Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:30, контрольная работа
Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии ( в общем понятии). Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.
Введение............................................................................................3
Понятие проблемы личности в философии.....................................4
Проблема личности в философии экзистенциализма.....................7
Выводы............................................................................................11
Список литературы............................
У
Ясперса личностное бытие связывается
с обостренными поисками человеком
своей индивидуальности, которая
раскрывается в коммуникации, общении.
Коммуникация - по Ясперсу - это универсальное
условие человеческого бытия. Она
буквально составляет его всеохватывающую
сущность. Все, что есть человек и
что есть для человека, обретается
прежде всего в коммуникации. Коммуникация
Ясперсом возводится в ранг критерия
философской мысли и
По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в “пограничных условиях”: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в “пограничной ситуации”, человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, “очищение “Я” дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает понять человеку иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.
Философская
концепция экзистенциализма Сартра
развивается на основе абсолютного
противопоставления и взаимоисключения
понятий: “объективность” и “
Концепция
свободы воли развертывается у Сартра
в теории “проекта”, согласно которой
индивид не задан самому себе, а
проектирует, “собирает” себя в качестве
такового. Поэтому трус, например, ответственен
за свою трусость, и для человека
нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра
стремится заставить человека осознать,
что он полностью в ответе за самого
себя, свое существование и окружающее,
ибо исходит из утверждения, что
не будучи чем-то заданным, человек
постоянно строит себя посредством
своей активной субъективности. Он
всегда “впереди, позади себя, никогда
- сам”. Отсюда то выражение, которое
Сартр дает общему принципу экзистенциализма:
“...существование предшествует сущности...”
По сути это означает, что всеобщие,
культурные объективации, которые выступают
как “сущности”, “природа человека”,
“ценности” являются лишь отложениями,
застывшими моментами деятельности,
с которыми конкретный субъект никогда
не совпадает. “Экзистенция” и есть
постоянно живой момент деятельности,
взятый в виде внутрииндивидуального
состояния, субъективно. В более
поздней работе ”Критика диалектического
разума” Сартр формулирует этот
принцип как принцип “
Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.
Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.
Философия
экзистенциализма, опять же несмотря
на некоторые перегибы в рассуждениях,
обозначила ту “пограничную ситуацию”,
в которой сейчас находится человек
и человечество. Своими выработанными
принципами она указала на необходимость
пересмотра ценностных ориентиров, которыми
руководствуется человек как
личность и общество.
1. Сумерки богов / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 2000г.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002г.
3. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:
Юристъ, 2001г.
4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших
учебных заведений. - М.:Политиздат,
2006г.