Проблемы культуры в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Работа содержит 1 файл

зохир Проблемы культуры в философии Просвещения.docx

— 39.14 Кб (Скачать)

  Что касается социально-политических воззрений, то со своим радикализмом Руссо принадлежит  к пред-ставителям наиболее прогрессивного течения социальной мысли своего времени. Однако с его социально-политическим радикализмом в значительной мере контрастирует его общефилософский подход к миру. Руссо, хотя и находился во многом под влиянием французского механистического материализма, в частности Дидро и Д'Аламбера, сам не подошел ни к механистическому, ни к какому другому материализму. В его воззрениях на общество проявляются признаки материализма, но это всегда скорее отдельные моменты, которые в рамках общего идеалистического подхода остаются одиночными.

  Определенные  элементы дуализма можно найти у  Руссо и в понимании сущности человека. Человек заключает в  себе материальный и духовный принципы, тело и душу.

  В вопросах теории познания Руссо был  сторонником сенсуализма, однако не считал разум определенным корректором  чувственных данных (как, например, Лейбниц), таким корректором он считал чувство. В его несколько нигилистическом отношении к разуму и в подчеркивании роли чувства проявляются и элементы определенной субъективной ориентации, которая достигает вершины в последних, автобиографических работах («Исповедь», «Думы одинокого путника»).

  Видимо, Руссо первым постиг противоречивые стороны цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто  иное, чем выгода и польза. Эти  важные наблюдения были импульсом для  дальнейшего развития социальной мысли.

  Значение  Руссо состоит в его социально-политическом радикализме. Именно это провозглашали  самые прогрессивные и радикальные  течения Великой французской  революции. Для Робеспьера «Общественный  договор» Руссо становится библией. Воззрения Руссо стали официально признанной идеологией якобинцев. Его  радикализм импонировал всем прогрессивным  мыслителям последующих поколений. Философские и социальные воззрения  Руссо значительно повлияли на утопических  социалистов XIX столетия (в частности, его суждения о равенстве людей).

  Французское Просвещение, подчеркивая момент активности человека, обращало внимание на анализ социальной практики того времени и  тем самым в немалой степени  способствовало познанию действительных закономерностей развития общества.

  Несколько под сенью Вольтера и Руссо, которые, бесспорно, представляют вершину французского дореволюционного Просвещения, находится  Жан Антуан Кондорсе (1743—1794). Если Вольтер и Руссо своим творчеством идейно прокладывали путь Великой французской революции, то Кондорсе непосредственно активно участвовал в ней. Он основал первую послереволюционную газету «Республика, или Защитник представительской власти». С 1790 г. он выполнял различные функции в Законодательном собрании, кроме прочего был его председателем. В 1793 г. вступил в конфликт с представителями партии Робеспьера и был арестован. После краткого срока заключения якобы кончил жизнь самоубийством в тюрьме.

  Философские взгляды Кондорсе наиболее существенно  характеризует его последняя  работа — «Эскиз исторической картины  прогресса человеческого разума». В ней он попытался представить  развитие человечества не как простой  хронологический ряд событий, но как процесс, пронизанный взаимопереплетающимися причинными взаимосвязями. Сам он характеризует свою попытку так: «Этот образ является историческим, ибо он подвержен постоянным изменениям и возникает благодаря последовательному изучению человеческих обществ на различных этапах, которые они прошли. Он должен отразить закономерность изменений, зарегистрировать влияние, с которым каждый миг воздействует на миг последующий, и показать на различных модификациях, через которые прошел род человеческий при постоянном самообновлении в ходе бесчисленных столетий, какими шагами он приближался к истине или счастью» .

  Кондорсе, понятно, не мог обнаружить движущие силы человеческого развития и прогресса. Его подход к истории в сущности является идеалистическим. Однако он близко подходит наиболее ярко выраженным прогрессивным идеям французского Просвещения. Он резко выступает против религии, возвышает разум. Разум, согласно его взглядам, является движущей силой человеческого прогресса.

  В своих политических воззрениях, как  и в практической политической деятельности, Кондорсе — решительный сторонник  республики, однако он считает социальное неравенство естественным и неизбежным в развитии общества. Он рекомендует  ограничивать его определенным минимумом, в частности гарантируя одинаковые возможности торговли и предпринимательства. Эти воззрения отражают интересы революционной буржуазии начала 90-х годов XIX столетия.

  Творчество  Кондорсе проникнуто идеей прогресса. Его вера в способности и возможности  человечества определяет и заметную оптимистическую ориентацию его  взглядов. Оптимизм отражает успехи, которых  достигла французская буржуазия  в начале 90-х годов.

  Кондорсе  сам говорит, что «природа не определила никаких границ совершенствованию  человеческих способностей; что совершенствование  человека является действительно неограниченным; что прогресс этого совершенствования  независимо ни от каких сил, которые  хотели бы его задержать, является ограниченным лишь существованием нашей земли, куда забросила нас природа». Оптимизм Кондорсе исходит из его веры в  разум и является органическим завершением  понимания общества, характерного для  Просвещения.

Русо………………

Псевдоним Зохир
Фамилия Назаров
Имя Зохир
Отчество Джураевич
Пол мужской
Дата  рождения 27 Июня 1992 года
Фактическое местонахождение Таджикистан, куляб, кулоб 23/34
E-mail zohir0909@mail.ru
Мобильный телефон +79063722707
Контрольный вопрос Любимое число
Ответ на вопрос 917378787
Дополнительный  E-mail abu_musharef@mail.ru

Информация о работе Проблемы культуры в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер)