Происхождение человека. Его специфика. Философские проблемы антропосоциогинеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:39, реферат

Описание работы

Антропосоциогенез - процесс исторического развития человека, того биологического вида, к которому принадлежим мы все. Важнейшее значение в разработке теории антропосоциогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – общая теория эволюции и ее крупнейшее достижение – гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Чарльзом Дарвином.

Содержание

Введение
2) А) Происхождение человека. Его специфика

Б) Философские проблемы антропосоциогинеза

3) Заключение

4) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 на  тему:

“Происхождение  человека. Его  специфика.

 Философские  проблемы антропосоциогинеза.” 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ВЫПОЛНИЛ:

Группа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009 ГОД

 

     Содержание 
 

  1. Введение

     2) А) Происхождение человека. Его специфика

               Б) Философские проблемы антропосоциогинеза

      3) Заключение

      4) Список использованной литературы

 

     Введение 
 

     Антропосоциогенез - процесс исторического развития человека, того биологического вида, к  которому принадлежим мы все. Важнейшее значение в разработке теории антропосоциогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – общая теория эволюции и ее крупнейшее достижение – гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Чарльзом Дарвином. Свои мысли он изложил в труде «Происхождение человека и половой отбор», являвшемся продолжением книги «Происхождение видов». Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, то есть с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства. Теория Дарвина обоснована с помощью сравнительно-эволюционного метода, ссылаясь на то, что тело человека имеет общий с телом млекопитающих план строения, человек и млекопитающие болеют одинаковыми инфекционными болезнями, имеют общих паразитов, у них идентичный химический состав крови и других тканей, а наиболее близкие к человеку человекообразные обезьяны обладают теми же группами крови и резус-фактором, что и человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Происхождение человека. Его специфика 

     Фридрих Энгельс (1820-1895) в работе «Роль труда  в процессе превращения обезьяны в человека» обсуждал проблему происхождения человечества как социума. Дарвин же рассматривал проблему происхождения человека не в социальном аспекте, а сугубо с точки зрения биолога. Академик Валерий Павлович Алексеев (1930-1991), выделяя семейство гоминид с входящим в него видом Человек Разумный, утверждал, что для определения границы между животным и человеком, нужно исходить не из факта изготовления орудий, не из возникновения в морфологии человека предпосылок трудовой деятельности, не из его социальной природы, а из собственно морфологических различий между человеком и ближайшими к нему предковыми формами, ибо семейство гоминид биологическая, а не социальная общность. Человек подчиняется тем же законам последовательности и изменчивости, что и животные. Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения.

     В последние 20 лет в изучении проблем  антропогенеза произошла революция. Ее причинами были: обширные раскопки, особенно в Экваториальной Африке, приведшие к открытию множества  костей древних обезьян и людей; новые методы определения возраста горных пород, основанные на анализе радиоактивных изотопов - в результате стало ясно, что гоминиды древнее на миллионы лет, чем предполагали учёные в XIX в.; близость человека и обезьян оценена методами молекулярной генетики. Количественная оценка сходства генов и белков позволила по-новому оценить родство: доля одинаковых генов у человека и человекообразных обезьян достигает 91%.

     В теории становления человека существуют два течения. Классическое – моноцентризм – говорит об одной прародине  человечества на африканском континенте. По мнению московского археолога Гарольда Николаевича Матюшина формирование линии гоминид происходило в условиях повышенного радиационного фона в зоне Африканского рифта. Эта мутагенная обстановка резко усугублялась в периоды геомагнитных инверсий, когда магнитные полюса Земли менялись местами, а защита от космического излучения оказывалась сильно ослабленной. Именно с периодами инверсий сопоставляются эпизоды формирования новых видов рода Homo. Полицентризм, ярким сторонником и апологетом которого является известный археолог из Якутска Юрий Алексеевич Мочанов, утверждает, что существовали несколько независимых зон антропогенеза, одна из которых могла располагаться не просто в Азии, но даже в зоне с крайне суровыми климатическими условиями (что, по мнению Мочанова, было фактором стимулирующим развитие гоминид).

