Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:06, контрольная работа
Каждый человек постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?
Введение 3
Основная часть 5
Жизненный смысл 5
Предназначение человека в философии 9
Заключение 14
Список литературы 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Специальность «Управление экономикой»
на тему «Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии.
Регистрационный № __________
________ ___________________
подпись И.О. Фамилия
«_____» ________________2013г.
Выполнил студент гр. Б1201 Аз _________________Е. Н. Зайцев
Проверил доцент
________________ Г.К. Божкова.
____________________________
г. Владивосток
2013
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 14
Список литературы 16
Каждый человек постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?
Каждого человека, несомненно,
волнуют и морально - нравственные
проблемы. Что такое совесть, честь,
долг, ответственность и
Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.
У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Целью данной работы является: раскрыть жизненный смысл и предназначение философии.
Философия (в переводе с древнегреческого «любовь к мудрости», «любомудрие») — «дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Под философией понимают вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
В этом вопросе надо исходить из двух диаметрально противоположных концепций смысла жизни с точки зрения тех целей, которые ставит перед собой человек. Их можно сформулировать так: «Иметь» или «быть»?
Смысл жизни есть для каждого, и для каждого он особый. Но все же можно выделить три пути его достижения:
Смысл жизни- есть состоянии человека, а не сама вещь.
Л. Толстой считал, что смысл заключен в самой жизни, в ее вечном движении, становлении самого человека как личности с другими людьми и в целом.
Философия любви- Гегель полагал, что настоящая любовь состоит в обретении самого себя, в отказе от самого себя и в растворении себя в другом, любимом человеке.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни
также может пониматься как субъективная
оценка прожитой жизни и соответствия
достигнутых результатов
«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?»
«Зачем (для чего) жить?».
Природу ценностей изучает аксиология (с греческого axis-ценный).
Понятие ценностей-ценность рассматривается как польза, удовлетворяющая потребность человека, идеал, норма , как значимость чего либо вообще для человека или социальной группы. Человек в процессе жизни, опираясь на регулятивные и другие ценности в общении с людьми, формулируют для себя основной смысл , как стержень своего бытия. Этот процесс можно выразить схемой: потребности , интересы , ценности , смысл жизни , действия, поступки. Нормы поведения, вера, стремление , к прекрасному, имеют важную роль в жизни каждого человека.
Необходимо утверждение высших ценностей – добра, истины, красоты, любви. И в этом состоит сложность социализации личности сегодня. Есть опасность впасть в экзистенциальный вакуум (потерять смысл жизни).
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии как (суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности
Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило,
Философия, таким образом, является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — «система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире». В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Религиозное мировоззрение отличается от философского. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.
Тем самым философия даёт дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии в отличие от философии есть культ.
В связи с этим Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять само себя».
Философское обобщение
имеет гораздо более широкий
потенциал, чем любое другое конкретное
обобщение. Науки, по своей сущности,
должны исходить из повседневного житейского
опыта и специальных
Развитие природных задатков и нравственности, считает философ И. Кант , ведет человека к выполнению своего назначения - «пребывать в обществе людей и совершенствовать в нем с помощью искусства и наук свою культуру, цивилизованность и моральность». Для достижения этой цели человек должен подчинить свою чувственность нравственности. «Внутреннее совершенство человека состоит в том,- пишет И. Кант,- что пользование всеми его способностями находится в его власти, и он подчиняет их своему собственному произволу. Однако для этого требуется, чтобы господствовал рассудок, не ослабляя, однако, своим господством чувственность...».
Следовательно, цель развития каждого индивида и общества в целом состоит в том, чтобы «воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах».
Философия и педагогика, по мнению И. Канта, способствуют прогрессу и моральному совершенствованию человечества. Философия, «по мировому понятию»,- это «наука о последних целях человеческого разума», «учение о мудрости, законодательница разума. Педагогика же, как наука о воспитании человека указывает цели и пути совершенствования отдельной личности. Кенигсбергский мыслитель полагает, что искусство воспитания должно основываться на принципах, которые вырабатываются в процессе поступательного развития человечества. «Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению». Поэтому педагогика развивается постепенно, благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и знания последующему, а оно, в свою очередь, передает их дальнейшему поколению.
В трактате «О педагогике»
И. Кант пишет: «В человечестве заключено
много задатков и наша задача - пропорционально
развивать природные
Главную задачу человека Рамбам видел не в получении награды или выполнении как можно большего числа заповедей. По Рамбаму, главное предназначение человека есть совершенствование разума, подключение его к Активному Интеллекту и включение в разум правильных и вечных понятий. Таким образом, кантовские вопросы о человеке задают структуру и содержание его философской антропологии, где исходным пунктом является определение познавательных способностей человека, а целью - нравственное совершенствование общества и индивида в процессе воспитания и образования и в ходе истории. Следовательно, педагогическая антропология и историческая антропология И.Канта являются составными частями его философской антропологии. Высшее предназначение человека (и индивидуума, и человечества в целом), считает философ, состоит в реализации идеалов Истины, Красоты и Добра.
Рамбам объяснял смысл конкретных заповедей, но общий их смысл, по Маймониду, заключается в усовершенствовании общества, тела, характера и разума для того чтобы включить в разум вечные правильные понятия. Именно это обеспечивает бессмертие нематериальной души. Подобная формулировка смысла заповедей встречала значительное сопротивление в среде более традиционных, а также мистически настроенных мыслителей.
Информация о работе Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии