Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:15, реферат
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, человеке и его положении в мире, все позитивные знания, которые накоплены человечеством за многие века. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии протекало уже под иным углом зрением – с позиций разума. Это была рефлексия человечества о мире и о своем положении в нем. Рефлексивность – главная и важнейшая особенность философии как формы духовного освоения мира.
1. Мировоззрение - ядро философии. Структура мировоззрения (уровни и компоненты). Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)
2. Мировоззрение и мироощущение древних славян. Русские веды (поклонение Триглаву; идеал Красоты на Руси; принципы общины)
3. Тест на размышление: В чем состоит различие жреца (мага), священника и философа как представителей различных типов мировоззрения?
Список литературы
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Содержание
1. Мировоззрение - ядро
философии. Структура
2. Мировоззрение и мироощущение древних славян. Русские веды (поклонение Триглаву; идеал Красоты на Руси; принципы общины)
3. Тест на размышление: В чем состоит различие жреца (мага), священника и философа как представителей различных типов мировоззрения?
Список литературы
1. Мировоззрение - ядро
философии. Структура
мировоззрение мифология религия философия
Термин «философия» (от
греч. «philio»- любовь и «sofia»- мудрость)
буквально означает «любовь к
мудрости» и впервые
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, человеке и его положении в мире, все позитивные знания, которые накоплены человечеством за многие века. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии протекало уже под иным углом зрением – с позиций разума. Это была рефлексия человечества о мире и о своем положении в нем. Рефлексивность – главная и важнейшая особенность философии как формы духовного освоения мира.
Вторая особенность философии – решение мировоззренческих проблем с позиций разума, интеллекта. Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) – размышление, полное противоречий и сомнений; анализ собственного психологического состояния, размышление над собственными представлениями о мире и месте в нем человека. Рефлексия – это своего рода размышление над размышлением.
Таким образом, философия – это теоретически оформленное мировоззрение, система общих теоретических взглядов человека на мир в целом. Иными словами, философия – это автобиография человечества, написанная им самим, и вобравшая в себя всю мудрость веков.
Мировоззрение составляет ядро философии. Структура мировоззрения включает в себя четыре уровня взаимоотношений человека с миром и четыре компонента.
Мировоззрение – это конкретно-историческое состояние сознания, выражающее наиболее общее и целостное отражение мира в сознании человека, и его отношение к действительности.
Мировоззрение может быть разным по форме и содержанию. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания, возникновение явлений природы, животных и человека.
Миф – это не выдумка,
не фантазия, не легенда, в которой
вспоминают о когда-то бывшем событии.
Миф – это особый язык символов,
на котором древний человек
Миф, по определению русского
философа Б.П. Вышеславцева (1877-1954), представляет
собой «недифференцированное
Теизм (от греч. theos –Бог) – учение, согласно которому Бог – абсолютная бесконечная личность, стоящая над миром и человеком. Мир, согласно теизму, является осуществлением божественного промысла. Деизм (от лат. dues –Бог) – учение, признающее Бога Творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и в делах человека. Бог, согласно деизму, представляет собой безличную первопричину бытия.
Атеизм (от греч. athton –
безбожие) – система научно-материалистич
Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – в широком смысле означает непознаваемость мира в целом; в контексте первого уровня мировоззрения означает позицию, согласно которой невозможно наверняка знать, есть Бог или Его нет.
Религия (от лат. religio – святость) – восстановление связи между Богом и человеком, основу которой составляет вера в существование Бога и в Его главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Освятиться - значит выполнить волю Бога.
Религия - так же является одной из форм мировоззрения. Согласно Библии-Книге Откровения Бога, обращенного к человечеству, после той духовной катастрофы, которая обозначена как грехопадение, человечество оказалось одно в огромном враждебном мировом пространстве. Перед ним лежала скорбная дорога исторического развития. Непосредственность общения с Богом нарушилась. Религия (восстановление связи между человеком и Богом) начинается в истории человечества сразу после грехопадения. Но приобрести утраченную гармонию труднее, чем ее потерять.
Обращаясь к страницам истории, мы видим, как люди в своей повседневной жизни все больше и больше уделяют внимание природному миру. Человеку природные стихии кажутся более нужными помощниками, ибо от них, как казалось ему, зависел успех охоты, жизнь в родовой общине. В первобытном мировоззрении все большую роль начинает играть Природа. Мифология разных народов мира рисует поклонение Богине-Матери, в культе которой проявилось чувство мистичности природы, одухотворенности мироздания. Это была, по словам А. Меня (1935-1990) эпоха чуткости человека к своему подсознанию и верности Земле. Первобытный человек еще не утерял ключей к тайне единства человечества. Его мифологическое мировоззрение в эту эпоху характеризуется двумя основными чертами:
1) вера в кровное родство с животными;
2) чувство коллективности.
