Проблема возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:11, реферат

Описание работы

Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных.

Работа содержит 1 файл

проблемы возник.docx

— 22.34 Кб (Скачать)

Проблема возникновения  философии. 

   Как ни  странно может это показаться, возникновение философии до сих  пор представляет проблему, по  поводу которой спорят многочисленные  исследователи, принадлежащие к  различным течениям и школам. По меньшей мере три обстоятельства  обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно  определить момент возникновения  философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало  радикальное изменение в истории  мысли, настоящую духовную революцию,  первые философские учения не  так-то легко отличить от нефилософских  мировоззренческих образований  – мифологических, религиозных,  а также от художественных  и первоначально-научных. Собственно  мировоззренческий элемент содержится  во всех них, и философия  при своем возникновении и  в процессе становления и самоотождествления  широко пользуется их материалом. Во-вторых, сказывается почти полная  утрата текстов первых философов,  а сохранившиеся фрагменты известны  нам, как правило, вне их  внутренней логической связи,  вкрапленными в тексты позднейших  авторов, а потому неоднократно  интерпретированными. Отсюда непонимание  текстов и неоднозначность в  оценке самих текстов как философских,  так и нефилософских. Ну и,  конечно, в-третьих, сказывается  сама неоднозначность понимания  философии различными ее направлениями,  проявляющаяся в позиции историков  философии. Известны три основных  цеха, где, практически одновременно  возникает духовное образование,  которое может быть квалифицировано  как философия. Это Древняя  Греция, Индия и Китай. Как ни  показательно это хронологическое  совпадение, важное, однако, "социальная  одновременность?? возникновение философии  в период перехода от раннего  рабовладения к развитому. Это  был переход от патриархальной  системы рабства, имевшей целью  производства непосредственных  средств существования к производству  прибавочного продукта и прибавочной  стоимости. Время это характеризовалось  бурными изменениями во всеобщем  устройстве. Быстрый рост городов,  становящихся центрами экономической  и политической жизни, развитие  торговли, вызвавшее появление металлических  денег и мощно стимулируемое  ими возникновение денежного  капитала, процента и ростовщичества, частная собственность на землю  и ипотека – все это способствует  росту рабовладения и развертыванию  классовой борьбы между землевладельческой  и военной аристократией, с  одной стороны, и свободным  населением городов – с другой. Именно в таких условиях складывается  философия, - естественно, не одноактно,  а в ходе длительного и сложного  процесса. 
 
 
 

Философия 
 

Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем 
 

Для того чтобы понять значение философии для общества и для каждого человека в отдельности, необходимо, прежде всего уяснить, что  изучает философия, каков ее предмет, какое место она занимает в  познании мира наряду с другими отраслями  знания, т.е. определить специфику философского знания. 

Нередко в обыденном  сознании философия представляется как некое абстрактное знание, максимально удаленное от реалий повседневной жизни. Это явное заблуждение. Даже самые глубокие философские  проблемы берут свое начало в реальной жизни. Именно в реальной жизни находится  главное поле деятельности интересов  философии. Заблуждение в понимании  сущности, специфики и значимости философии напоминает ситуацию с  героем пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» господином Журденом, который, узнав, что такое проза, с удивлением воскликнул: «… Когда я говорю: «Николь! Принеси мне колпак и ночные туфли» – я говорю прозой? … честное  слово, я даже не подозревал, что  вот уже в течение сорока лет  говорю прозой». Можно с полным основанием сказать, что каждый человек не только «прозаик», но еще и, хоть чуточку, философ. Если вы хоть раз в жизни задумывались о себе самом, о своем отношении  к окружающему миру, о своем  месте в обществе, о смысле жизни, о сущности своего я, о происхождении  и развитии своего сознания, размышляли о том, что есть наша жизнь –  «фатальная колесница, которой управляет  кучер-судьба» или человек сам  «архитектор своего счастья и  несчастья», то вы впрямую ставили  перед собой именно философские  вопросы. Но философия – это не просто постановка смысложизненных  вопросов, но и умение отвечать на эти  вопросы, исходя из сформированных внутри каждой личности основ, из уже имеющейся  системы объективных знаний об окружающей действительности. Философски решать жизненные вопросы – это значит не «выдумывать из себя» произвольные, чисто субъективные ответы, а осмысливать  действительность с учетом уже сформированных человеческой культурой знаний, принципов, оценок, критериев, соответствующих  каждой исторической эпохе. 

Итак, что такое  философия? Прежде всего, обозначим, что  философия, как феномен духовной культуры, выступает в трех ипостасях (лицах): во-первых, как система знаний, имеющая свой предмет, понятийный аппарат, структуру, социальные функции; во-вторых, – как один из исторических типов  мировоззрения, в третьих, – как  специфическая форма общественного  сознания.  

Остановимся на исходных философских понятиях и положениях. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» – люблю  и «софия» – мудрость, и означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 до н.э.). Но в  качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27–347 до н.э.). 

Философия возникла в древности, в первых классовых  обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем  Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в  глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки  науки о природе, развивались  собственно философские воззрения. Но эти заимствования нисколько  не умоляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Именно в античной философии были заложены все позднейшие типы мировоззрения.  

