Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Человечество от пути в потемках в своем историческом развитии все больше переходило к осознанию хода жизни и своего участия в ней, пока, наконец, с широким раскрытием самосознания оно открыло возможность для себя попытаться сознательно воздействовать на свою судьбу, а для этого необходимо решить проблему смысла жизни. Смысл должен быть, иначе жизнь уничтожается; положение дела нисколько не меняется оттого, что подавляющее большинство удовлетворяется или непосредственной верой, или смутными чаяниями.
Введение ......................................................................................... 3
1. Смысл жизни и её ценность: многообразие понимания ..................... 6
1.1. Лейбниц, Шопенгауэр .............................................................. 6
1.2. Кант .................................................................................... 10
1.3. Лотце, Лопатин .................................................................... 14
1.4. Ницше ................................................................................. 17
2. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации ............... 20
3. Смысл и цель жизни .................................................................... 23
Заключение .................................................................................... 26
Список использованных источников ................................................. 28
Обращаясь к различным философским течениям, касающимся проблемы смысла жизни, мы видим, что понятие свободы идёт бок о бок с другим понятием – творческой деятельностью в судьбе индивида.
Клеймя философию, мораль и религию, как формы упадка, Ницше указывает на искусство как на всесильное средство против них. Определяя задачу человека и указывая на очеловечение мира в господстве над ним, Великий мыслитель мечтает о том, чтобы мир во властных руках человека обратился в художественное произведение. Уже в зрелую пору Ницше окончательно перешел в решении проблемы смысла жизни на почву гетевской мысли, что жизнь должна привести человека к творчеству художественного в себе, жизнь должна сама стать искусством, и на место мертвых художественных творений должен стать сам человек.
Другой философ Лотце считал, что жизнь Человека, как высшего представителя природы, озаряется, глубочайшим смыслом, потому что в его бытии заинтересован не только он сам, но и весь мир. Хотя в основе мира и лежит творческая субстанциальная основа, его одушевляющая и созидающая по определенным законам, роль человека в нём оказывается необъятно велика: признавая эти законы и подчиняясь им, он должен стремиться внести совершенство во все те ряды, которые начинаются от него или в которых он принимает сознательно-волевое участие34. Назначение человека – помогать совершенствованию мира; совершенствуясь сам, он совершенствует мир; чем богаче личность, тем богаче мир.
Творческо-активная роль личности в учении Лотце подчеркивается и другими сторонами его миросозерцания. Он решает вопрос о бессмертии души той степенью, в какой личность выполняла в этом мире свое назначение. По сути, он поставил истину на антропоморфический путь, заявив, что истинным, как и предметом безусловного одобрения для познающего духа может быть только то, что согласуется с необходимыми условиями, заложенными в самом духе35.
Что есть творчество в контексте проблемы смысла жизни, и какова его роль в системе общечеловеческих ценностей?! В этом мы постараемся разобраться в следующей главе.
3. Смысл и цель жизни
Проанализировав различные концепции поиска смысла человеческой жизни на примере рассматриваемых нами философов, можно составить общее представление об атмосфере, в которой протекали эти самые поиски. Именно поэтому мы завершим наш историко-философский мониторинг и проведём небольшое аналитическое исследование.
Чем больше разных мнений, тем дальше они удалены от истины! Это простое правило позволяет нам утверждать, что как не пытались лучшие мыслители разгадать тайну смысла жизни человека, дать однозначный обоснованный ответ им так и не удалось. В чём же заключается главная ошибка философской мысли, и почему главный вопрос Человечества до сих пор продолжает оставаться без ответа?! Попробуем разобраться в этом с самого начала, - с определения.
Смысл жизни (бытия) - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности36.
Приведённая формулировка в целом соответствует нашему представлению о раскрываемом понятии, поэтому в дальнейшей работе мы будем отталкиваться от неё. Для начала стоит определиться, что мы подразумеваем под «конечной целью существования» и фактором её определяющим: Природу, Бога или самого Человека? Если речь идёт о Природе, то и ответ о смысле жизни нужно искать далеко за рамками человеческого общества; если мы говорим о Боге, значит нужно дать чёткое определение этой силе; если же возносить Человека до уровня творца своей судьбы, то и смысл его жизни становиться неопределённым, ведь количество мнений о нём прямо пропорционален количеству людей.
Не менее шатка и другая часть определения, где человек рассматривается как «биологический вид». Достаточно только допустить возможность существования т.н. жизни после смерти, как биологический организм из автономной единицы сознания превращается в биологическую оболочку для бестелесной души, зачем-то помещаемой в тело при рождении. Как мы видим, от одного только представления о строении человека, в корне изменяется и представление о смысле его жизни.
Если мы верим в эволюцию биологических видов, нам легко поверить и в деторождение, как истинный смысл жизни, хотя с точки зрения Природы это будет не более чем инстинкт самосохранения; если мы веруем в Бога, нам легко внушить любой смысл, который якобы «снизошёл к нам с небес», хотя сейчас «пророков» помещают в психиатрические лечебницы; если же мы совместим религиозную и научную картину мира, нас ожидают невероятные открытия, но это уже тема другой научной работы…
Стоит понимать, что в основе любой философской концепции должен лежать прочный научный фундамент, - если знаешь что такое розетка, не нужно гадать, почему в неё нельзя совать пальцы. Нельзя сказать, что труды великих философов были тщетны, ведь смысл жизни человека ими всё-таки был найден, просто он был ловко завуалирован большим количеством заумных слов и ответвлений мысли. Как ни странно, но есть то, что объединяет все, даже совершенно противоположные, точки зрения воедино; то, в чём видел смысл человеческой жизни каждый мыслитель, вне зависимости от эпохи и национальной принадлежности. Речь идёт о самосовершенствовании.
