Проблема сознания в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема сознания[1] всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Содержание

Проблема сознания в истории философии………………………………………3
Генезис форм отражения в живой природе……………………………………..6
Структура сознания……………………………………………………………….8
Психика и сознание……………………………………………………………...14
Список используемой литературы……………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

контрольная философия.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Однако хотя психическая деятельность основывается на физиологических, биофизических, биохимических и других материальных процессах, она нематериальна. Это идеальная деятельность, сущностью которой является отражение объективного в идеальных образах, формирующихся в сознании. Вещи, свойства и отношения воздействуют на органы чувств. Полученные раздражения передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются материной основой ощущений, восприятий, представлений, составляющих основу абстрактного мышления. Благодаря языку идеальные образы возникают в результате воздействия не только реальных предметов, но и их «заместителей» - слов, воспринимаемых в устной или письменной форме.

Являясь высшей формой отражения, сознание развивалось из менее высоких форм в процессе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе возникают «следы» во взаимодействующих предметах: «следы» стихийных явлений – пожаров, наводнений, землетрясений; оставленные на почве следы протекторов колес автомобиля, обуви и т. п. Эти «следы» могут рассматриваться как предпосылка более совершенных форм отражения.

Живые организмы обладают способностью взаимодействовать с внешней средой, получать необходимую для их жизнедеятельности информацию. Растения, простейшие одноклеточные организмы обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные — на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.

На более высоком уровне организации живого появляется качественно новое свойство — чувствительность — способность отражать свойства предметов в форме ощущения. Это уже начальная форма психики.

Высшие животные, психика которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в окружающей среде, им свойственно избирательное отражение, которое, как утверждает известный физиолог П. К. Анохин, имеет опережающий характер: происходит «преднастройка» - животное настраивается на встречу с будущим событием. Хищное животное, завидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизуют все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовать определенные цели. На этой ступени своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.

Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной деятельности, к конкретному мышлению, но сознанием они не обладают. Они не осознают своих действий, не способны абстрактно мыслить и руководствуются преимущественно инстинктами, помогающими им приспосабливаться к окружающей среде.

Высшей формой отражения является сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеет больший объем и гораздо более сложную организацию. Но дело не только и не столько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.

Сознание формируется вместе с формированием человека и человеческого общества. Это подтверждается как историческим (филогенезом), так и индивидуальным развитием человека (онтогенезом).

Человек с раннего детства усваивает привычки, правила поведения, нравственные принципы той общественной еды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе социальных отношений, политических и правовых идей, нравственных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистических воззрений.

Сознание формируется вместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другим людям, формируются идеи и теории, которые становятся всеобщим достоянием элементами общественного сознания.

Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Внимание организует познание, делает его активным, целенаправленным процессом.

Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Память как способность хранить и воспроизводить информацию об объекте позволяет объединить имеющиеся и приобретаемые знания и на этой основе пополнять и углублять их. Благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся. С воображением связана способность строить фантазии, выдвигать предположения, делать открытия.

Познавательная деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляются результаты познания.

Эмоциональная сфера включает внутренние чувства человека, которые следует отличать от внешних, сенситивны чувств. Это чувства радости, горя, любви, сострадания, ненависти и др. К эмоциональной сфере относятся аффекты (от лат. душевное волнение, страсть) (гнев ужас, ярость), эмоциональное состояние (настроение); оно может быть подавленным или радостным, веселым или грустным; элементарные эмоции (жажда, голод и т. п.).

Эмоциональное состояние субъекта влияет на познавательный процесс, на его отношение к объекту и, следовательно, отражается на результатах познания. Эмоции связаны с познанием, «сопровождают» его, зависят от него. Познание же, в свою очередь, испытывает те или иные, положительные или отрицательные воздействия эмоций.

Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.

Все сферы сознания взаимосвязаны, причем основную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, мышление. Оно ориентирует чувственное познание, контролирует эмоциональную и мотивационно-волевую сферы.

К психической деятельности относится бессознательное, под которым понимается совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. К ним относятся сновидения, гипнотические состояния, инстинкты, представляющие собой определений тип поведения, закрепленный биологической наследственностью (например, инстинкт самосохранения). К бессознательному же относятся стереотипы автоматического поведения; действуя первоначально под контролем сознания, они приобретают бессознательный характер (работа на пишущей машинке, игра на пианино и т. п.).

Есть и другие бессознательные явления психики, однако для теории познания особый интерес представляет интуиция.

Интуиция (лат. – пристально всматриваться) – способность непосредственного постижения истины путем прямого его усмотрения без рационального обоснования.

В современной науке интуицию принято рассматривать как форму непосредственного познания, связанную с рациональным опосредованным познанием. Интуитивным считается также знание, к которому приходят внезапно, когда какая-либо идея возникает без осознания мыслительного процесса, который к ним привел.

Это можно объяснить тем, что весь ход рассуждения не всегда осмысливается, отдельные его звенья, мыслительные приемы не осознаются, вытесняясь в область бессознательного, вы падают из общей логической цепочки, в то же время результат осознается как очевидная истина. Такого рода интуиция нередко встречается в деятельности ученого, художника, врача, юриста.

 

Психика и сознание

Психика - это системное свойство высокоорга­низованной материи (мозга), заключающееся в ак­тивном отражении субъектом объективного мира. Психика проявляется в психических явлениях. Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состоя­ния; 3) психические свойства личности. Некоторые отмечают, что психика есть функция мозга. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материаль­ной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для ре­гуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные обра­зы объективно существующих явлений. Но эти об­разы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребно­стей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика - это субъективное отраже­ние объективного мира. Однако субъективный ха­рактер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное от­ражение окружающего мира. Итак, психика - это субъективное отражение,   объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой

Основным понятием психологии является поня­тие психического образа Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно­сти, это информационная модель действительнос­ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли­вается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все­общей функцией - регуляция деятельности. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен­ты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного дей­ствия. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело­века, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек про­извольно регулирует свое поведение.

Сознание - высшая форма отражения действитель­ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро­вании и самоконтролировании поведения человека. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру­жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело­вечества, передаваемый посредством речи. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видо­вые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Одной из особенностей психики человека являет­ся ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия. Изменения в производстве, в общественных отно­шениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это сис­тема его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо­бенности:

1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы;

2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

4) обусловленность индивидуального сознания об­щественными формами сознания;

5) самосозна­ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Бессознательное - это совокупность психичес­ких процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета Бессознательное включает психичес­кие процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказыва­ется все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Оставаясь психическим, бессоз­нательное представляет собой такую форму отра­жения действительности, при которой утрачивает­ся полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование пове­дения.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят

1) психические явления, возникающие во сне (сновидения),

2) ответ­ные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями,

3) движения, быв­шие в прошлом сознательными, но благодаря повто­рению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые,

4) некоторые побуждения к деятель­ности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

Выделяют несколько основ­ных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемос­ти или противоречия с другими мотивами,

Информация о работе Проблема сознания в истории философии