Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:31, контрольная работа
В своей контрольной работе я постараюсь раскрыть определение смысла жизни, а также осветить взгляды на эту проблему русских философов.
Введение……………………………………………………………………………..2
I. Понятие о смысле жизни…………………………………………………………3
II. Смысл и цель жизни……………………………………………………………...4
III. Поиск смысла жизни……………………………………………………………7
IV. Проблема реальности………………………………………………………...…9
V. Проблема смысла жизни……………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………16
Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.
Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть – завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представления о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестленной, духовной.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
Человек
как биологическое
Человек
не удовлетворяется ситуацией. И
эта неудовлетворенность содержит
в себе причины творческой деятельности,
не заключенные в непосредственных ее
мотивах. Поэтому призвание, задача каждого
человека – всесторонне развивать все
свои способности и по мере возможностей
вносить свой личный вклад в историю, в
прогресс общества, его культуры. В этом
и заключается смысл жизни отдельной личности,
который она реализует через общество,
но таков же и смысл жизни общества и человечества
в целом.
IV. Проблема реальности
Существование реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже рассматривалось.1 Философы придерживаются разных мнений относительного того, возможно ли в принципе – с точки зрения логики – такое для религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее «опытный факт» (где опыт понимается в специфическом смысле, не тождественном с обычной «эмпирической».). Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему.
В практической жизни вопрос о реальности имеет животрепещущий характер. Существует ли реально, например, подозреваемая или не подозреваемая та или иная болезнь у человека – разве это не важно для него? Да и сами виды реальности, их социальная и личностная значимость крайне важны: одно дело бытие намерения, другое – осуществленное намерение, когда его бытие в форме цели становится бытием в виде реального факта.
Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами
энергии
и информации. В силу своей
крайней необычности эти
Точно так же мышление современного человека занято поисками внеземного разума, хотя у некоторых это и вызывает насмешку.
Вообще, естественным мы считаем (или склонны считать), то, что существует и действует согласно известным современной науке законам, т. е., что вписывается в исторически сложившуюся на сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» - соответственно недооценивать.
Во-вторых,
известно, что и реальность, и истина об
этой реальности, и смысл даже самих развитых
частных наук есть всегда частные виды
и реальности, и истины и что все это доступно
и даже необходимо в пределах некоторой
специальной области, но это способно
утратить и саму предметную область, и
истинность, и осмысленность за ее пределами.
V. Проблема смысла жизни
Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как этот вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.
Размышления над проблемами смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфера эта – повседневность.
Человек и только он сам определяет свое предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.
Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.
Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек.
Вопрос о смысле жизни человека – ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его рациональной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначения человека заключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, - таков исходный пункт любой религии при всем различии вероучений и догм.
Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.
Проблема
бытия, реальности чего-либо – это
фундаментальная
Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включен социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и значение человека.
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.
Исследуя процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека:
Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И, наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности соответствующих духовных потребностей.
Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями, общими историческими задачами данного класса. В конечном счете, смысл жизни определяется объектив6но существующей системой общественных отношений.
Человек, преследующий
высокие идеалы и цели, энергично
вмешивается в жизненные
Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, обо делать – это еще не действительность, а все7го лишь возможность.
Она имеет объективную з6начимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т. е. воплотиться в процессе деятельности в определенный результат. До тех пор, пока цели не реализованы в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.
Никто и ничто не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.
Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.
Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние ни весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времен. Для них прошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.
Все
это говорить о том, что люди становятся
носителями подлинного понимания смысла
жизни в результате осмысления своего
социального бытия и
Заключение
Итак, для того чтобы определить смысл жизни, необходимо обратиться к ценностным представлениям, наиболее значимые сведения, о которых поставляют философия и конкретные науки. В соответствии с современными данными философии и науки невозможно представить себе более значимый моральный ориентир (идеал), чем жизнь в соответствии с принципом ответственности. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом. В прочем, успешно реализовывать принцип ответственности удается не всякой личности: многим недостает либо образования, либо доброй воли, либо этической осведомленности. Смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.
Информация о работе Проблема смысла жизни в русской философии