Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:55, лекция
Проблема свободы является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Не будет преувеличением сказать, что эта проблема стала объектом рассмотрения в европейской философии, видимо, со времен Аристотеля. Кант видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения.
1)Проблема свободы является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Не будет преувеличением сказать, что эта проблема стала объектом рассмотрения в европейской философии, видимо, со времен Аристотеля. Кант видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения. Шеллинг считал, что: "установление связи между понятием свободы и мировоззрением в целом всегда останется необходимой задачей, без решения которой само понятие свободы останется неопределенным, а философия - лишенной какой бы то ни было ценности". Вл. Соловьев полагал, что философия и свобода нераздельны, они тянутся друг к другу и питают, обогащают одна другую, работая в едином силовом поле - всеобщности и бесконечности бытия. Бесконечная сочетаемость категории свободы с понятиями воли, права, отношение свободы к добру и злу, к духовному состоянию человека, к нравственному уровню его воспитания дает возможность рассматривать свободу как калейдоскоп весьма обширных философских, религиозных, правовых, социологических понятий, затрагивающих огромный спектр фундаментальных вопросов.
Проблема свободы человека - одна из многочисленных проблем современности встающих перед человеком. Для того чтобы понять суть этой проблемы необходимо рассмотреть взаимодействие человека и “техносферы”, развитие техники и ее роль в современном мире.
Людиобладают значительной свободой в определении своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, на несколько вполне реальных возможностей развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить приближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. При этом результаты НТР расширяют эти возможности человечества, увеличивая количество путей для достижения конкретной цели.
Несомненно, научно-техническое развитие внесло много позитивного в расширение свободы человека. Однако при помощи современных технических средств не составляет труда вмешаться в личную жизнь человека, ограничить его свободу выбора, манипулировать им. Необходимо постоянно учитывать эти факторы при использовании новых достижений науки и техники.
3)Человек свободен сам созидать свою сущность, потому что, как мы уже отметили, изначально дан себе только как существование. Он не завершен подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость - результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния.
Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного состояния. Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни давление обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Неантизации подвергается и всякий внешний, и всякий внутренний результат. Прошлое мертво, оно не определяет настоящего, которое всегда - выбор.
В любой ситуации человек может сказать "нет". Эти слова имели особое звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления.
Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего "я", и выбор его реализуется в поступке. В работе "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он - единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения близкому человеку и ратным трудом для общего деля, о котором неизвестно, принесет ли этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная мораль не может дать здесь ответа. То же христианство призывает нас возлюбить ближнего, но кто в данном случае "ближний" - воины, сражающиеся за освобождение родины, или мать? Конечно, молодой человек может обратиться к кому-нибудь за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в зависимости от того, к какому священнику пойдет. Если он пойдет к тому священнику, что сражается а рядах Сопротивления, то получит один ответ, а если к священнику-коллаборационисту - то совсем другой. Так что практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам.
Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка, который мы совершаем. В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов, внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам.
Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и потому человек в его представлении не может опереться на божественную помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом, однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества ("если я женюсь, значит считаю, что семья - благо для каждого из людей" и т.п.).
Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.
Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке проблемы свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое и не надо в случае отрицательного развития событий ссылаться на обстоятельства. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько. В наличии реальных возможностей развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов... Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если человек в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий.
Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.
Ответственность
Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. «Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности- Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели... Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу» (Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. С. 72).
Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния. Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.
Отчуждение
Проблема абсурда у Ж.-П.Сартра и А.Камю связывается с проблемой отчуждения. Жизнь человека, с точки зрения французских экзистенциалистов, абсурдна потому, что человек живет в чуждом ему мире. Он постоянно чувствует свое одиночество, свою разобщенность с другими людьми. И в связи с этим, человек постоянно задается вопросом о смысле своей экзистенции. Он, лишенный своей сущности, как смысла существования, не может испытывать удовлетворение от соприкосновения с внешним миром, не может испытывать радости общения с другими людьми. Человек вообще потерян для мира - но вместе с тем и для самого себя. И в конце концов он приходит в состояние разлада с самим собой.
