Проблемы личности в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии ( в общем понятии). Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.

Содержание

Введение............................................................................................3
Понятие проблемы личности в философии.....................................4
Проблема личности в философии экзистенциализма.....................7
Выводы............................................................................................11
Список литературы............................

Работа содержит 1 файл

Философия Вика.docx

— 30.54 Кб (Скачать)

     У Ясперса личностное бытие связывается  с обостренными поисками человеком  своей индивидуальности, которая  раскрывается в коммуникации, общении. Коммуникация - по Ясперсу - это универсальное  условие человеческого бытия. Она  буквально составляет его всеохватывающую  сущность. Все, что есть человек и  что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Коммуникация Ясперсом возводится в ранг критерия философской мысли и отождествляется  с разумом. Поскольку разум в  своей всеоткрытости устремлен  на единое во всем сущном, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она  дарит человеку подлинную сущность.

     По  Ясперсу, экзистенция проявляется  в свободе, которая в свою очередь  связывается с трансценденцией. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком  сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в “пограничных условиях”: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается  на границе между бытием и небытием. Оказавшись в “пограничной ситуации”, человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это  освобождение, “очищение “Я” дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает понять человеку иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.

     Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного  противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает  не в конкретном содержании сил социального  бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные  формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной  субъективности может быть лишь “ разжатием бытия”, образования в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенным от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.

     Концепция свободы воли развертывается у Сартра  в теории “проекта”, согласно которой  индивид не задан самому себе, а  проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что  не будучи чем-то заданным, человек  постоянно строит себя посредством  своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое  Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...”  По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают  как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда  не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального  состояния, субъективно. В более  поздней работе ”Критика диалектического  разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип “несводимости  бытия к знанию”. Но экзистенциализм  Сартра не находит иной основы, из которой  человек мог бы развить себя в  качестве подлинно самодеятельного  субъекта, кроме абсолютной свободы  и внутреннего единства “проектирующего  я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор.  Место активной субъективности в  мире, ее онтологическую основу Сартр  обозначает как “ничто”. Помысли  Сартра, “...человек без всякой опоры  и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым  “человек осужден на свободу”. Но тогда  основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки  подсознательного, интуиции, безотчетные  душевные порывы и рационально неосмысленные  решения, неминуемо приводящие к  пессимизму или к агрессивному своеволию  индивида: “история любой жизни  есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть. 

                                                  ВЫВОДЫ 
 

  Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.

      Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.

      Философия экзистенциализма, опять же несмотря на некоторые перегибы в рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится человек  и человечество. Своими выработанными  принципами она указала на необходимость  пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как  личность и общество.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Список литературы 
 

1. Сумерки  богов / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 2000г.

2. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики,  2002г.

3. Философия:  Учебное пособие / Под ред. В.Н.  Лавриненко. - М.:

     Юристъ, 2001г.

4. Фролов  И.Т. и др. Введение в философию.  Учебник для высших 

     учебных заведений. - М.:Политиздат, 2006г. 
 

Информация о работе Проблемы личности в философии