Первобытные люди видели
мир «полным духов» не потому, что
о них размышляли, а потому что
ощущали мистическую тайну
Духовный мир не был для них изолированным планом бытия. Однако природные стихии больше заботили доисторического охотника, чем далекий Бог. Русский философ В.Соловьев(1853-1900) определил эту религию духов как «пандемонизм», который привел к возникновению шаманства и первобытной магии. Иными словами, для первобытного человека не существовало резкой грани между естественным и сверхъестественным.
Магия (от лат. magia, греч.mageia) – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Различают белую магию (манипуляция с помощью светлых сил) и черную магию (обращение к нечистой силе).
Магия и религия противоположны. Магия – это стремление устроится в мире без Бога. В основе ее лежит богоборческий мотив. Здесь нет живого религиозного чувства. Поэтому маг и священник противоположны друг другу. Маг служит себе, стремясь использовать потусторонние силы. Священник служит Богу. Маг стремится повелевать не только животными, растениями и природой, но и человеком. Поэтому магия затормозила духовное развитие человечества на многие тысячелетия.
Итак, на пути духовного возрастания человечества возникло две главные преграды: маг (властитель душ) и коллективное сознание. Племя и власть подавляли дух человека. Человек сливается с родом, не имеет своей личной жизни, подпадает под гипноз «коллективных представлений». Магизм же парализовал творческую активность и внутреннюю духовную свободу человека. Понятно, что только через
духовную свободу и ответственность человек может найти свое предназначение, стать личностью.
В первобытную эпоху человек был ближе к Природе, но он был скован и предстоял ей не как гений, а как часть этого мира, в одном ряду с животными и растениями. Начальные сведения о существовании человека наука датирует периодом около 55 тысяч лет. Только около 6 тысяч лет назад произошла городская революция, которая совершила внезапный перелом, положив конец «доисторической ночи» человечества (А. Мень).
С появлением Города человеческая
история обрела динамизм. В нашем
современном представлении
Многие философы определяют роль философии как посредницы между наукой и религией. Философия содержит в себе черты и той, и другой одновременно, не совпадая ни с одной из них.
Если философию понимать только как логическое, доказательное знание, отождествляя ее с наукой, а религию трактовать как «слепую веру» в провозглашаемые авторитетом церкви догматы, то при таком понимании философии и религии вопрос об их соотношении неразрешим. Иными словами, вопрос о соотношении философии и религии неразрешим с позиций материализма и вытекающего из него атеизма. По крайней мере, так обстояло дело в недавнем прошлом (речь идет о советском периоде развития философии в нашей стране).
По словам русского философа С.Л. Франка (1877-1950) сам по себе вопрос о соотношении философии и религии есть «центральный и глубочайший вопрос человеческого жизнепонимания» и принадлежит к числу «вечных вопросов человеческого духа». С особенной остротой этот вопрос встает в эпохи коренных переломов, духовной растерянности и исканий целостности духа.
Выдающийся отечественный мыслитель современности А.Ф. Лосев (1892-1988) считал, что «религия – вера в Абсолют», а «философия – знание Абсолюта». Одним словом, предмет философии и предмет религии совпадают (Абсолют). С этих позиций сущность философии – Богопознание (С.Л. Франк). Один из выдающихся философов Нового времени – Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что «малое знание –уводит от Бога. Большое знание вновь приводит к Нему».
Абсолют – духовное первоначало всего сущего, всеобщее, безначальное, бесконечное и единое, противостоящее обусловленному бытию. В эпоху античности роль Абсолюта в мировосприятии греков играл Космос, в Новое время – Разум и т.д.
Религиозная философия постигает бытие из его абсолютной Первоосновы. Философия есть созерцание Абсолюта и выражение его в системе понятий, логической взаимосвязи всеединства. Она есть посильное описание на философском языке усмотренной картины бытия. Не ощущая невидимого мира духовной реальности, невозможно философствовать. С этих позиций религия не есть «слепая вера», согласно расхожему представлению. Всякая религиозная вера опирается на непосредственное ощущение Божества, на реальное присутствие Бога, личное усмотрение Его достоверности. Религия есть жизнь в общении с Богом. Таково мироощущение верующего человека.
Итак, по своей основной сущности религиозная философия и религия глубоко родственны друг другу. Но, во-первых, у них разные задачи, а во-вторых, они являются разными видами духовной деятельности. Религия – жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворить потребность человеческой души в спасении, в обретении спокойной уверенности в конечном торжестве добра и справедливости. Задача философии – объяснить бытие в системе понятий. Казалось бы, невозможно одновременно веровать в Бога и логически постигать Его бытие. Русские религиозные мыслители считали эту трудность преодолимой через сверхлогическую интуицию мысли.
Платон видел задачу философии в том, чтобы определить, «как человек сам от себя», самостоятельно, может познать Бога.
Иными словами, философия
- самостоятельный поиск
Информация о работе Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека