Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:44, реферат

Описание работы

Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране. Проблема имеет комплексный, многоаспектный характер. В ней можно выделить несколько уровней — философский, психологический, этический, медицинский, юридический, социологический.

Содержание

1.Введение
2.Три взгляда на понимание жизни и смерти
3.Религиозная концепция понимания жизни и смерти
4.Концепциях обретения бессмертия
5.Патернализм и проблема эвтаназии
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 32.38 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Проблема жизни и смерти в  осмыслении бытия человека и его  сущности

                       

                                                                    

                                                    Дата ______________________

                          Оценка____________________

                             Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение 
2.Три взгляда на понимание жизни и смерти 
3.Религиозная концепция понимания жизни и смерти 
4.Концепциях обретения бессмертия 
5.Патернализм и проблема эвтаназии 
Заключение 
Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого  существования. И она же — вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни  и бренностью его физического  существования.

Проблема жизни и смерти и  глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и  должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается  на законно принадлежащее ей центральное  место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни  в нашей стране. Проблема имеет  комплексный, многоаспектный характер. В ней можно выделить несколько  уровней — философский, психологический, этический, медицинский, юридический, социологический.

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

Интерес к проблеме жизни  смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального  цивилизованного кризиса, который  в принципе может привести к самоуничтожению  человечества. Во-вторых, значительно  изменилось ценностное отношение к  жизни и смерти человека в связи  с общей ситуацией на Земле.

 

 

 

 

2.Три взгляда  на понимание жизни и смерти.

В жизни каждого  нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального  существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его  внутреннего мира.

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные  учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии  и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения. Философия  же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует прежде всего к разуму человека и  исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.

 

В философии существует по крайней мере 3 взгляда на проблему жизни и смерти:

 
1.Религиозная концепция. Существовало  много направлений, разновидностей  этой концепции. Но красной  нитью в них проходило то, что  жизнь человека на земле –  это временное пристанище. Оно  существует для того, чтобы человек  готовил себя к той жизни. 

2.Смысл пессимистической  концепции заключается в том,  что если бог умер, то понятия  жизни и смерти становятся  бессмысленными. Такой концепции  придерживались А. Шоппенгауэр  и Ф. Ницше. 

3.Оптимистическая концепция.  Нормальный человек никогда не  будет относиться к смерти  оптимистично, поэтому, эту концепцию  следовало бы назвать реалистической. Человек понимает трагедию ухода  из жизни, но в то же время  понимает что это неизбежно. 

 

3.Религиозная  концепция понимания жизни и  смерти. 

Религиозная концепция. Существовало много направлений, разновидностей этой концепции. Но красной нитью  в них проходило то, что жизнь  человека на земле – это временное  пристанище. Оно существует для того, чтобы человек готовил себя к  той жизни.

Христианское понимание  смысла жизни, смерти и бессмертия исходит  из ветхозаветного положения: «День  смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «...я  имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется  в том, что бессмертие личности как  целостного существа мыслимо только через воскресенье. Это сфера  тайны и чуда, ибо человек выводится  из сферы действия природно-космических  сил и стихий и становится как  личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Таким  образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания  этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту. В  сущности, она есть только приготовление  к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Смерть разрушает  не тело, а тленность его и поэтому  она - не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек  не принадлежит себе, его жизнь  и смерть «в воле Божьей».

Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворённости  человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В  отличие от христианства, земная жизнь  в исламе оценивается высоко. Тем  не менее, в Последний день всё  будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для  окончательного суда. Вера в загробную  жизнь является необходимой, поскольку  в этом случае человек будет оценивать  свои действия и поступки не с точки  зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной  в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О  каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых  тайных и вынесен соответствующий  приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может  находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает  самоубийство. Описания рая и ада  в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью  удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался  отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший  истину или смертен он, может ли познавший быть смертным и бессмертным  одновременно? В сущности, признаётся только один вид «дивного бессмертия» - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находящихся  в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность  цепи природных рождений. Выходом  является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и  достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине  сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный  символ нирваны - гашение вечно трепещущего  огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и  бессмертия. Как говорил Будда: «Один  день жизни человека, видевшего бессмертную  стезю, лучше столетнего существования  человека, не видевшего высшей жизни».