     Ископаемые  останки древних обезьян и  первых людей чрезвычайно редкая находка. Вероятность их сохранения была высока только в областях интенсивного вулканизма, где останки быстро погребались под пеплом или грязевыми потоками. Именно в таких условиях было найдено большинство свидетельств эволюции человека. Самые древние узконосые обезьяны близкие к примитивным приматам типа лемура найдены в восточном Алжире (около 40 млн. л.н.). Несколько позже на территории Египта и Аравийского п-ова существовали многочисленные узконосые обезьяны – египтопитеки (египетские обезьяны). Они широко распространились по тропикам Евразии и Нового Света, вероятно, переплыв на унесённых бурями деревьях еще узкий тогда Атлантический океан. Ещё в XIX в. был описан дриопитек (древесная обезьяна). Близкие виды из Африки и Индии – рамапитек и шивапитек (обезьяны Рамы и Шивы). Наиболее вероятный наш пращур – африканский дриопитек (кениапитек), живший на территории Кении около 14 млн. л.н. Дриопитековые вымерли около 9 млн. л.н., дав начало современным человекообразным обезьянам и человеку. Размером они были со среднюю обезьяну и являлись отличными верхолазами. Около 12 млн. л.н., когда на Земле обитали эти приматы, климат начал постепенно охлаждаться. Площадь лесов сокращалась, на их месте возникали степи. Именно в это время предкам человека пришлось спуститься с деревьев на землю и начать ходить на двух ногах. Уже тогда у дриопитековых высокое развитие центральной нервной системы, хорошее цветное бинокулярное зрение и передние и задние хватательные конечности. Это наследие древесной жизни пригодилось, когда предки человека вышли на новый уровень – австралопитеков (южная обезьяна).

     Австралопитеки  жили на территории южной и центральной Африки до 3 млн. л.н. Они были уже прямоходящие, невелики по размеру (рост не более 130-150 см, вес до 50 кг), вели стадный образ жизни. Именно некоторые виды австралопитеков первые занялись примитивной орудийной деятельностью, используя расколотые гальки и кости с острыми краями, а так же палки. Известны находки австралопитековых на территории Кении, Эфиопии, Танзании, Намибии и др. Наиболее известен неполный скелет самки из местонахождения Хадар, найденный Д. Йохансоном и получивший условное имя «Люси»

     Основные  находки выдающихся антропологов Рудольфа Лики и Луиса Лики (отца и сына) и Мари Лики связаны с Олдувайским  ущельем в Кении. Это кости  австралопитеков и их потомка, наиболее древнего представителя рода Homo –  человека умелого. Большинство австралопитековых представляли собой побочные ветви эволюции. Поэтому эволюционный путь к человеку от примитивных приматов выглядит не прямой линией, как это представляли себе недавно, а кустистым древом с огромным множеством тупиковых, обреченных на вымирание форм.

     Именно  человек умелый (Homo habilis) создал древнейшую орудийную культуру – олдувайскую. Ее основой была оббитая заостренная  галька – чоппер. Объем головного  мозга хабилисов достигал 650 см2. Хабилисы вытеснили с эволюционной сцены более примитивных австралопитеков, причем не гнушаясь и поеданием своих биологических родственников (разбитые черепа австралопитеков найдены на стоянках хабилисов). С возникновением гоминид начинается процесс социогенеза. Первой его фазой было первобытное стадо или первобытная орда.

     Следующей стадией эволюции гоминид стал человек  выпрямленный (Homo erectus), (1 млн. л.н. - 150.000 л.н.), иногда фигурирующий в популярной литературе под старыми синонимами «питекантроп», «синантроп», «гейдельбергский человек». Гомо эректус сумел достичь многого: он научился пользоваться огнем, создал ашельскую культуру (культуру ручных рубил). Объем мозга эректусов достигал 900 см2, рост – 170 см. Несмотря на наступивший ледниковый период, он расселился на огромной территории, впервые покинув Африканский континент и постепенно покорив весь Старый Свет. Следы человека выпрямленного найдены на Яве (где в 1891 г. доктор Эжен Дюбуа сделал первую находку его костей), в Китае, в Германии и Франции, на Карпатах, Кавказе и Русской равнине, и даже на Британских островах. Ашельские ручные рубила обнаружены археологами С.Н. Алексеевым и Б.В. Грудинкиным и др. в Курской, Тульской и Калужской областях, близкое по времени местонахождение Неготино (Брянская область) обследовалось М.В. Воеводским, Л.М. Тарасовым, В.В.Миненко и А.А. Чубуром. Ашельский компонент присутствует и в материалах местонахождения Хотылево 1 под Брянском, открытого и исследованного Ф.М. Заверняевым.

