как универсальных форм бытия материи),
необходимая связь друг с другом и с движением
материи, неисчерпаемость, единство прерывного
и непрерывного в структуре.
1
Философские категории
пространства и времени.
Пространство – обычно протяженность, время - длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привилегированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право).
Время – длительность, оно асимметрично, т. е. не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, так как ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т. е. время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал, что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по другому подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения. Есть две теории относительности:
2
Пространство и время
как формы существования
материи.
Сначала рассмотрим понятие пространства и понятие времени. (Этот момент требует особого внимания, т.к. связанные с этим вопросы не столь просты, как это может показаться. Однако в учебной литературе обычно нет определения и анализа данных понятий).
Понятие пространства опирается на понятие протяженности. Протяженность объекта выражает его структурность, взаимоотношение его частей. Обнаруживается протяженность благодаря конечности скорости распространения взаимодействий - для “движения” с бесконечной скоростью любые расстояния одинаковы, а именно точечны. Протяженность, следовательно, обусловлена системной природой материи, выражая ее многокачественность и многокомпонентность.
Понятие времени базируется на понятии длительности. Длительность выражает несотворимость и неуничтожимость системно организованной материи, последовательное пребывание материальных объектов и явлений в определенных состояниях.
Опираясь
на сказанное и материалистически
интерпретируя известные
Для
пояснения определения
Для пояснения определения времени рассмотрим вопрос: почему мы имеем возможность, глядя на киноэкран, судить о временных характеристиках запечатленных на киноленте событий? Ответ очевиден: потому, что кадры сменяют друг друга на одном и том же экране, сосуществуя в этой “точке” пространства. Если же каждый кадр поместить на свой экран, то мы получим просто совокупность фотографий.
Пространство и время определены, отметим, через противопоставление, соотнесение с противоположным: момент времени, фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучи отрицанием времени; точка пространства, фигурирующая в определении времени, не обладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.
Выделим два следствия из определений пространства и времени.
Во-первых, пространство и время объективны.
Во-вторых, пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Более того, пространство и время - это стороны движения. В самом деле: поскольку пространство - это отношения сосуществующих в некоторый момент времени объектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от времени; поскольку время – это отношения объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Это и дало основание Ф.Энгельсу утверждать: “...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”. Данный тезис, однако, еще нуждается в обосновании, как это станет ясным после рассмотрения основных подходов к пониманию природы пространства и времени, сложившихся в ходе развития науки.
Современное понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была борьба субстанциальных и реляционных подходов к пониманию их сущности.
Первая
из указанных концепций
Исторически исходным был реляционный взгляд на пространство и время, - когда пространственно-временные свойства вещей не отделялись от самих вещей. “Что касается понятия пространства,- писал А.Эйнштейн,- то... ему предшествовало психологически более простое понятие места. Место есть прежде всего малая часть земной поверхности, которой присваивается какое-либо название. Вещь, “место” которой определяется, есть “материальный предмет”... Простой анализ показывает, что “место” является также группой материальных предметов”. С этой точки зрения “пространство есть вид порядка материальных объектов”; при этом, что ясно, “не имеет смысла говорить о пустом пространстве”. Таково существо реляционной концепции пространства.
“Однако,- продолжал А.Эйнштейн,- можно... мыслить иным образом. Мы можем поместить в какой-либо ящик определенное количество зерен риса или вишен и т.п. Встает вопрос о свойстве материального объекта, “ящика”, которое должно быть признано “реальным” в том же смысле, как реален и сам ящик. Это свойство можно назвать “пространством” ящика. Могут существовать и другие ящики, которые в этом смысле имеют “пространство” различной величины. Понятие “пространство” приобретает смысл, который не зависит от связи с отдельным материальным предметом. Таким образом, путем естественного расширения понятия “пространство ящика” можно прийти к понятию независимого абсолютного пространства, не ограниченного по протяженности, в котором содержатся все материальные объекты. В этом случае материальный предмет, не расположенный в пространстве, просто непонятен; с другой стороны, при таком образовании понятия вполне мыслимо существование пустого пространства”. Таково существо субстанциальной - концепции.
Это понимание пространства, было, вспомним, важным элементом философии Демокрита. Именно существованием абсолютной пустоты (пустого пространства) объяснялась в ней раздельность бытия атомов и состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал пространство как существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, что важно учитывать, был обусловлен пониманием материи как однородной, однокачественной. В естествознании субстанциальная концепция пространства и времени разрабатывалась, прежде всего, И.Ньютоном как важный элемент его механики .
Поэтому атом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в философии Демокрита содержится субстанциальная -понимание времени.
Если говорить о пространстве (ситуация с временем аналогична), то очевидно, что выбор между его субстанциальным и реляционным пониманием зависит от ответа на вопрос: существует ли абсолютная пустота (пустое пространство)? Современное естествознание отрицательно отвечает на этот вопрос. В пользу этого имеются и философские соображения.
Еще Аристотель
указывал, что в пустоте не может
быть различий - она, следовательно, бесструктурная
и потому не может обладать протяженностью,
т.е. быть пространством. Это означает,
что пространство не обладает самостоятельным
бытием, не существует без материальных
объектов, вещей. Но, вместе с тем, пространство
- это не вещь.
3
Диалектика пространства
и времени.
Информация о работе Пространство и время как формы существования материи