Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:05, реферат
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого- драматизм
человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и
присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является
вопрос о смысле жизни. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом
в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как
закон любви, противостоящий закону насилия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...........3
1.ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ТОЛСТОГО………………………………………4
2.ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ……………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………20
В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый
недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый. Эта
противоречивость, саморазорванность обнаруживается в разных людях с разной
степенью остроты, но она присуща им всем. Противоречивый в себе, раздираемый
взаимно отрицающими стремлениями, человек обречен на то, чтобы страдать, быть
недовольным собой. Человек постоянно стремится преодолеть себя, стать другим.
Однако мало сказать, что человеку свойственно страдать и быть недовольным.
Человек сверх того еще знает, что он страдает, и недоволен собой, он не приемлет
своего страдательного положения. Его недовольство и страдания удваиваются: к
самим страданиям и недовольству добавляется сознание того, что это плохо.
Человек не просто стремится стать другим, устранить все, что порождает страдания
и чувство недовольства; он стремится стать свободным от страданий. Человек не
просто живет, он хочет еще, чтобы его жизнь имела смысл.
Осуществление своих желаний люди связывают с цивилизацией, изменением
внешних форм жизни, природной и социальной среды. Предполагается, что человек
может освободиться от страдательного положения с помощью науки, искусств,
роста экономики, развития техники, создания уютного быта и т. д. Такой ход
мыслей, по преимуществу свойственный
привилегированным и
слоям общества, заимствовал Л. Н. Толстой и руководствовался им в течение первой
половины своей сознательной жизни. Однако как раз личный опыт и наблюдения
над людьми своего круга убедили его в том, что этот путь является ложным. Чем
выше поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней
9
богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и
страдания, от которых он в этих своих занятиях хотел освободиться. Можно
подумать, что если активность и прогресс умножают страдания, то бездеятельность
будет способствовать их уменьшению. Такое предположение неверно. Причиной
страданий является не сам по себе прогресс, а ожидания, которые с ним
связываются, та совершенно неоправданная надежда, будто увеличением скорости
поездов, повышением урожайности полей можно добиться чего-то еще сверх того,
что человек будет быстрее
передвигаться и лучше
большой разницы, делается ли акцент на активность и прогресс или
бездеятельность. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни
смысл путем изменения ее внешних форм. Эта установка исходит из убеждения, что
внутренний человек зависит от внешнего, что состояние души и сознания человека
является следствием его положения в мире и среди людей. Но если бы это было так,
то между ними с самого начала не возникло бы конфликта.
Словом, материальный и культурный прогресс означают то, что они означают:
материальный и культурный прогресс. Они не затрагивают страданий души.
Безусловное доказательство этого Толстой усматривает в том, что прогресс
обессмысливается, если рассматривать его в перспективе смерти человека. К чему
деньги, власть и т. п., к чему вообще стараться, чего-то добиваться, если все
неизбежно оканчивается смертью и забвением. «Можно жить только, покуда пьян
жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это – только обман, и
глупый обман!». Трагизм человеческого бытия, по мнению Толстого, хорошо
передает восточная (древнеиндийская) басня про путника, застигнутого в степи
разъяренным зверем. «Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь,
10
но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И
несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и
спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за
ветки растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем. Руки его
ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих
сторон ждущей его, но он все держится, и пока он держится, он оглядывается и
видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста,
на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется
куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо
погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли
меда, достает их языком и лижет их». Белая и черная мышь, день и ночь, неминуемо
ведут человека к смерти – и не вообще человека, а каждого из нас, и не где-то и
когда-то, а здесь и теперь, «и это не басня, а это истинная, неоспоримая и всякому
понятная правда». И ничто от этого не спасет – ни огромные богатства, ни
изысканный вкус, ни обширные знания.
Вывод о бессмысленности жизни, к которому как будто бы подводит опыт и
который подтверждается философской мудростью, является с точки зрения
Толстого явно противоречивым логически, чтобы можно было с ним согласиться.