     Около 150000 лет назад происходит революционное  событие в антропогенезе. На территории Африки формируется новый вид гоминид - Человек разумный (Homo sapiens). Его объем черепа уже 1000-1600 см2. При этом выделяются две его расы – более архаичная неандертальская (по месту первой находки в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа), первой распространившаяся по просторам Евразии, и прогрессивная – кроманьонская (по пещере Кро-Маньон во Франции), покинувшая Африку почти на 100000 лет позже. Неандертальцы создали так называемую мустьерскую культуру, где основой для изготовления всех орудий служил отщеп. Кроманьонцы были более умелы и способны, более «цивилизованны», основной каменной заготовкой в их культурах была уже длинная и хорошо ограненная ножевидная пластинка. Еще недавно кроманьонцев и неандертальцев считали сначала ступенями единой эволюционной лестницы, затем основной и тупиковой ветвями эволюционного древа. Теперь многие склоняются к гипотезе о том, что пришедшие в Евразию позже кроманьонцы поглотили, ассимилировали неандертальское население. Процессы слияния двух рас завершились, по данным палеоантропологии, между 40000 и 25000 лет назад. Все мы, таким образом, можем считать себя потомками этих двух древних рас, несем в себе и кроманьонские и неандертальские гены. В период становления человека разумного формируется новая общность людей – род (первоначально замкнутая праобщина, а затем и полноценная родовая община).

     Первобытные люди современного типа обитали на территории Брянской области в течение  всего верхнего и значительной части  нижнего палеолита (древнекаменного  века). Типичные стоянки неандертальцев сосредоточены в верхнем течении Десны – это группа древних поселений в Бетово и ряд памятников в Хотылево. Археологами установлена связь их с древнейшими культурами неандертальцев на территории Украинского Полесья, бассейна Дона и даже Молдавии и Германии. В верхнем палеолите можно выделить несколько этапов заселения Подесенья. Ранний этап изучен пока слабо (древнее 30000 лет, памятники этого времени открыты лишь в 2001 г. в с. Хотылево К.Н. Гавриловым и А.А. Чубуром). Средний связан с появлением пришлого высокоразвитого населения из центральной Европы, пришедшего вслед за стадами мамонта (стоянка Хотылево 2, а несколько позднее – Пушкари и Елисеевичи). Наконец, поздний этап ознаменован развитием культуры «охотников на мамонта» и формированием нескольких культурно-этнических общностей (родов, племен?), условно названных Среднерусской (стоянки Юдиново, Тимоновка, Карачиж и др.) и Среднеднепровской (стоянки Супонево и др.). «Охотники на мамонта» не случайно взяты в кавычки – кости сотен особей мамонта, находимые при раскопках на стоянках палеолитического времени, большей частью не результат охоты, а плоды собирательской деятельности наших предков. Мамонтовая кость шла не только на изготовление изделий, но и на сооружение жилищ и отопление очагов (сухая жирная кость хорошо горит).

     Дискуссия о происхождении человека позволяет  определить его место в природе  и его отношение к ней. Если человек занимает исключительное, центральное  положение в мироздании, являясь  венцом Природы, то тогда всё на Земле должно служить ему, а если человек - неотъемлемая часть Природы, звено единой жизненной цепи, тогда он не вправе бездумно подчинять Природу, ибо такая деятельность нарушает равновесие, создавшееся в процессе эволюции и естественного отбора, что может привести (и приводит) к тяжёлым и даже непоправимым последствиям для всего живущего на Земле и, в первую очередь, для самого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  антропосоциогенеза 

     Выделение человека из животного мира - столь  же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается "творческая эволюция" совершенно особого типа.

Информация о работе Происхождение человека. Его специфика. Философские проблемы антропосоциогинеза