Преодоление отчуждения
Ж.-П.Сартр связывает со свободным
волевым усилием, основанным на осознании
человеком бессмысленности
Согласно А. Камю, бунт представляет собой постоянный протест против существующего абсурда. Он переносит человека от чувства отчужденности по отношению к самому себе и миру к состоянию, преодолевающего отчужденность, когда его сознание начинает основываться на идеях свободы и солидарности.
Философы пытаются
найти нравственное обоснование
социальных проблем и призывают
к преодолению абсурда и
Здесь, мы с определенным основанием можем отметить, что выводы проведенного исследования проблемы “абсурд - отчуждение - свобода” в философии А. Камю и Ж.-П.Сартра самым достоверным образом отражают состояние морального упадка современного общества. Мыслителям удалось раскрыть внутренний мир человека и его отношение к миру сквозь призму субъективности, показать причины существования абсурда, отчуждения и возможные пути выхода из них: Ж.-П.Сартр -с помощью волевого усилия, свободного поступка, в котором человек выбираег себя, мир и ценность; А.Камю - с помощью бунта и утверждения свободы и солидарности между людьми.
Общей темой произведений
Достоевского
является человеческая свобода. Здесь
он совершает шаг вперед по сравнению
с классической европейской философией.
В последней свобода (например, в философии
И. Канта) рассматривалась, с одной стороны,
как поведение, неподвластное природной
причинной необходимости, но, с другой
стороны, отождествлялась с сознательным
подчинением нравственному долгу. В качестве
природного и социального существа человек,
конечно, следует своим эгоистическим,
в том числе классово-групповым интересам,
стремится к личному счастью и к выгоде.
В то же время человек способен в своем
поведении исходить из всеобщих нравственных
законов, и в этой своей способности следовать
нравственным законам вопреки своей природной
и социальной обусловленности человек
выступает как свободное существо.
Таким образом, свобода сводилась к другому
виду необходимости – не природной, но
нравственной. Не случайно классическая
философия явилась источником социалистических
теорий, согласно которым конечная цель
исторического прогресса состоит в построении
на началах разума общественных отношений,
при которых все люди необходимо были
бы добрыми и нравственными.
Согласно Достоевскому, человеческая
свобода, чтобы остаться именно свободой,
а не еще одним видом необходимости, неизбежно
должна включать свободу произвола, чистого
каприза, иррационального "глупого
хотенья" ("Записки из подполья")
не только по отношению к причинным закономерностям,
но и по отношению к нравственным ценностям.
Эта возможность произвола есть условие
того, чтобы нравственный выбор был не
принудительным, но действительно свободным.
Только в этом случае личность несет ответственность
за свое поведение, что, собственно, и означает
быть личностью. Таким образом, исходной
формой свободы выступает чистое самовластие
человеческого Я. И лишь над этой первичной
свободой возвышается другая – высшая
свобода, совпадающая с сознательным подчинением
нравственному долгу.
Здесь возникает напряженная антиномия,
которую не знает классическая философия:
человеческая свобода должна быть подчинена
нравственным ценностям (тезис), и человеческая
свобода должна включать возможность
произвола по отношению к нравственным
ценностям (антитезис). Противоречивый
характер человеческой свободы открывает
возможность восстания личности, которая
не хочет быть средством даже по отношению
к так называемым высшим ценностям, она
хочет быть целью самой для себя, совершенно
отбрасывающей всякое принудительное,
извне идущее долженствование. Опыт такого
восстания, опыт своеволия и показывает
Достоевский в своих романах. Он берет
человека, отпущенного на свободу, и исследует
судьбу его в свободе.
Путь человека на свободе начинается с
крайнего индивидуализма и бунта против
внешнего миропорядка. Выясняется, что
природа человека полярна и иррациональна.
Человек отнюдь не стремится именно к
выгоде, в своем своеволии он сплошь и
рядом предпочитает страдание. Свобода
выше благополучия. Эта безмерная свобода
мучит человека, влечет его к гибели. И
человек дорожит этой мукой и этой гибелью.
