Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
Жизненный смысл 5
Предназначение человека в философии 9
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

контроль.философия.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 

 

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Философия»

Специальность   «Управление экономикой» 

на тему «Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии.

 

 

Регистрационный № __________

________   ___________________

   подпись   И.О. Фамилия

«_____» ________________2013г.

Выполнил студент гр.  Б1201 Аз _________________Е. Н. Зайцев

Проверил доцент

________________ Г.К. Божкова.   ____________________________               зачтено / не зачтено

 

г. Владивосток

2013 

Оглавление

Введение 3

Основная часть 5

  1. Жизненный смысл 5
  2. Предназначение человека в философии 9

Заключение 14

Список литературы 16

 

Введение

 

Каждый человек постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?

Еще в большей степени  каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения  в этом мире. Смертен человек или  бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может  ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности  человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально - нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную  линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках  и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в  развитии человечества, когда зло  исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много  наиболее серьезных, интересующих людей  проблем, которые рассматривает  и которым дает определенное решение  философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго  до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы  в мифологии и религии. Поэтому  правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.

У философии свой, специфический подход к решению  таких проблем. Целью данной работы является: раскрыть жизненный смысл и предназначение философии.

 

 

Основная часть

  1. Жизненный смысл

 

Философия (в переводе с  древнегреческого «любовь к мудрости», «любомудрие») — «дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Под философией понимают вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

В этом вопросе надо исходить из двух диаметрально противоположных  концепций смысла жизни с точки  зрения тех целей, которые ставит перед собой человек. Их можно  сформулировать так: «Иметь» или  «быть»?

Смысл жизни есть для каждого, и для каждого он особый. Но все  же можно выделить три пути его  достижения:

  • В действии ,создании чего либо.
  • В переживании чего либо.
  • В любви.

Смысл жизни- есть состоянии человека, а не сама вещь.

Л. Толстой считал, что  смысл заключен в самой жизни, в ее вечном движении, становлении  самого человека как личности с другими  людьми и   в целом.

Философия любви- Гегель полагал, что настоящая любовь состоит в обретении самого себя, в отказе от самого себя и в растворении себя в другом, любимом человеке.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни  также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком  содержания и направленности своей  жизни, своего места в мире, как  проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком  целей, выходящих за рамки его  жизни. В этом случае подразумевается  необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные  ценности?»

«Что является целью жизни?»

«Зачем (для чего) жить?».

 

Природу ценностей изучает  аксиология (с греческого axis-ценный).

Понятие ценностей-ценность рассматривается как польза, удовлетворяющая  потребность человека, идеал, норма , как значимость чего либо вообще для человека или социальной группы. Человек в процессе жизни, опираясь на регулятивные и другие ценности в общении с людьми, формулируют для себя основной смысл , как стержень своего бытия. Этот процесс можно выразить схемой: потребности , интересы , ценности , смысл жизни , действия, поступки. Нормы поведения, вера, стремление , к прекрасному, имеют важную роль в жизни каждого человека.

Необходимо утверждение  высших ценностей – добра, истины, красоты, любви. И в этом состоит  сложность социализации личности сегодня. Есть опасность впасть в экзистенциальный вакуум (потерять смысл жизни).

Вопрос о смысле жизни  — одна из традиционных проблем  философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается  преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл  жизни.

         Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

         Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии как (суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь

 

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой  системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные  нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность

         Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности

         Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило,              

           Философия, таким образом, является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.     

Мировоззрение —  «система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место  человека в этом мире». В истории  человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и  другие.

Религиозное мировоззрение  отличается от философского. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия  даёт дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии в отличие от философии есть культ.

В связи с этим Карл Ясперс писал: «Признаком философской  веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет  знать то, что доступно знанию, и понять само себя».

Философское обобщение  имеет гораздо более широкий  потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской  мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь  мир как целостную, беспредельную  в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую  человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы.

  1. Предназначение человека в философии.

Развитие природных  задатков и нравственности, считает философ И. Кант , ведет человека к выполнению своего назначения - «пребывать в обществе людей и совершенствовать в нем с помощью искусства и наук свою культуру, цивилизованность и моральность». Для достижения этой цели человек должен подчинить свою чувственность нравственности. «Внутреннее совершенство человека состоит в том,- пишет И. Кант,- что пользование всеми его способностями находится в его власти, и он подчиняет их своему собственному произволу. Однако для этого требуется, чтобы господствовал рассудок, не ослабляя, однако, своим господством чувственность...».

Следовательно, цель развития каждого индивида и общества в целом состоит в том, чтобы  «воспитывать личность, воспитывать  существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и  стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных  глазах».

Философия и педагогика, по мнению И. Канта, способствуют прогрессу  и моральному совершенствованию  человечества. Философия, «по мировому понятию»,- это «наука о последних  целях человеческого разума», «учение  о мудрости, законодательница разума. Педагогика же, как наука о воспитании человека указывает цели и пути совершенствования  отдельной личности. Кенигсбергский мыслитель полагает, что искусство  воспитания должно основываться на принципах, которые вырабатываются в процессе поступательного развития человечества. «Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению». Поэтому педагогика развивается постепенно, благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и знания последующему, а оно, в свою очередь, передает их дальнейшему поколению.

В трактате «О педагогике»  И. Кант пишет: «В человечестве заключено  много задатков и наша задача - пропорционально  развивать природные способности  и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы  человек достигал своего назначения... Для отдельной личности достижение этого назначения совершенно невозможно... Не отдельные люди, но род людской  должен достичь этого». Именно воспитание должно стать той силой, с помощью  которой изменится и каждый человек, и человеческое общество в целом.

Главную задачу человека Рамбам видел не в получении награды или выполнении как можно большего числа заповедей. По Рамбаму, главное предназначение человека есть совершенствование разума, подключение его к Активному Интеллекту и включение в разум правильных и вечных понятий. Таким образом, кантовские вопросы о человеке задают структуру и содержание его философской антропологии, где исходным пунктом является определение познавательных способностей человека, а целью - нравственное совершенствование общества и индивида в процессе воспитания и образования и в ходе истории. Следовательно, педагогическая антропология и историческая антропология И.Канта являются составными частями его философской антропологии. Высшее предназначение человека (и индивидуума, и человечества в целом), считает философ, состоит в реализации идеалов Истины, Красоты и Добра.

Рамбам объяснял смысл конкретных заповедей, но общий их смысл, по Маймониду, заключается в усовершенствовании общества, тела, характера и разума для того чтобы включить в разум вечные правильные понятия. Именно это обеспечивает бессмертие нематериальной души. Подобная формулировка смысла заповедей встречала значительное сопротивление в среде более традиционных, а также мистически настроенных мыслителей.

Информация о работе Проблема смысла жизни и предназначения человека в философии