Теоретические источники  философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и элементы как обыденного, повседневного знания, так и зарождающегося научного знания. Зарождение философии  исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти  знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии  явилось разделение труда между  членами общества, в частности  отделение умственного труда  от физического. 

Предмет философии  не оставался неизменным. Он изменялся  по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и  включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских  и др.). Это была нерасчлененная система  знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно. 

По мере накопления знаний о мире происходил процесс  их дифференциации (от франц. и от лат. – разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные  части, формы и ступени), выделения  в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли  знания. Процесс дифференциации наук – явление прогрессивное. Этот процесс  соответствует и потребностям социальной практики, и потребностям развития самого научного познания. Надо сказать, что этот процесс продолжается и  поныне. Появляются все новые и  новые отрасли знаний, например космическая  биология, космическая медицина, информатика, кибернетика, синергетика и другие. Однако всю историю науки пронизывает  сложное, диалектическое сочетание  процессов дифференциации и интеграции1. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Напротив, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских  представлений, возникали различные  философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как  онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о  формах правильного мышления), философия  истории, этика, эстетика, история самой  философии. Философия, как самостоятельная  отрасль знания, сформировалась из потребности выработки общего взгляда  на мир, исследования его общих начал  и законов, из фундаментальной потребности  самоопределения человека в мире. Ибо, по замечанию русского философа-экономиста С.Н. Булгакова, человек испытывает духовную потребность в том, чтобы  иметь целостное представление  о мире.  

Каков же предмет  философии? Существует множество определений  предмета философии. Так, для Платона  философия есть размышление о  мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого  разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях2. Аристотель назвал философию наукой о наиболее общем3. Многие исследователи  и сегодня считают данное определение  наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую  дефиницию философии: «...познание внутреннего  человека, причин природы, отношения  человека к природе и его связи  с ней...»4. Н. Бердяев определяет философию  как «учение о смысле человеческого  существования, о человеческой судьбе»5. По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений  бытия и постижение смысла человеческой жизни, т.е. назначения человека и места  его в бытии»6 и т.д. По существу, почти через все определения  проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или  способ освоения мира и т.п. Поэтому  в самом общем плане предмет  философии можно определить как  «наиболее общее в системе  «мир-человек»» или как отношение  человека (субъекта, носителя сознания) – к миру (объекту, материи). Философская  картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку. 

Определяя предмет  философии как «наиболее общее  в системе «мир-человек»», следует  иметь в виду, что эта формула  чрезвычайно многогранна. Она включает в себя такие классические, смысложизненные  вопросы как: какова природа мира? в каком состоянии он находится? есть ли в нем общие начала, связи  и законы? познаваем ли мир? что  есть человек? какова природа человека? каково соотношение телесного и  духовного, биологического и социального  начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных  условий и субъективного фактора  в истории, личности и общества? Каковы формы взаимодействия человека с  миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие. 

Таким образом, философия  – это система самых общих  теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру. 

Иногда философское  знание рассматривается как рефлексивное, т.е. такое, в котором человек познает  себя, свои фундаментальные черты (рефлексия  – самообращенность). Но ведь человек  познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в  который он «вписан», который выступает  как данность, как жизненно-смысловой  горизонт человека. Таким образом, философия  дает целостное представление о  мире и выступает как знание мировоззренческое.  

Мировоззрение –  это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных  установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих  в качестве ориентиров и регуляторов  его поведения и деятельности. Следовательно, уже из определения  мировоззрения видно, что в его  структуру входят следующие компоненты: познавательный, т.к. мировоззрение  базируется на обобщенной системе знаний; ценностно-нормативный: мировоззрение включает в себя убеждения, верования, нормы, директивные указания, ценности, идеалы; эмоциально-волевой: все многообразие чувств, настроений, переживаний, эмоций, воля, как готовность к действию, как переживание типа: «надо», «я должен». Это способность выбрать цель деятельности и концентрировать усилия на ее осуществлении; практический, т.к. мировоззрение – это не просто обобщенные знания, убеждения, идеалы и т.д. но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Например, уже мыслители античности развивали взгляд на философию как практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую, безмятежную жизнь. 

По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное  и философское. А по глубине отражения  и форме выражения следующие  уровни: обыденно-практическое и теоретическое  мировоззрение. Обыденно-практическое порождается непосредственными  условиями жизни людей и передающимся из поколения в поколение опытом. Оно существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Оно крайне неоднородно. На его формирование оказывают большое влияние уровень  образования и воспитания, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности, семейные, национальные, религиозные традиции и многие другие факторы. Этот уровень мировоззрения  не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В  нем нередки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.  

Теоретическое мировоззрение  отличает рационалистическая обоснованность, доказательность, особая системность  знания, не просто упорядоченность  как в обыденном знании, а упорядоченность  по осознанным принципам в форме  теории и развернутого теоретического понятия. Для него также характерна эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей явлений, объектов, процессов. 

Мифологическое (от греч. myphos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) мировоззрение  базируется не на теоретических доводах  и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном  переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием  большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Мифология – это форма общественного  сознания, способ понимания мира, характерный  для ранних стадий общественного  развития. 

Информация о работе Проблема возникновения философии