Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:55, лекция
Проблема свободы является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Не будет преувеличением сказать, что эта проблема стала объектом рассмотрения в европейской философии, видимо, со времен Аристотеля. Кант видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения.
Проблема свободы в философии Н.А. Бердяева
Двойственный характер человека порождает противоречивость, и даже трагичность его существования, которое проявляет себя в извечном стремлении человека к свободе и его подчинении необходимости. Этим обусловливается, по мнению Бердяева, важность проблемы свободы.
Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Поставить проблему человека - это значит поставить указанные проблемы.
Внутренний источник «трагизма жизни» опять-таки связан со свободой человека.
Свобода - это его сущность, связанная с его духом, это его «внутренняя творческая энергия». Она не только важнее справедливости, но и самой жизни: «Для свободы можно и должно жертвовать жизнью, для жизни не должно жертвовать свободой» Бердяев Н.А. Судьба России. С. 290.. Именно в ней главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена и ограничена природой человека. Речь, таким образом, идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни человека - между бесконечным и конечным в нем, между духом и природой, между творчеством и смертью. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования.
Бердяев убежден
в самоочевидности свободы
Бердяев различает три вида свободы. Первичная свобода иррациональна, представляет собой свободу принять или не принять истину. Эта свобода выражает независимость личности, ее творческую силу, способность творить как добро, так и зло. И никто, даже Бог не властен над ней, ибо действия человеческого существа, обладающего свободной волей, непредсказуемы. Поэтому ответственность за добрые и злые последствия такой свободы несет только человек. Бог лишь способствует тому, чтобы воля человека направлялась в сторону добра и проявлялась в нем. И само зло возникает, когда человек в гордыне своей отпадает от Бога и в своей иррациональной свободе стремится поставить себя на его место.
Второй вид свободы - это свобода, "проистекающая из истины и из Бога, свобода, проникнутая благодатью" Бердяев Н.А. О русской философии. Ч. 1. С. 20-21.. Она рациональна, ибо предполагает свободу человека познать высшее добро и идти к нему, понимание человеком силы морального закона и осознание им необходимости исполнения своего нравственного долга, своей ответственности перед собой и человечеством. Это свобода сознательная, внутренняя, свобода принять Бога, высшие ценности и следовать им, жить ими.
Третий вид
свободы - любовь к Богу. Преображение,
совершенствование человека возможно
только путем восхождения к такой
свободе. Их нельзя достичь принудительно.
Такое преображение предполагает свободную
любовь человека к Богу, свободу
общественного действия, основанного
на началах абсолютных, религиозных,
воспринятых лично каждым субъектом.
Это свободное совместное действие
человека и Бога. Она поэтому предполагает
и требует ответственности
Таким образом,
проблема свободы у Бердяева неотделима
от проблемы ответственности человека
перед самим собой за свой выбор,
перед обществом и
Свобода, подчеркивает Бердяев, предполагает уважение к человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав. Поэтому она совместима с дисциплиной, самообладанием и самоограничением, но несовместима с насилием. И тот, кто совершает насилие, независимо от его мотивов, тот сам еще остается рабом.
Человечество и мир спасет только слово истины и свободы. Только оно поведет его к жизни вечной, полной, свободной и осмысленной. Личность человеческая должна спастись свободно, свободной любовью избрать Бога, ибо в божественной любви и свободе - спасение человечества, считает Бердяев.
Фромм
Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека. Однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцентрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода - бремя для человека. Значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущее в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной независимости. С точки зрения Фромма, перед современным человеком стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.
Как люди преодолевают эти чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть "как все". Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.
У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил, которые на нее покушаются - единственная необходимая вещь; в то время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать личность, поверить в себя и в жизнь вообще.
Фромм делает трезвое замечание о том, что "право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли". По мнению Фромма, Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, что мы - самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает сохранить неосознанность неуверенности, но не более того.
Возможно ли состояние позитивной свободы, в котором индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с миром, другими людьми и природой? Приобретение такой свободы возможно, по Фромму, через реализацию своей личности. Позитивная свобода заключается в спонтанной активности всей целостной личности человека. Спонтанная активность, по Фромму, - это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне, но это свободная деятельность личности.
Основная мысль
книги Фромма заключается в двойственности
свободы для современного человека: он
освободился от прежней власти и превратился
в "индивида", но в то же время стал
изолирован и бессилен, стал орудием внешних
целей. Такое состояние подрывает человеческую
личность. Позитивная же свобода означает
полную реализацию способностей индивида,
дает возможность жить активно и спонтанно.
Свобода достигла критической точки, в
которой она может превратиться в свою
противоположность. Будущее демократии
зависит от реализации индивидуализма.
Свобода может победить только в том случае,
если демократия разовьется в общество,
в котором индивид, его развитие и счастье
станут целью и смыслом. Проблема, с которой
общество столкнулось сегодня - такая
организация социальных и экономических
сил, чтобы человек стал их хозяином. Путь
решения, по мнению Фромма, заключается
в сохранении достижений современной
демократии и ее прогрессе в направлении
развития свободы, инициативы и спонтанности
индивида; причем не только в личных целях,
но прежде всего в его труде. Необходимым
условием для этого является общество
с плановой экономикой, которая позволила
бы объединять и концентрировать усилия
всего общества. Общество должно овладеть
социальными процессами так же, как оно
овладело природными процессами. Главное
условие для этого - уничтожение тайной
власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих
в экономике, не отвечая ни за что. Важно
создать рациональную экономическую систему,
которая служила бы интересам народа.
Важно, чтобы индивиду была предоставлена
возможность подлинной активности