Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:44, контрольная работа
Благодаря объективной своей многочисленности сознание с большим трудом поддается системному определению, вот почему нам приходится оговаривать каждое из определений его специальным назначением. Поэтому, решение этой проблемы мы посвятим лекцию «Проблема сознания в философии «в ходе которой рассмотрим три вопроса.
Истоки сознания.
Сущность, структура, функции сознания.
Сознание и культура.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Истоки сознания. 4
2. Сущность, структура, функции сознания 11
3. Сознание и культура 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 19
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Камчатский государственный технический университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра «Истории и филосовий»
Специальность «Прикладная информатика в экономике»
Дисциплина «Философия»
Контрольная работа
НОМЕР ВАРИАНТА 1
Тема: Проблема сознания в философии
Выполнил:
студент гр. 11ПИб-ФЗО,
Ф.И.О. Борин В.А.
шифр 110461-ФЗО
Петропавловск-Камчатский
2013 г.
Содержание
Мы приступаем к изучению очередной темы и обращаемся к изучению чрезвычайно интересного свойства человека - к его сознанию.
Каждый из вас обладает сознанием, но сознайтесь, многие ли из вас могут сейчас сказать - что есть сознание ?
Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно присутствует в каждом моменте жизни.
Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации .Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии, биофизики, информатике, кибернетике, юриспруденции, психиатрии.
Благодаря
объективной своей
Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:
Сознание отличает человека от всего другого в мире.
Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и творимого им мира.
Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его психику.
Существуют различные историко-
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.
В Новое время человек
Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей) (фактически, та же социокультурная доминанта !!).
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.
Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.
Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание (и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).
Источником сознания выступает, вероятно,
и космическое информационно-
Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе мозг ( как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрага – головного мозга в системе надличностных форм сознания.
Раскрывая природу сознания необходимо
выяснить, являются ли сознание атрибутом
человека или это явление
Он разрабатывался в рамках философского реализма
( диалектического материализма). Мировоззренческим
основанием его служит принцип
отражения, описывающий
Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем.
Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).
Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны, стареют и разрушаются.
Присущее неживой природе
Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия среды, вызывающая активность ( имеются уже растений ).
Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений.
Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологические важные условия среды.
На основе этого происходит проявление зачатков психической формы отражения. Это свойство живых организмов ( позвоночных) целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, И.М.Сеченов).
Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении существенно важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности ( пищевой, защитный, половой и т.д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую форму психологического отражения называют нервно-психологической т.к. рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой.
На основе
сигнального характера
Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условием формирования сознания.
Поэтому для возникновения сознания необходимы были как биологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются:
Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков:
Они не стали решающими для появления человека, и только социальные условия могли сыграть решающую роль. Это: