Проблема смысла жизни в русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я постараюсь раскрыть определение смысла жизни, а также осветить взгляды на эту проблему русских философов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
I. Понятие о смысле жизни…………………………………………………………3
II. Смысл и цель жизни……………………………………………………………...4
III. Поиск смысла жизни……………………………………………………………7
IV. Проблема реальности………………………………………………………...…9
V. Проблема смысла жизни……………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, поиск смысла жизни для  человека является естественным процессом  и вытекает он из естественной же потребности  самоощущения значимости своей жизни  для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

       Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл  жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

       Смерть  – завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представления о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестленной, духовной.

       Проблема  смерти порождает вопрос о цели и  смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

       Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и все, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает свое существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.

       Человек не удовлетворяется ситуацией. И  эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека – всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. 

       IV. Проблема реальности

       Существование реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже рассматривалось.1 Философы придерживаются разных мнений относительного того, возможно ли в принципе – с точки зрения логики – такое для религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее «опытный факт» (где опыт понимается в специфическом смысле, не тождественном с обычной «эмпирической».). Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему.

       В практической жизни вопрос о реальности имеет животрепещущий характер. Существует ли реально, например, подозреваемая или не подозреваемая та или иная болезнь у человека – разве это не важно для него? Да и сами виды реальности, их социальная и личностная значимость крайне важны: одно дело бытие намерения, другое – осуществленное намерение, когда его бытие в форме цели становится бытием в виде реального факта.

       Проблема  реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами

 энергии  и информации. В силу своей  крайней необычности эти явления  многим представляются загадочными,  таинственными, даже сверхъестественными.  Но ведь, как показывает многочисленные  опыты и наблюдения, эти явления  существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обуславливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.

       Точно так же мышление современного человека занято поисками внеземного разума, хотя у некоторых это и вызывает насмешку.

       Вообще, естественным мы считаем (или склонны  считать), то, что существует и действует  согласно известным современной  науке законам, т. е., что вписывается  в исторически сложившуюся на сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» - соответственно недооценивать.

       Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность за ее пределами. 

V. Проблема смысла жизни

       Проблеме  смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод  о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как этот вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

       Размышления над проблемами смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой  она назревает именно как проблема. Сфера эта – повседневность.

       Человек и только он сам определяет свое предназначение и смысл жизни. Поиск  цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

       Признавая значение проблемы поиска смысла жизни  для каждого индивида, ряд современных  философов и психологов категорически  отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.

       Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное  целями и интересами общества, к  которым принадлежит человек.

       Вопрос  о смысле жизни человека – ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его рациональной деятельности. Не случайно религия и идеализм с  древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначения человека заключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, - таков исходный пункт любой религии при всем различии вероучений и догм.

       Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.

       Проблема  бытия, реальности чего-либо – это  фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

       Проблема  смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо  он раскрывает зависимость смысла жизни  от общественных отношений, в которые включен социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

       Смысл человеческой жизни нельзя понять и  объяснить, если замыкаться в узкой  сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и значение человека.

       Смысл и цель человека заключается в  изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.

       Исследуя  процессы развития личности, мы рассматриваем  ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека:

    • развитие как смысл жизни, как самоцель;
    • всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности;
    • самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

        Смысл жизни выступает  наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И, наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности соответствующих духовных потребностей.

        Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими  условиями, интересами и потребностями, общими историческими задачами данного класса. В конечном счете, смысл жизни определяется объектив6но существующей системой общественных отношений.

        Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично  вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в  действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

        Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, обо делать – это еще не действительность, а все7го лишь возможность.

        Она имеет объективную  з6начимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т. е. воплотиться в процессе деятельности в определенный результат. До тех пор, пока цели не реализованы в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

        Никто и ничто  не избавит человека от необходимости  строить смысл своей жизни, как  строят дом, как сажают деревья вокруг него.

       Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.

       Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние ни весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времен. Для них прошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.

       Все это говорить о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Итак, для того чтобы определить смысл  жизни, необходимо обратиться к ценностным представлениям, наиболее значимые сведения, о которых поставляют философия  и конкретные науки. В соответствии с современными данными философии и науки невозможно представить себе более значимый моральный ориентир (идеал), чем жизнь в соответствии с принципом ответственности. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом. В прочем, успешно реализовывать принцип ответственности удается не всякой личности: многим недостает либо образования, либо доброй воли, либо этической осведомленности. Смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.

Информация о работе Проблема смысла жизни в русской философии