4.Концепция обретения  бессмертия

В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь — это все, а смерть — непреодолимая трагедия, которая в сущности делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью. Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех возможных путей решения этой проблемы.

Первый  путь — это принять мысль, которая  подтверждается наукой и просто здравым  рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация  сложных систем. Следовательно, частицы  нашего «я» после смерти войдут в  вечный кругооборот бытия и в  этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается  наше «я». Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение  всей жизни. Можно даже сказать в  форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно  отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать  жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно ни в действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали.

Перед лицом смерти люди в полном смысле слова равны друг другу, как и  любому живому существу, что стирает  неравенство, на котором основана земная жизнь. Поэтому спокойное восприятие мысли об отсутствии вечной жизни  моего «я» и понимание неизбежности слияния с «равнодушной» природой является одним из путей безрелигиозного  подхода к проблеме бессмертия. Правда, в этом случае возникает проблема Абсолюта, на которого можно опереть  свои нравственные решения. А.П. Чехов  писал: «Нужно веровать в бога, а  если веры нет, то не занимать ее места  шумихой, а искать, искать, искать одиноко, одни на один со своею совестью»[7,с.295].

Второй  путь — обретение бессмертия в  делах человеческих, в плодах материального  и духовного производства, которые  входят в копилку человечества. Для  этого, прежде всего, нужна уверенность  в том, что человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей К. Э. Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также  вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым. Среди идеалов и движущих сил  такого вида бессмертия чаще всего  фигурировали борьба за освобождение человечества от классового и социального  гнета, борьба за национальную независимость  и обретение государственности, борьба за мир и справедливость и  т.п. Это придает жизни таких  борцов высший смысл, который смыкается  с бессмертием.

Третий  путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых  не выходит за рамки их дома и  ближайшего окружения. Здесь может  идти речь о движении «вглубь», о  том, что выражено словами гетевского Мефистофеля: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в «хитрости» разума, соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя его частицей. Бессмертие для них — не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах и заботах. «Веровать в бога не трудно... Нет, вы в человека уверуйте!» — Чехов  написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни  и смерти. Для его характеристики Л.Л. Коган предложил термин «витой»  как критерий, характеризующий все  возможные признаки жизненной активности, необходимой для нормального  функционирования человеческого существа.

Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы («общее дело» Н.Ф. Федорова, пантеизм в духе идей А. Эйнштейна), достижение «жизни после смерти», а также многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с ушедшими. Более того, появляются сведения о  наличии у каждого человека своеобразного  энергетического фантома, который  покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в иных измерениях. Это вообще ведет к иному типу пониманию проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном мире информационно-энергетических сущностей.

 

5.Патернализм и проблема эвтаназии. 

Сейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука  о жизни, была дополнена новыми представлениями  о биологии смерти. Здесь возникает  множество нравственно-гуманистических  дилемм, выходящих за рамки традиционных воззрений. С особой остротой обсуждается  «право на смерть» в дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой – ее полную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция ПАТЕРНАЛИЗМА).

Сам термин «право на смерть звучит парадоксально: ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное, фундаментальное  из них право на жизнь.

Добровольный уход из жизни  – самоубийство – осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось  хоронить на кладбищах. Ныне, благодаря  интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается  вопросом выбора. Причем этот выбор  осуществляет не только человек, о жизни  и смерти которого идет речь, но и  другие лица. Когда процесс смерти находится под внеличностным  контролем, тогда «право умереть» становиться  проблемой: возникает вопрос является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воли?

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из «горячих» точек  естественнонаучного и гуманитарного  знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального  цивилизованного кризиса, который  в принципе может привести к самоуничтожению  человечества. Во-вторых, значительно  изменилось ценностное отношение к  жизни и смерти человека в связи  с общей ситуацией па Земле.

Почти полтора миллиарда жителей планеты  живут в полной нищете и еще  один миллиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать, в мире насчитывается 700 миллионов безработных; 200 миллионов детей вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода. Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств — это симптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX — XXI вв. В то же время на рубеже 60-х гг. в странах Запада появилась биоэтика - комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадок органов и тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т.д.

Информация о работе Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности