Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:11, реферат
Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных.
Проблема возникновения
философии.
Как ни
странно может это показаться,
возникновение философии до
Философия
Возникновение философии,
становление ее предмета, круг основных
проблем
Для того чтобы понять
значение философии для общества
и для каждого человека в отдельности,
необходимо, прежде всего уяснить, что
изучает философия, каков ее предмет,
какое место она занимает в
познании мира наряду с другими отраслями
знания, т.е. определить специфику философского
знания.
Нередко в обыденном
сознании философия представляется
как некое абстрактное знание,
максимально удаленное от реалий
повседневной жизни. Это явное заблуждение.
Даже самые глубокие философские
проблемы берут свое начало в реальной
жизни. Именно в реальной жизни находится
главное поле деятельности интересов
философии. Заблуждение в понимании
сущности, специфики и значимости
философии напоминает ситуацию с
героем пьесы Мольера «Мещанин во
дворянстве» господином Журденом, который,
узнав, что такое проза, с удивлением
воскликнул: «… Когда я говорю: «Николь!
Принеси мне колпак и ночные туфли»
– я говорю прозой? … честное
слово, я даже не подозревал, что
вот уже в течение сорока лет
говорю прозой». Можно с полным основанием
сказать, что каждый человек не только
«прозаик», но еще и, хоть чуточку, философ.
Если вы хоть раз в жизни задумывались
о себе самом, о своем отношении
к окружающему миру, о своем
месте в обществе, о смысле жизни,
о сущности своего я, о происхождении
и развитии своего сознания, размышляли
о том, что есть наша жизнь –
«фатальная колесница, которой управляет
кучер-судьба» или человек сам
«архитектор своего счастья и
несчастья», то вы впрямую ставили
перед собой именно философские
вопросы. Но философия – это не
просто постановка смысложизненных
вопросов, но и умение отвечать на эти
вопросы, исходя из сформированных внутри
каждой личности основ, из уже имеющейся
системы объективных знаний об окружающей
действительности. Философски решать
жизненные вопросы – это значит
не «выдумывать из себя» произвольные,
чисто субъективные ответы, а осмысливать
действительность с учетом уже сформированных
человеческой культурой знаний, принципов,
оценок, критериев, соответствующих
каждой исторической эпохе.
Итак, что такое
философия? Прежде всего, обозначим, что
философия, как феномен духовной
культуры, выступает в трех ипостасях
(лицах): во-первых, как система знаний,
имеющая свой предмет, понятийный аппарат,
структуру, социальные функции; во-вторых,
– как один из исторических типов
мировоззрения, в третьих, – как
специфическая форма
Остановимся на исходных
философских понятиях и положениях.
Слово «философия»
Философия возникла
в древности, в первых классовых
обществах Древнего Египта, Вавилонии,
Индии, Китая, но наибольшего расцвета
достигла на первом этапе в античном
мире – в Древней Греции и Древнем
Риме. Она, конечно, черпала мудрость
Востока, культура, которой уходит в
глубокую древность, где еще до греков
происходило становление
Теоретические источники
философии различны. Это и религиозно-
Предмет философии
не оставался неизменным. Он изменялся
по мере накопления знаний о мире, по
мере развития самого философского знания,
в тесной связи с общественно-
По мере накопления
знаний о мире происходил процесс
их дифференциации (от франц. и от лат.
– разность, различие, т.е. разделение,
расчленение, расслоение целого на различные
части, формы и ступени), выделения
в самостоятельные отрасли
Каков же предмет
философии? Существует множество определений
предмета философии. Так, для Платона
философия есть размышление о
мире, человеческой жизни и смерти,
смысле человеческого существования,
природе знания, силе человеческого
разума, истине, справедливости, мужестве
и других нравственных добродетелях2.
Аристотель назвал философию наукой
о наиболее общем3. Многие исследователи
и сегодня считают данное определение
наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую
дефиницию философии: «...познание внутреннего
человека, причин природы, отношения
человека к природе и его связи
с ней...»4. Н. Бердяев определяет философию
как «учение о смысле человеческого
существования, о человеческой судьбе»5.
По мнению С. Франка, философия есть
«общее понимание мира и жизни, уяснение
основных свойств и отношений
бытия и постижение смысла человеческой
жизни, т.е. назначения человека и места
его в бытии»6 и т.д. По существу,
почти через все определения
проходит проблема человека в мире:
или его место в мире, или
способ освоения мира и т.п. Поэтому
в самом общем плане предмет
философии можно определить как
«наиболее общее в системе
«мир-человек»» или как
Определяя предмет
философии как «наиболее общее
в системе «мир-человек»», следует
иметь в виду, что эта формула
чрезвычайно многогранна. Она включает
в себя такие классические, смысложизненные
вопросы как: какова природа мира?
в каком состоянии он находится?
есть ли в нем общие начала, связи
и законы? познаваем ли мир? что
есть человек? какова природа человека?
каково соотношение телесного и
духовного, биологического и социального
начал в человеке? Какова диалектика
необходимости и свободы, объективных
условий и субъективного
Таким образом, философия
– это система самых общих
теоретических взглядов на мир, человека,
место человека в мире, уяснение
различных форм отношения человека
к миру.
Иногда философское
знание рассматривается как
Мировоззрение –
это совокупность взглядов, представлений,
убеждений, норм, оценок, жизненных
установок, принципов, идеалов, определяющих
отношение человека к миру и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов
его поведения и деятельности.
Следовательно, уже из определения
мировоззрения видно, что в его
структуру входят следующие компоненты:
познавательный, т.к. мировоззрение
базируется на обобщенной системе знаний;
ценностно-нормативный: мировоззрение
включает в себя убеждения, верования,
нормы, директивные указания, ценности,
идеалы; эмоциально-волевой: все многообразие
чувств, настроений, переживаний, эмоций,
воля, как готовность к действию, как переживание
типа: «надо», «я должен». Это способность
выбрать цель деятельности и концентрировать
усилия на ее осуществлении; практический,
т.к. мировоззрение – это не просто обобщенные
знания, убеждения, идеалы и т.д. но и реальная
готовность человека к определенному
типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Например, уже мыслители античности развивали
взгляд на философию как практическое
учение, обеспечивающее человеку счастливую,
безмятежную жизнь.
По характеру формирования
и способу функционирования выделяют
следующие основные исторические типы
мировоззрения: мифологическое, религиозное
и философское. А по глубине отражения
и форме выражения следующие
уровни: обыденно-практическое и теоретическое
мировоззрение. Обыденно-практическое
порождается непосредственными
условиями жизни людей и
Теоретическое мировоззрение
отличает рационалистическая обоснованность,
доказательность, особая системность
знания, не просто упорядоченность
как в обыденном знании, а упорядоченность
по осознанным принципам в форме
теории и развернутого теоретического
понятия. Для него также характерна
эссенциалистская направленность, т.е.
нацеленность на воспроизведение сущности,
закономерностей явлений, объектов,
процессов.
Мифологическое (от
греч. myphos – предание, сказание и logos
– слово, понятие, учение) мировоззрение
базируется не на теоретических доводах
и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном
переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием
большими группами людей социальных
процессов и своей роли в них.
Мифология – это форма