Отсюда возникает
целый ряд исследовательских
вопросов: каково содержание понятия
“греческая философия”? Где проходят
границы собственно греческого мира?
Включать или исключать из греческой
предфилософии восточные представления?
Считать ли вавилонскую и египетскую науку
“катализаторами” греческой философии
или ее неотъемлемой частью? Вообще откуда,
как возникает и куда развивается греческая
философия?
Другое дело
– генезис китайской и индийской
философии. На стадии формирования предфилософии
здесь пока не просматриваются сколько-нибудь
существенные экономические и духовные
культурные связи ни между Индией н Китаем,
ни между Западом и Востоком. Если такие
связи и появляются, то примерно на рубеже
нашей эры, когда из Индии в Китай проникает
и распространяется там буддизм, а Восток
через Индию устанавливает относительно
устойчивые отношения с Западом. Но к этому
времени философия как на Западе, так и
на Востоке уже вполне сформировалась.
В отсутствие других данных науки с большой
долей уверенности можно говорить об автохтонном
происхождении китайской и индийской
философии. Это вовсе не означает, что
их генезис представляет собой “чистый”
путь и является в таком случае эталоном
рассмотрения становления философии.
Таким же “чистым” выступает и генезис
греческой философии. Главное здесь заключается
не в поиске эталона, ибо каждая философия
имеет свою собственную и общемировую
ценность, а в возможности перехода от
поиска соответствий между явлениями
в развитии философии Греции, Индии и Китая
[16,4] к выявлению общих закономерностей
и различий, когда анализ становления
философии Запада и Востока строится на
единой методологической основе. Объективным
основанием к этому, как отмечено выше,
служит действительная история древнегреческого,
древнекитайского и древнеиндийского
обществ, прошедших через этапы развития
родовой, послеродовой раннеклассовой
и классовой организаций.