Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:05, реферат
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого- драматизм
человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и
присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является
вопрос о смысле жизни. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом
в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как
закон любви, противостоящий закону насилия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...........3
1.ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ТОЛСТОГО………………………………………4
2.ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ……………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………20
умирают, как и в жизни для человечества, ибо и оно не вечно. «Жизнь для себя не
может иметь никакого смысла... Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть
не могла разрушить жизни».
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Толстого часто упрекают в абстрактном морализме. Что он из-за сугубо
моральных соображений отрицал всякое насилие и рассматривал как насилие всякое
физическое принуждение и что по этой причине он закрыл себе путь к пониманию
всей сложности и глубины жизненных отношений. Однако это предположение
неправильное.
Идею непротивления нельзя понимать так, будто Толстой был против
совместных действий, общественно значимых акций, вообще против прямых
нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям. Совсем
наоборот. Непротивление, по мнению Толстого, есть приложение учения Христа к
общественной жизни, конкретный путь, преобразующий отношения вражды между
людьми в отношения сотрудничества между ними.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как
биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель
полностью не отрицал власть «природы»над человеком, а также не возлагал все
надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума.
Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация
бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни.
Только способность личности
возвышаться над своим
как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно
человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный
критерий осмысленности ее жизни.
Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного
16
порабощения человека «плотью», служит , по Л. Н.Толстому, самым главным
препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как
освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и
нравственному, человеческому существу-Homo moralis. Это открытие человека в
себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным
основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель,
тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.
Не следует также считать, что Толстой призывал отказаться от
противодействия злу. Наоборот, он считал, что противиться злу можно и нужно,
только не насилием, а
другими ненасильственными
тогда по настоящему можно противиться насилию, когда отказываешься отвечать
тем же. «Защитники общественного жизнепонимания объективно стараются
смешать понятие власти, т. е. насилие, с понятием духовного влияния, но смешение
это совершенно невозможно». Толстой сам не разрабатывал тактику коллективного
ненасильственного сопротивления, но его учение допускает такую тактику. Он
понимает непротивление как позитивную силу любви и правды, кроме того, он
прямо называет такие формы сопротивления, как убеждение, спор, протест, которые
призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, призывают к его
совести, духовному началу в нем, которые отменяют предшествующее зло в том
смысле, что оно перестает быть препятствием для последующего сотрудничества.
Толстой называл свой метод революционным. И с этим нельзя не согласиться. Он
даже более революционен, чем обычные революции. Обычные революции
производят переворот во внешнем положении людей, в том, что касается власти и
собственности.
17
Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных
основ жизни.
Л. Н. Толстой видел смысл жизни не в том, чтобы жить, зная, «что жизнь есть
глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться,
обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно...»—
писал он. Признать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл
только в личном благе, когда «живет и действует человек только для того, чтобы
благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали
только для того, чтобы ему одному было хорошо...»Жить так, не заботясь об общем
благе, по Толстому, может лишь «животная личность», не подчиняющаяся велению
разума.
Идеи Толстого и сегодня актуальны, они оказывают огромное влияние на
нравственный мир человека, не то, как он решает для себя вопросы смерти и
бессмертия. Не случайно столь часто к ним обращаются в наши дни представители
разных философских систем и направлений, включая материалистические.
Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определяющий смысл
человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих,
социальных параметрах. Этот идеал утверждает вместе с тем диалектическую
взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного,
смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что
единство соответствует его сущности в материальной и духовной культуре
человека. Именно на этом в конечном счете и основывается регулирующая роль
нравственности как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к
смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности
18
человека — бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и
человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете,
без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и
антигуманизма.
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в философию: В 2 т. М., 1990
2. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., Республика, 1995
3. Розенталь Ì. М. Философский
словарь. М., Издательство
4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983
5. Л. Н. Толстой. Исповедь. Соч.в 32 томах. Т. 16.
20
Информация о работе Проблема смысла человеческой жизни в философии Л.Толстого