Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
Жизненный смысл 5
Предназначение человека в философии 9
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

контроль.философия.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

 Круг вопросов  изучаемых философией называется  предметом философии. Общую структуру  предмета философии составляют  четыре основных раздела: а)  Исследование наиболее общих  вопросов бытия, то есть проблема  бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное  и идеальное; бытие природы  общества и человека. Философское  учение о бытие получило название  антологии. б) Анализ наиболее  общих вопросов познания. Познаваем  или непознаваем мир; каковы  возможности, методы и цели  познания; в чем заключается сущность  самого познания и что есть  истина; каков субъект и объект  познания.

 Философское  учение о познании получило  название гносеологии. в) Изучение  наиболее общих вопросов функционирования  и развития общества.

 Раздел философии,  который изучает общественную  жизнь, называется социальной  философией. г) Исследование наиболее  общих и существенных вопросов  человека. Именно человек является  исходным и конечным пунктом  философствования. Творит и действует  не абстрактный дух, а человек.  Философия человека называется  философской антропологией. Философское  знание позволяет понимать глубинные  основы бытия, проникать в сущность  предметов и явлений, ориентироваться  в потоке сложных и противоречивых  событий. Философия выступает  как духовное рационально - теоретическое  освоение действительности. Несмотря  на свою относительную абстрактность,  философия изначально практична  и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно  и творчески мыслить, понимать  смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

Роль философии  в развитии и жизни человека и  общества философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в  самое существо мироздания и в  своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в  познании мира и самого себя. Современная  философия получила новую форму  за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого  и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии  является цивилизованный подход к анализу  общественных явлений и мировоззренческий  принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в  настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Современный мир уходит от капитализма  и социализма, но надо сохранить  все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

            Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

 Формирующаяся  современная научная картина  мира включает в себя и достижения  технических наук, которые в настоящее  время дают наибольший прирост  новых знаний. Достижения технических  наук в области информационных  процессов, микроэлектроники, кибернетики  искусственного интеллекта, биотехнологии  и других современных научных  направлений отражают глубокую  структурную революцию не только  в технике и технологии, но  и во всей системе материальной  и духовной культуры. Научно - технический  прогресс, определяя качественно  новое состояние науки в целом,  одновременно характеризует и  становление новой формы философского  мышления - современной философии.  Овладение современной философской  культурой повышает уровень профессиональных  знаний, дает ориентир в научной  деятельности, позволяет вырабатывать  механизмы реализации деятельности  общества в соответствии с  требованиями времени.

 Переход человечества  на качественно новый виток  развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний  день лишь реальная возможность  выхода его из глобального  кризиса, но далеко еще нереализованное  состояние. Трудности и опасности  в осуществлении этой задачи  проистекают в основном от  самого человека: невысокого уровня  сознания, непонимания обществом  причин и механизмов функционирования  природных, антропологических и  социальных явлений в их взаимодействии  как специфически особых элементов  единого мирового бытия. Человечество  должно овладеть в полном объеме  достижениями духовной культуры, наукой разумного управления  и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть  решена вне современного философского  знания о мире.

Заключение

 

 Если человечество  вдруг лишится философии, ее  утрата приведет к непоправимым  последствиям. Развивая философию,  люди не просто шлифуют свой  разум. Они мобилизуют свои  интеллектуальные ресурсы для  понимания судеб человечества, и  у них нет другого более  надежного, чем философия, средства  кристаллизации знаний, метода сомнений  и поиска наиболее продуманных  и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению.

Человек будущего, безусловно, необычайно расширит свои адаптационные  возможности с помощью самых  разнообразных средств, включая  фармакологию и психотерапию, и это  даст ему возможность полноценно и без ущерба для здоровья действовать  в самых сложных, подчас экстремальных  условиях. Уже сегодня получены серьезные  данные, которые свидетельствуют  о новых, неизвестных ранее резервах биологической природы человека и его психофизиологических возможностях.

Человек, благодаря своим  душевным качествам и силе воли, может очень многое, но он имеет  хрупкое и мало защищённое, по сравнению с другими представителями фауны тело. Смысл жизни человека в совершенствовании и познании самого себя, на основе опыта предыдущих поколений.

 

Список литературы

 

  1. Божкова Г.К. Социальная философия: Учебно- методическое пособие./ – Владивосток: Издательство ТГЭУ., 2007.
  2. Момонжан К. Х. Введение в социальную философию.- М.,1997.
  3. Новейший философский словарь — М., 2003.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-M: Гардарика,1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии