Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:44, контрольная работа
Благодаря объективной своей многочисленности сознание с большим трудом поддается системному определению, вот почему нам приходится оговаривать каждое из определений его специальным назначением. Поэтому, решение этой проблемы мы посвятим лекцию «Проблема сознания в философии «в ходе которой рассмотрим три вопроса.
Истоки сознания.
Сущность, структура, функции сознания.
Сознание и культура.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Истоки сознания. 4
2. Сущность, структура, функции сознания 11
3. Сознание и культура 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 19
Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывая взаимное влияние.
Т.о. сознания – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.
Для выяснения многоаспектной сущности сознания оттолкнемся от ранее пройденного. Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании ? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным ), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата ( носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.
Условие идеального образа мира является физеологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека поэтому являются нейтрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей.
Однако, сознание являясь результатом
развития и деятельности (функции) высокоорганизованной
материи центральной
Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь! Законы мышления едины для всех, а язык национален. Человок как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.
Для реализации познания , его передачи
и общение человеку необходимо слово
, речь. Осуществляя речевую
Таким образом речь как и орудия труда , это важнейший фактор формирования сознания , человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека .
Наряду с языком существуют и другие знаково-символические системы. Наряду с естественными есть и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это языки науки , машинные языки , жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованный язык- это логические и математические исчисления ,в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального характера удобны для машинной обработки , для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации.
Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания , обусловленный социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности . Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов (объекта или знака ) ,сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия ; и завершается материальным и субъективным образом , реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей , стоящих за этим объектом.
Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность , обеспечивает внешний мир.
Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле» делится на четыре части.
Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкретные представления , с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель - полезность и целесообразность бытия тела человека
Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.
У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.
К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.
Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:
Т.о. сознание - высшая, содейственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека; это способ существования идеального.
Рассматривая взаимодействие сознания и культуры необходимо отметить 2 существенных момента:
При этом под культурой мы будем понимать совокупность материальных и духовных ценностей и деятельность по их созданию и воспроизводству.
При таком понимании культура проникает в сознание индивида через общественное сознание, которое выступает своеобразной духовной культурой народа. Это нравственно-моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, математические истины и ритуалы, идеи науки и коллективные архетипы. Все эти факты общественного сознания относят к идеальному. Человек оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, к культуре в этом случае сознание есть не что, иное как аспект культуры, ее определенность, свойство.
Существует множество
Идеальность, внешне, как культура может существовать в материальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях, орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл, поскольку наполненное идеальностью человеческого сознания.
Тем самым, своей деятельностью, практикой человек создает свое «второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания - т.е. культуру.
Формирование сознания тем самым связанно с формированием культуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы, нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новым поколениям. Люди вступая в общение, в кооперацию в совместном труде закрепляют в сознании как бы план совместных действий. Тем самым сознание выполняет функцию социальной памяти человечества.
Оба этих момента есть свидетельство того, что сознание - необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.
Одним из видов деятельности, является техническая деятельность. История становления современного человека связана с усложнением и развитием техники. Изобретением техники, обеспечением её нормального функционирования занимается инженер, и его профессиональная институализация проходит лишь в последние 100 лет.
Какие же признаки отличают развитое инженерное мышление ? Инженерное мышление Формируется на машинной основе; оно рационально, выражается в общественной форме, имеет тенденцию к формализации и стандартизации, опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию, систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами, экономически рентабельно. Оно имеет тенденцию к универсализации и распространению во все сферы человеческой жизни.
С появлением компьютерной техники и компьютерной технологий, стала разрабатываться проблема искусственного интеллекта. Знания человека и его интеллектуальные способности стали предметом интереса математических и инженерных дисциплин. В центре внимания - символизация мира человека в информационной технике. Инженер - «символизируется» в компьютере в вещественно-энергетическом виде, и на созданной базе, проводит еще одну символизацию - информационную.
В основе механизма такой символизации находится факт подобия структур мозга и элементов ЭВМ вычисленний проводимых в мозгу и в компьютере. Область такого сходства сознания и компьютера расширяется. Компьютер неспособен оперировать категориями и целостными образами, чувствовать , творить , понимать историке-культурный контекст явлений. Но будущее принесет новые успехи. Но компьютер выступает системой подобной человеку символически. В философском смысле не человек символ компьютера , а наоборот, компьютер - символ человека. Сейчас нет оснований утверждать. Что эта асимметрия будет нарушена.
Широкое использование компьютера рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста экономизирует труд. Это элементы компьютерной культуры . Но она (культура) может быть разрушительной - изолировать индивидов, снижать интеллект , деманигузировать труд. Вот почему в компьютерной культуре важна гуманитария. этическая составляющая. Специфично, как и инженерное, и Военное мышление.
Таким образом:
1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в окружающем мире. продукт общественного развития
2. Сознание - результат развития материи , производно от материи и является атрибутом социальной формы материи -человек
3. Сознание - субъективный образ объективного мира существования идеального состоящий в знании
4. Сознание - продукт и творец культуры
, имеет структуру и функции
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. - М„ 1996. Гл. IX.
Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991.
Ильин В. В. Философия. - М., 1999. Разд. II. Гл. IV.
Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2-е, доп. - М., 1998. Разд. V.
Мамардашвили М, К. Проблема сознания и философское призвание. — М., 1988.
Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. - Ростов н/Д, 1988.
Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. — М., 1991. Ч. I. Разд. IV. § 1.
Патпэм X. Философия сознания. — М., 1999.
Райков В. Л. Общая теория сознания. — М., 2000.
Современная философия. Словарь и хрестоматия / Отв. ред. В. П. Кохановский — Ростов н/Д, 1997. Разд. 6.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
Философское сознание: драматизм обновления. — М., 1991.