Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:44, реферат
Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране. Проблема имеет комплексный, многоаспектный характер. В ней можно выделить несколько уровней — философский, психологический, этический, медицинский, юридический, социологический.
1.Введение
2.Три взгляда на понимание жизни и смерти
3.Религиозная концепция понимания жизни и смерти
4.Концепциях обретения бессмертия
5.Патернализм и проблема эвтаназии
Заключение
Список использованной литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности
Оценка____________________
Подпись___________________
Содержание
1.Введение
2.Три взгляда на понимание жизни и смерти
3.Религиозная концепция понимания жизни
и смерти
4.Концепциях обретения бессмертия
5.Патернализм и проблема эвтаназии
Заключение
Список использованной литературы.
1.ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же — вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования.
Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране. Проблема имеет комплексный, многоаспектный характер. В ней можно выделить несколько уровней — философский, психологический, этический, медицинский, юридический, социологический.
Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.
Интерес к проблеме жизни смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
2.Три взгляда на понимание жизни и смерти.
В философии существует по крайней мере 3 взгляда на проблему жизни и смерти:
1.Религиозная концепция.
2.Смысл пессимистической концепции заключается в том, что если бог умер, то понятия жизни и смерти становятся бессмысленными. Такой концепции придерживались А. Шоппенгауэр и Ф. Ницше.
3.Оптимистическая концепция.
Нормальный человек никогда не
будет относиться к смерти
оптимистично, поэтому, эту концепцию
следовало бы назвать
3.Религиозная
концепция понимания жизни и
смерти.
Религиозная концепция. Существовало много направлений, разновидностей этой концепции. Но красной нитью в них проходило то, что жизнь человека на земле – это временное пристанище. Оно существует для того, чтобы человек готовил себя к той жизни.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «...я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресенье. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Таким образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
Другая мировая религия
- ислам - исходит из факта сотворённости
человека волей всемогущего Аллаха,
который, прежде всего, милосерден. В
отличие от христианства, земная жизнь
в исламе оценивается высоко. Тем
не менее, в Последний день всё
будет уничтожено, а умершие воскреснут
и предстанут перед Аллахом для
окончательного суда. Вера в загробную
жизнь является необходимой, поскольку
в этом случае человек будет оценивать
свои действия и поступки не с точки
зрения личного интереса, а в смысле
вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной
в день Справедливого суда предполагает
творение нового совершенного мира. О
каждом человеке будет представлена
«запись» деяний и мыслей, даже самых
тайных и вынесен соответствующий
приговор. Таким образом, восторжествует
принцип верховенства законов морали
и разума над физическими
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признаётся только один вид «дивного бессмертия» - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны - гашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни».
4.Концепция обретения бессмертия
В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь — это все, а смерть — непреодолимая трагедия, которая в сущности делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью. Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех возможных путей решения этой проблемы.
Первый путь — это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно ни в действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали.
Перед
лицом смерти люди в полном смысле
слова равны друг другу, как и
любому живому существу, что стирает
неравенство, на котором основана земная
жизнь. Поэтому спокойное восприятие
мысли об отсутствии вечной жизни
моего «я» и понимание
Второй
путь — обретение бессмертия в
делах человеческих, в плодах материального
и духовного производства, которые
входят в копилку человечества. Для
этого, прежде всего, нужна уверенность
в том, что человечество бессмертно
и идет космическое предназначение
в духе идей К. Э. Циолковского и других
космистов. Если же для человечества
реально самоуничтожение в
Третий
путь к бессмертию, как правило, выбирают
люди, масштаб деятельности которых
не выходит за рамки их дома и
ближайшего окружения. Здесь может
идти речь о движении «вглубь», о
том, что выражено словами гетевского
Мефистофеля: «Теория, мой друг, суха,
но зеленеет жизни древо». Не ожидая
вечного блаженства или вечных мук,
не вдаваясь в «хитрости» разума, соединяющего
микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом,
миллионы людей просто плывут в потоке
жизни, ощущая себя его частицей. Бессмертие
для них — не в вечной памяти
облагодетельствованного
Можно
упомянуть и о других концепциях
обретения бессмертия, направленных
на изменение законов природы («общее
дело» Н.Ф. Федорова, пантеизм в духе
идей А. Эйнштейна), достижение «жизни
после смерти», а также многочисленные
мистические течения, основанные на
реальном наличии потустороннего мира
и возможности общения с
5.Патернализм и проблема эвтаназии.
Сейчас многие ученые ставят
вопрос о том, чтобы биология, наука
о жизни, была дополнена новыми представлениями
о биологии смерти. Здесь возникает
множество нравственно-
Сам термин «право на смерть звучит парадоксально: ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное, фундаментальное из них право на жизнь.
Добровольный уход из жизни – самоубийство – осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить на кладбищах. Ныне, благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается вопросом выбора. Причем этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но и другие лица. Когда процесс смерти находится под внеличностным контролем, тогда «право умереть» становиться проблемой: возникает вопрос является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воли?
Современная
танатология (учение о смерти) представляет
собой одну из «горячих» точек
естественнонаучного и
Почти
полтора миллиарда жителей
Информация о работе Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности