Круг вопросов
изучаемых философией называется
предметом философии. Общую структуру
предмета философии составляют
четыре основных раздела: а)
Исследование наиболее общих
вопросов бытия, то есть проблема
бытия в универсальном смысле.
Бытие и небытие; бытие материальное
и идеальное; бытие природы
общества и человека. Философское
учение о бытие получило название
антологии. б) Анализ наиболее
общих вопросов познания. Познаваем
или непознаваем мир; каковы
возможности, методы и цели
познания; в чем заключается сущность
самого познания и что есть
истина; каков субъект и объект
познания.
Философское
учение о познании получило
название гносеологии. в) Изучение
наиболее общих вопросов функционирования
и развития общества.
Раздел философии,
который изучает общественную
жизнь, называется социальной
философией. г) Исследование наиболее
общих и существенных вопросов
человека. Именно человек является
исходным и конечным пунктом
философствования. Творит и действует
не абстрактный дух, а человек.
Философия человека называется
философской антропологией. Философское
знание позволяет понимать глубинные
основы бытия, проникать в сущность
предметов и явлений, ориентироваться
в потоке сложных и противоречивых
событий. Философия выступает
как духовное рационально - теоретическое
освоение действительности. Несмотря
на свою относительную абстрактность,
философия изначально практична
и гуманна, ее предназначение
- научить человека самостоятельно
и творчески мыслить, понимать
смысл жизни, правильно оценивать
свои возможности и роль в мире, определить
направление деятельности не только в
отношении ближайшей цели, но и свою причастность
к тому, что происходит во Вселенной. Философия
формирует мировоззрение не только отдельных
личностей, но и общества в целом, отражая
в действиях, определенных социальных
сил его идеалы, устремления, цели и задачи.
В истории общества переход к новому уровню
философского мышления всегда является
подготовкой глубоких социальных и политических
перемен.
Роль философии
в развитии и жизни человека и
общества философия по самому своему
предназначению пытается проникнуть в
самое существо мироздания и в
своих исканиях соприкасается со
всеми областями науки и искусства,
с религией, помогает человеку в
познании мира и самого себя. Современная
философия получила новую форму
за счет расширения всех своих основных
функций, придания им актуального творческого
и практического содержания. Важнейшими
достижениями современной философии
является цивилизованный подход к анализу
общественных явлений и мировоззренческий
принцип, содержанием которого является
понимание мира в связи с включением
в него человека как сознательно
- деятельного фактора. В развитии
философии проблема человека в окружающем
мире всегда являлась ведущей, а в
настоящее время она играет решающую
роль в понимании современного мира.
Современный мир уходит от капитализма
и социализма, но надо сохранить
все позитивное, что создали люди
на предыдущих этапах развития общества,
обогатить анализом новых реалий
жизни.
Человек как мыслящая материя все глубже
осознает себя активно действующим фактором
социальной и окружающей его природной
среды, всего бытия в масштабах мироздания.
Это определяет представление о человеке
как сознательном соучастнике мировой
эволюции, делает ответственным за результаты
своей деятельности, предъявляет повышенные
требования к уровню субъективного фактора
в целом, выдвигает на первый план профессиональные,
нравственные и духовные качества личности.
Возрастающее значение приобретают его
самопознание и самосознание, определение
механизмов регулирования и саморегулирования
духовной сферы, овладение знаниями функционирования
интеллекта, установление контроля за
результатами своей деятельности.
Формирующаяся
современная научная картина
мира включает в себя и достижения
технических наук, которые в настоящее
время дают наибольший прирост
новых знаний. Достижения технических
наук в области информационных
процессов, микроэлектроники, кибернетики
искусственного интеллекта, биотехнологии
и других современных научных
направлений отражают глубокую
структурную революцию не только
в технике и технологии, но
и во всей системе материальной
и духовной культуры. Научно - технический
прогресс, определяя качественно
новое состояние науки в целом,
одновременно характеризует и
становление новой формы философского
мышления - современной философии.
Овладение современной философской
культурой повышает уровень профессиональных
знаний, дает ориентир в научной
деятельности, позволяет вырабатывать
механизмы реализации деятельности
общества в соответствии с
требованиями времени.
Переход человечества
на качественно новый виток
развития в социальном, духовном,
культурном отношениях - на сегодняшний
день лишь реальная возможность
выхода его из глобального
кризиса, но далеко еще нереализованное
состояние. Трудности и опасности
в осуществлении этой задачи
проистекают в основном от
самого человека: невысокого уровня
сознания, непонимания обществом
причин и механизмов функционирования
природных, антропологических и
социальных явлений в их взаимодействии
как специфически особых элементов
единого мирового бытия. Человечество
должно овладеть в полном объеме
достижениями духовной культуры,
наукой разумного управления
и регулирования мировыми процессами.
Эта задача не может быть
решена вне современного философского
знания о мире.
Заключение
Если человечество
вдруг лишится философии, ее
утрата приведет к непоправимым
последствиям. Развивая философию,
люди не просто шлифуют свой
разум. Они мобилизуют свои
интеллектуальные ресурсы для
понимания судеб человечества, и
у них нет другого более
надежного, чем философия, средства
кристаллизации знаний, метода сомнений
и поиска наиболее продуманных
и универсальных ответов на те
вопросы, которые ставит человечество.
В XX веке философы сделали множество открытий,
которые, безусловно, отразятся на судьбе
человечества. Это касается не только
различных сфер философии - теории познания
или логики, философской антропологии
или эстетики, этики или истории философии.
Именно в XX столетии философы проникли
в глубины сознания и научились распознавать
многие протекающие в нем процессы, осознали
неисчерпаемость потенциала человеческой
психики. Они буквально вчувствовались
в безбрежный опыт человеческого бытия,
выразив его в формах прежнего и тревожного
человеческого самосознания. Человек
сказался осмысленным по - новому, чему
содействовали философская антропология,
психоанализ. Наука, история культура,
человек подверглись неожиданному и глубинному
постижению.
Человек будущего, безусловно,
необычайно расширит свои адаптационные
возможности с помощью самых
разнообразных средств, включая
фармакологию и психотерапию, и это
даст ему возможность полноценно
и без ущерба для здоровья действовать
в самых сложных, подчас экстремальных
условиях. Уже сегодня получены серьезные
данные, которые свидетельствуют
о новых, неизвестных ранее резервах
биологической природы человека
и его психофизиологических возможностях.
Человек, благодаря своим
душевным качествам и силе воли,
может очень многое, но он имеет
хрупкое и мало защищённое, по сравнению
с другими представителями фауны тело.
Смысл жизни человека в совершенствовании
и познании самого себя, на основе опыта
предыдущих поколений.
Список литературы
- Божкова Г.К. Социальная философия: Учебно- методическое пособие./ – Владивосток: Издательство ТГЭУ., 2007.
- Момонжан К. Х. Введение в социальную философию.- М.,1997.
- Новейший философский словарь — М., 2003.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-M: Гардарика,1998.