Лейбниц видит его в поиске пути к Богу, Кант призывает к обузданию «естественных склонностей» и приобщению к «высшему благу» через развитие личности, Ницше возвышает физическое тело и стремиться к созданию «сверхчеловека»… Все они призывают людей к одному – к саморазвитию, которое каждый из них видит в соответствии со своими знаниями и представлениями об окружающей действительности.
Парадокс и сложность проблемы поиска смысла жизни заключается не в отсутствии ответа на вопрос, а в отсутствии ответа на ответ, ведь истинное значение простого, на первый взгляд, понятия «самосовершенствование» в действительности требует серьёзного научно-философского исследования.
Является ли профессиональная карьера или творческая самореализация, по замыслу Природы или Творца, частью этого самого понятия?! Скорее всего, нет! Ведь в большинстве своём труд человека обусловлен личными интересами, а не какими-то высшими общечеловеческими ценностями, а творчество может нести в себе как созидание, так и разрушение. Это, равно как и создание семьи, можно рассматривать как цель жизни, но не как её смысл. Стоит чётко разграничить эти два понятия.
Смысл жизни человека заключается в том, что не зависит ни от времени, ни от положения в обществе. Это то, чего нельзя купить или украсть; то, что остаётся с нами даже когда сердце прекращает биться. Речь идёт о нас самих, а если говорить конкретнее – об уровне нашего личностного развития. Именно к таким выводам я прихожу в процессе своих личных исследований в области неизученных законов Природы и человеческого общества…
Заключение
Поиск смысла жизни – это основная мотивация человеческой жизни, а не «вторичная рационализация» (сознательное объяснение) инстинктивных побуждений. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим человеком; только тогда он может удовлетворить его собственную волю (стремление) к смыслу37.
Рассмотренная нами тема имеет большую жизненно-важную ценность для каждого уважающего себя человека, поэтому оставить её без должного внимания было бы недопустимым. Подводя итоги нашего небольшого аналитического исследования, перечислим выводы, к которым нам удалось придти.
Вывод 1. Отсутствие чёткого определения понятия «смысл жизни» является первоочередной ошибкой философской мысли, что уже на начальных этапах мыслительного процесса не позволяет поставить его точную цель, не говоря уже о получении однозначного ответа о содержании этого понятия.
Вывод 2. Для того чтобы понять, в чём заключается смысл жизни человека, необходимо понять, кто есть человек и какая его роль в окружающей нас действительности. Причём сделать это нужно, опираясь не на философские теории, а на научные факты.
Вывод 3. Как правило, все мыслители, занимающиеся проблемой смысла человеческого бытия, сходятся в едином мнении, что смысл этот заключается в саморазвитии. Различие же мнений обусловлено различием взглядов на значение понятия «самосовершенствование», сущность которого каждый философ видит сквозь призму своего субъективного жизненного опыта и личных представлений о строении Вселенной.
Вывод 4. Самосовершенствование – это не некое абстрактное понятие, которое каждый желающий может наполнить по своему усмотрению, на основании собственных представлений о морали и человеческих ценностях, а гипотетически вероятная система подготовки человека, требующая чёткой формулировки. Если мы говорим о смысле жизни, как миссии, возложенной на Личность самой Природой, логично предположить, что и порядок развития этой личности также строго определён и подчиняется неким «божественным законам», к познанию и соблюдению которых должен стремиться каждый разумный индивид.
Вывод 5. Рассмотрение таких глобальных вопросов как «поиски смысла жизни» и «механизмы самосовершенствования» должно плавно перетекать из области философии в сферу официальной науки, дабы полученные результаты исследований базировались не на хорошо культивированном субъективном мнении, а на твёрдом фактологическом фундаменте, который можно было бы доказать экспериментальным путём или проверить житейской практикой людей.
1.
Кант И.. Критика практического разума. C. 101.
2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. С. 544-545.
3. Левицкий С.A. Трагедия свободы. Б.М. Посев. 1984. С. 202.
4. Лейбниц Г.-В.. Защита бога. С. 269, 289
5. Лейбниц Г.-В.. Начало природы и благодати. С. 289, 334.
6. Лопатин Л.Н.. Неотложные задачи современной мысли. С. 31, 41.
7. Лопатин Л.Н.. Положительные задачи философии. i. Гл. 3.
8. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: Том 1 / Под ред. Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – 480 с.
9. Свободная энциклопедия «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/).
10. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.
11. Fichte J.-G. Anweisung zum seligen Leben. W [erke]. [Bd.] v. S. 115.
12. Kant I. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten.
13. Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der bloЯen Vernunft. S. 69, 115, 122, 146.
14. Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. S. 61.
15. Kant I. Kritik der reinen Vernunft. S. 562.
16. Lotze H. Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Anthropologie. III. S. 43, 383, 438.
17. Lotze H. Prinzipien der Ethik. S. 615.
18. Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. S. 13, 24, 42-43, 115, 145.
19. Там же. Вступление ко 2-й книге.
20. Schopenhauer A. Aphorismen zur Lebensweisheit. W. IV. S. 359.
21. Volkelt J. A. Schopenhauer. S. 374.