Проблемы личности в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии ( в общем понятии). Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.

Содержание

Введение............................................................................................3
Понятие проблемы личности в философии.....................................4
Проблема личности в философии экзистенциализма.....................7
Выводы............................................................................................11
Список литературы............................

Работа содержит 1 файл

Философия Вика.docx

— 30.54 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования  «Российский государственный

гуманитарный  университет» в г. Воскресенске Московской области

(Филиал  РГГУ в г. Воскресенске) 
 

                   
                  Факультет управления
 
 
 

Севастьянова  Виктория Валерьевна

    ПРОБЛЕМЫ  ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ

    Контрольная работа по философии

    Студента 2 курса  группы   ЗГМУ – 2/5,5 
 
 

                    Научный руководитель:

                    к.и.н. Федоров  А.Н.

                     
                     
 
 
 

Воскресенск 2012 

                                              Оглавление 

  1. Введение............................................................................................3
  2. Понятие проблемы личности в философии.....................................4
  3. Проблема личности в философии экзистенциализма.....................7
  4. Выводы............................................................................................11
  5. Список литературы.........................................................................12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ВВЕДЕНИЕ 

     С давних времен человек в той или  иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда  наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

     Человека, в его частных проявлениях, изучают  специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно  понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью  выявить его место в мире.

     Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки  проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты  ее осмысления.

     В конце 19-го и в 20-м веках проблема человека и его бытия приобрела  наибольшую актуальность и выдвинулась  на передний план философских поисков. Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление  страшных потрясений, затронувших все  человечество, время когда потерпели  крушение попытки строительства  “новой” жизни, основанные на рационалистических принципах. Потерпела крах концепция  объективного и безразличного к  человеку бытия, овладев законами которого, человек мог “как высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению. Поэтому стали возникать философские  концепции, в которых акцент делается на бытии прежде всего как человеческом существовании.

     Целью написания данного реферата стала  попытка проанализировать подход к  проблеме личности в экзистенциализме,  в одном из интересных направлений  философской антропологии ( в общем понятии). Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.

            Понятие проблемы личности в философии 
 

     Проблема  человека - одна из основных, скорее центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор охарактеризовал человека как меру всех вещей, что стало  одним из основных мировоззренческих  и методологических принципов науки  и философии.

     Какими  бы абстрактными, естественно - научными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком - с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческой деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.

       Человечество всегда стремилось  к построению целостного философского  образа человека. Что под этим  понимается? Философский подход  к человеку предполагает выявление  его сущности, конкретно-исторической  детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически  существовавших форм его бытия.  Философия выявляет место человека  в мире и его отношение к  миру, анализирует вопрос о том,  чем человек может стать, развертывая  свои возможности, каково в  нем соотношение биологического  и социального, что такое человек  как личность, какова структура  личности и т.п.

     Философская мысль в определенные периоды  то растворяла человека в природе  или обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному  миру. И тем не менее, полностью  учитывая тот факт, что удельный вес человеческой проблематики в  различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.

     Специфика философского круга проблем, связанных  с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный  и длительный процесс сменяющих  друг друга методов и целевых  установок. Философия познания человека требовала прежде всего становление  особого метода познания, когда человек  оказывается одновременно субъектом  и объектом процесса.

     В античной философии человек рассматривался преимущественно как “микрокосм”, в своих человеческих проявлениях  подчиненный высшему началу - судьбе.

     В системе христианского мировоззрения  человек стал восприниматься как  существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны для начала: душа и тело,а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу, как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Этому воззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.

     Философия Нового времени видела в человеке, как и христианство, прежде всего  его духовную сущность. Естествознание смогло создать отличные образцы  натуралистических исследований природы  человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание  автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

     Философия 19 - начала 20 в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних  случаях его сущность к рациональному  началу, а в других - к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось  в различных теориях, более или  менее адекватно формулировалось  теми или иными философами, но целостного учения о человеке еще не было. “Со  временем человек становится в центр  философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной”.

     Проблема  личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в  мире и в истории. Личность имеет  сложную структуру и интерпретацию. Так с позиции ролевой концепции  личность определяется теми социальными  функциями, которые человек выполняет  в обществе. Но в таком аспекте  невозможно раскрыть внутренний мир  человека, так как фиксируется  только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более  полная интерпретация личности получается, когда ее рассматривают в сущностном плане. “Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений  и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических всех иных социальных норм”. В понятии личности оттеняются прежде всего интегративные социально-психологические  особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентиры, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции  и убеждения, стиль мышления, эмоциональная  среда, сила воли. Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека. 

       Чем интересна проблема личности  в философии экзистенциализма? Интересна  такой философской постановкой:  человек познает сущность через  свое существование, т.е. через  экзистенцию. Для того чтобы  понять смысл любой формы бытия,  чтобы человеку обрести свою  непосредственную сущность, свободу,  он должен освободиться от  господствующих ценностей, норм, установок. Освобождение происходит  в “пограничной ситуации”: перед  лицом смерти, в страданиях, через  чувство вины, в борьбе, т.е. тогда,  когда человек оказывается на  границе между бытием и небытием.

     Экзистенциализм оправданно исходит из того, что  “пограничные ситуации” действительно  заставляют людей задумываться о  смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности. Человек  в таких ситуациях раскрывает свою настоящую личность.

 

                 Проблема личности в философии экзистенциализма 
 

     Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования  составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность  свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств  на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она  может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода  экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”.

     Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм  понимает отчуждение многосторонне: и  как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную  довлеющую над ним, враждебную ему  силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда  в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и  т.д.

     Особенно  глубоко экзистенциализм анализирует  субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство  апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку.

     Согласно  экзистенциализму человек помимо своей  воли заброшен в этот мир,  в свою судьбу и живет в чужом для  себя мире. Его волнуют вопросы: Для  чего живет человек? В чем смысл  его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Человек пытается осмыслить бытие. По Хайдеггеру, для  вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что  люди познают и делают. Человек  не может смотреть на мир иначе, чем  сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о  бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как “вечного присутствия”. По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а “вечное ограничение настоящим” приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как “забота”, “страх”, “вина” и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредотачивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

Информация о работе Проблемы личности в философии