В то же время Достоевский открывает трагическую
диалектику свободы. Оказывается, в своеволии
в конечном счете истребляется свобода
и отрицается сам человек. Родион Раскольников
в "Преступлении и наказании" испытывает
границы собственной природы, человеческой
природы вообще. Он думает, что все можно,
и хочет испытать свое могущество. Можно
ли ради блага заведомого большинства
людей убить ничтожную старушонку-процентщицу,
которая ничего, кроме зла, не причиняет
людям? Этот же ход рассуждений повторится
в "Братьях Карамазовых" относительно
Карамазова-отца – "Зачем живет такой
человек? ". Но обнаруживается, что не
все дозволено, потому что природа человека
сотворена по образу и подобию Божьему
и всякий, даже самый зловредный из людей,
имеет безусловное значение и безусловную
ценность. И когда человек в своем своеволии
истребляет другого человека, решая сам
быть высшим судией, он истребляет самого
себя, перестает быть человеком, теряет
человеческий образ. Происходит распад
личности. Выясняется, что любая конкретная
человеческая жизнь стоит больше, чем
облагодетельствование будущего человечества,
и никакие "возвышенные" цели не оправдывают
преступного отношения к самому последнему
из ближних.
Достоевский также показывает, что человек,
начинающий в своем своеволии сам решать,
что есть добро и что есть зло, как раз
перестает быть свободной личностью и
становится ведомым как бы посторонней
силой. Так, Родион Раскольников превращается
в пленника собственной "идеи", его
поведение, несмотря на все внутренние
борения, в целом предсказуемо, как траектория
движения механического тела в поле тяготения.
Люди, выбравшие своеволие, сами превращаются
в объект использования и манипулирования.
Кириллов, Ставрогин, Шигалев в "Бесах",
стремящиеся стать по ту сторону добра
и зла, используются Петром Верховенским
в своих преступных комбинациях наподобие
шахматных фигур. Иван Карамазов, бунтующий
против несовершенства земного мира и
Бога как творца этого мира, становится
идейным соучастником преступления Смердякова.
Опыт героев Достоевского показывает
невозможность решения антиномии человеческой
свободы чисто умозрительным, рассудочным
путем. Родион Раскольников, признавшись
в убийстве и попав на каторгу, остается
в состоянии отчуждения от мира и окружающих
его людей. Его мысль продолжает ходить
по кругу прежних рассуждений о благодетелях
человечества, способных вынести преступление,
и он страдает оттого, что не оказался
достаточно сильным и пришел с повинной.
Он не понимает, какая сила заставила его
жить, когда он стоял над рекой, и почему
он не смог ее одолеть. Достоевский пишет:
"Он... не мог понять, что уж и тогда, когда
стоял над рекой, может быть, предчувствовал
в себе и в убеждениях своих глубокую ложь.
Он не понимал, что это предчувствие могло
быть предвестником будущего перелома
в жизни, будущего воскресенья его, будущего
нового взгляда на жизнь"[3]. Действительно,
невозможно логически понять, что может
помешать человеку как свободному существу
распоряжаться своею собственной или
чужой жизнью. Но то, что Раскольников
не смог покончить с собой, означает, что
в самих этих вроде бы логически безупречных
рассуждениях присутствует ложь.
Раскольников выходит из состояния отчуждения
через любовь к Соне. "Как это случилось,
он и сам не знал, но вдруг что-то как бы
подхватило его и как бы бросило к ее ногам.
Он плакал и обнимал ее колени. В первое
мгновение она ужасно испугалась, и все
лицо ее помертвело. Она вскочила с места
и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас
же, в тот же миг она все поняла. В глазах
ее засветилось бесконечное счастье; она
поняла, и для нее уже не было сомнений,
что он любит, бесконечно любит ее и что
настала же, наконец, эта минута... "[4].
Таким образом, решение антиномии свободы
все-таки есть, но состоит оно в выходе
за пределы навязчивых рассуждений о своей
собственной свободе и в открытии в другом
человеке не объекта моей личной свободы,
но бесконечной ценности.