Проблема сознания в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Благодаря объективной своей многочисленности сознание с большим трудом поддается системному определению, вот почему нам приходится оговаривать каждое из определений его специальным назначением. Поэтому, решение этой проблемы мы посвятим лекцию «Проблема сознания в философии «в ходе которой рассмотрим три вопроса.
Истоки сознания.
Сущность, структура, функции сознания.
Сознание и культура.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Истоки сознания. 4
2. Сущность, структура, функции сознания 11
3. Сознание и культура 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Философия КР.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Биологическая форма человека и  найденный способ взаимодействия со средой –  друг на друга оказывая взаимное влияние.

Т.о. сознания – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

 

2. Сущность, структура,  функции сознания

Для выяснения многоаспектной сущности сознания оттолкнемся от ранее пройденного. Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании ? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным ), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата ( носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.

Условие идеального образа мира является физеологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики  человека поэтому являются нейтрофизиологические  процессы в мозгу. От уровня структурной  организации мозга зависит уровень его отражательных способностей.

Однако, сознание являясь результатом  развития и деятельности (функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикой  своей сущности имеет нематериальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Идеальное противоположно материальному, Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь! Законы  мышления едины для всех, а язык национален. Человок как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.

Для реализации познания , его передачи и общение человеку необходимо слово , речь. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет  мысль в слове. Но нельзя отождествлять  речь и мышление . Говорить - не значит мыслить , но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.

Таким образом речь  как и  орудия труда , это важнейший фактор формирования сознания ,  человека и  его мира. А Язык - есть символическое  выражение в звуке и письме психической жизни человека .

Наряду с языком существуют и другие знаково-символические системы. Наряду с естественными есть и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это языки науки , машинные языки , жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованный язык- это логические и математические исчисления ,в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального характера удобны для машинной обработки , для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации.

Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания , обусловленный  социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности . Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов (объекта или знака ) ,сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия ; и завершается материальным и субъективным образом , реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей , стоящих за этим объектом.

Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность , обеспечивает внешний мир.

Структуру сознания можно представить  в виде круга,  это «поле» делится на четыре части.



 

    


 


Сфера  телесно-перцептивных  способностей знания получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкретные представления , с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель - полезность и целесообразность бытия тела человека

Сфера логико-понятийных компонентов  сознания связана с мышлением, которое  выходит за пределы чувственного данного в сущностные  уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля  над потоком мыслей о внешнем  мире, до углубленных размышлений  над собой.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления  сознания можно выделить функции  сознания:

    • Познавательная
    • Прогноза, предвидения, целепологания
    • Доказательства истинности знания
    • Ценностная
    • Коммуникативная
    • Регулятивная

Т.о. сознание - высшая, содейственная  только человеку и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах  и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном  мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека; это способ существования идеального.

 

3. Сознание и культура

Рассматривая взаимодействие сознания и культуры необходимо отметить 2 существенных момента:

    1. Существование элементов культуры в сознании
    2. Роль сознания в формировании культуры.

При этом под культурой мы будем  понимать совокупность материальных и духовных ценностей и деятельность по их созданию и воспроизводству.

При таком понимании культура проникает в сознание индивида через общественное сознание, которое выступает своеобразной духовной культурой народа. Это нравственно-моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, математические истины и ритуалы, идеи науки и коллективные архетипы. Все эти факты общественного сознания относят к идеальному. Человек оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, к  культуре в этом случае сознание есть не что, иное как аспект культуры, ее определенность, свойство.

Существует множество различных  видов культуры, поскольку есть множество видов деятельности (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка, воспитания, общения. Сознание его складывается незаметно и изменяется в ходе жизни. Овладевая существующими в обществе нормами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру.

Идеальность, внешне, как культура может существовать в материальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях, орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл, поскольку наполненное идеальностью человеческого сознания.

Тем самым, своей деятельностью, практикой человек  создает свое «второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания - т.е. культуру.

Формирование сознания тем самым  связанно с формированием культуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы, нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новым поколениям. Люди вступая в общение, в кооперацию в совместном труде закрепляют в сознании как бы план совместных действий. Тем самым сознание выполняет функцию социальной памяти человечества.

Оба этих момента есть свидетельство  того, что сознание - необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.

Одним из видов деятельности, является техническая деятельность. История  становления современного человека связана с усложнением  и развитием техники. Изобретением техники, обеспечением её нормального функционирования занимается инженер, и его профессиональная институализация проходит лишь в последние 100 лет.

Какие же признаки отличают развитое инженерное мышление ? Инженерное мышление Формируется на машинной основе; оно рационально, выражается в общественной форме, имеет тенденцию к формализации  и стандартизации,  опирается не  только  на экспериментальную базу, но и на теорию, систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами, экономически рентабельно.  Оно  имеет  тенденцию  к  универсализации  и распространению во все сферы человеческой жизни.

С появлением компьютерной техники  и компьютерной технологий, стала  разрабатываться проблема искусственного интеллекта. Знания человека и его интеллектуальные способности стали предметом интереса математических и инженерных дисциплин. В центре внимания - символизация мира человека в информационной технике. Инженер - «символизируется» в компьютере в вещественно-энергетическом виде, и на созданной базе, проводит еще одну символизацию - информационную.

В основе механизма такой символизации находится факт подобия структур мозга и элементов ЭВМ вычисленний проводимых в мозгу и в компьютере. Область такого сходства сознания и компьютера расширяется. Компьютер неспособен оперировать категориями и целостными образами, чувствовать , творить , понимать историке-культурный контекст явлений. Но будущее принесет новые успехи. Но компьютер выступает системой подобной человеку символически. В философском смысле не человек символ компьютера , а наоборот, компьютер - символ человека. Сейчас нет оснований утверждать. Что эта асимметрия будет нарушена.

Широкое использование компьютера рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста экономизирует труд. Это элементы компьютерной культуры . Но она (культура) может быть разрушительной - изолировать индивидов, снижать интеллект , деманигузировать труд. Вот почему в компьютерной культуре важна гуманитария. этическая составляющая. Специфично, как и инженерное, и Военное мышление.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом:

1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в окружающем мире. продукт общественного развития

2. Сознание - результат развития материи , производно от материи и является атрибутом социальной формы материи -человек

3. Сознание - субъективный образ объективного мира существования идеального состоящий в знании

4. Сознание - продукт и творец культуры , имеет структуру и функции 

Список литературы

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. - М„ 1996. Гл. IX.

Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991.

Ильин В. В. Философия. - М., 1999. Разд. II. Гл. IV.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный  курс. Изд. 2-е, доп. - М., 1998. Разд. V.

Мамардашвили М, К. Проблема сознания и философ­ское призвание. — М., 1988.

Матяш Т. П. Сознание как целостность  и рефлек­сия. - Ростов н/Д, 1988.

Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. — М., 1991. Ч. I. Разд. IV. § 1.

Патпэм X. Философия сознания. — М., 1999.

Райков В. Л. Общая теория сознания. — М., 2000.

Современная философия. Словарь и  хрестоматия / Отв. ред. В. П. Кохановский  — Ростов н/Д, 1997. Разд. 6.

Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.

Философское сознание: драматизм обновления. — М., 1991.

 


Информация о работе Проблема сознания в философии