Как может разум обосновать бессмысленность жизни, если он сам является
порождением жизни? У него нет оснований для такого обоснования. Поэтому в
самом утверждении, о бессмысленности жизни содержится его собственное
опровержение: человек, который пришел к такому выводу, должен был бы прежде
всего свести свои собственные счеты с жизнью, и тогда он не мог бы рассуждать о
ее бессмысленности, если же он рассуждает о бессмысленности жизни и тем самым
11
продолжает жить жизнью, которая хуже смерти, значит, в действительности она не
такая бессмысленная и плохая, как об этом говорится. Далее, вывод о
бессмысленности жизни означает, что человек способен ставить цели, которые не
может осуществить, и формулировать вопросы, на которые не может ответить. Но
разве эти цели и вопросы ставятся не тем же самым человеком? И если у него нет
сил реализовать их, то откуда у него взялись силы поставить их? Не менее
убедительно возражение Толстого: если жизнь бессмысленна, то как же жили и
живут миллионы и миллионы людей, все человечество? И раз они живут, радуются
жизни и продолжают жить, значит, они находят в ней какой-то важный смысл?
Какой?
Не удовлетворенный отрицательным решением вопроса о смысле жизни, Л. Н.
Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным
трудом, опыту народа.
Простые люди хорошо знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором для них
нет никакой трудности, никакой загадки. Они знают, что надо жить по закону
божьему и жить так, чтобы не погубить свою душу. Они знают о своем
материальном ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается душа, связанная с
Богом. Малообразованность этих людей, отсутствие у них философских и научных
познаний не препятствует пониманию истины жизни, скорее наоборот, помогает.
Странным образом оказалось, что невежественные, полные предрассудков
крестьяне сознают всю глубину вопроса о смысле жизни, они понимают, что их
спрашивают о вечном, неумирающем значении их жизни и о том, не боятся ли они
предстоящей смерти.
Вслушиваясь в слова простых людей, вглядываясь в их жизнь, Толстой пришел
12
к заключению, что их устами глаголет истина. Они поняли вопрос о смысле жизни
глубже, точнее, чем все величайшие мыслители и философы.
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о соотношении конечного и бесконечного
в ней, то есть о том, имеет ли конечная жизнь вечное, неуничтожимое значение и
если да, то в чем оно состоит? Есть ли в ней что-либо бессмертное? Если бы
конечная жизнь человека заключала свой смысл в себе, то не было бы самого этого
вопроса. «Для решения этого вопроса одинаково недостаточно приравнивать
конечное к конечному и бесконечное к бесконечному», надо выявить отношение
одного к другому. Следовательно, вопрос о смысле жизни шире охвата логического
знания, он требует выхода за рамки той области, которая подвластна разуму.
«Нельзя было искать в разумном знании ответа на мой вопрос», – пишет Толстой.
Приходилось признать, что «у всего живущего человечества есть еще какое-то
другое знание, неразумное – вера, дающая возможность жить».
Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно
осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее
ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят
Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос
веры, а не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание,
не совпадающее с традиционным. Это не осуществление ожидаемого и уверенность
в невидимом. «Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире,
которое обязывает его к известным поступкам». «Вера есть знание смысла
человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет.
Вера есть сила жизни». Из этих определений становится понятным, что для
Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.
13
Понятие веры в толстовском понимании совершенно не связано с
непостижимыми тайнами, неправдоподобно чудесными, превращениями и иными
предрассудками. Более того, оно вовсе не означает, будто человеческое познание
имеет какой-либо иной инструментарий, помимо разума, основанного на опыте и
подчиненного строгим законам логики. Характеризуя особенность знания веры,
Толстой пишет: «Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего
должно скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы
быть приведенным к неизбежно-необъяснимому, я хочу, чтобы все то, что
необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они
правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы своего
ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне
как необходимость разума же, а не как обязательство поверить». Толстой не
признавал бездоказательного знания. Он не принимал ничего на веру, кроме самой
веры. Вера как сила жизни выходит за пределы компетенции разума. В этом смысле
понятие веры есть проявление честности разума, который не хочет брать на себя
больше того, что может.
Из такого понимания веры вытекает, что за вопросом о смысле жизни скрыто
сомнение и смятение. Смысл жизни становится вопросом тогда, когда жизнь
лишается смысла. «Я понял, – пишет Толстой, – что для того, чтобы понять смысл
жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже –
разум для того, чтобы понять ее». Растерянное вопрошание о том, ради чего жить, –
верный признак того, что жизнь является неправильной. Из произведений
написанных Толстым вытекает один-единственный вывод: смысл жизни не может
заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека. Это значит: он не
14
может заключаться в жизни для себя, как и в жизни для других людей, ибо и они
Информация о работе Проблема смысла человеческой жизни в философии Л.Толстого