Проблема рациональности в философии и науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Проблема рациональности - одна из центральных тем в современной философии. Начало этой темы следует искать в философии рубежа XIX-XX столетий: в философии жизни и философии воли, в прагматизме и экзистенциализме. Отдельная интерпретация этой проблемы - в неопозитивизме и постпозитивизме. Такой разброс подходов к вопросу о природе разума и границах рационального постижения действительности определяет и многообразие ответов.

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 43.77 Кб (Скачать)

 

Три крупных стадии исторического  развития науки, каждую из которых открывает  глобальная научная революция, можно  охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие  друг друга в истории техногенной  цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке  в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

 

Каждый этап характеризуется  особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного  знания. Если схематично представить  эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая  в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

 

Классический тип научной  рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом  объяснении и описании элиминировать  все, что относится к субъекту, средствам и операциям его  деятельности. Такая элиминация рассматривается  как необходимое условие получения  объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы  фрагментации мира, на этом этапе, как  и на всех остальных, детерминированы  доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает  этих детерминаций.

 

Неклассический тип научной  рациональности учитывает связи  между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается  в качестве условий объективно-истинного  описания и объяснения мира. Но связи  между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

 

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

Когда современная наука  на переднем крае своего поиска поставила  в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого  компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей  в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение  объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

 

 

3.Наука и философия.

 

Взаимоотношения философии  и науки являются острой проблемой  для современных философов. Философия  и наука - две взаимосвязанные  деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать  все: видимое и невидимое, ощущаемое  органами чувств человека и нет, реальное и нереальное, для философии нет  границ - она стремится понять все, даже иллюзорное. Наука же изучает  только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Наука - сфера исследовательской  деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

 

Взаимоотношение философии  и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье  их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. В Новое  время, благодаря работам Декарта  и Гегеля, было введено представление  об универсальной науке, каковой  и считали философию; остальные  науки выступали как часть  философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой  философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней  всякой науки, она есть искусство. С  другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (ХХ в.) философия уже не считалась  наукой, ибо у нее нет самостоятельной  экспериментальной базы и она не занимается истиной. В наши дни каждое из двух утверждений - философия- наука, философия не наукой - имеет сторонников.

 

 

Концепции соотношения науки  и философии:

 

– метафизическая – подчинение науки философии (натурфилософия, трансцендетализм);

 

– позитивистская – приоритет  науки над философией (30е годы 19в. Конт, Милль) «наука – сама себе философия», попытки пересмотра философии по канонам конкретно научного знания;

 

– антиинтеракционситская – абсолютное равноправие науки и философии, самодостаточность каждой из них, а так же отсутствие взаимосвязей между ними.

 

– диалектическая – необходимая  и глубокая взаимосвязь науки  и философии – диалектичяеское единство противоречий.

 

Различия Философии и Науки:

 

- Философия стремится  найти предельные основания и  регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: "Подвергай все сомнению!" - кредо философствующего разума. В науке принимается движение вперед на основе накопления уже полученных результатов (не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, скажем, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему вновь и вновь ставить и решать этот вопрос. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, теорий и парадигм. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено как обратимость или рефлексивность философии. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир умопостигаемых сущностей. Популярно разъясняя специфику философии, британский логик, философ и социолог Бертран Рассел утверждал, что философия "является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения".

 

- Весьма очевидны различия  в понятийном аппарате. Язык философии  существенно отличается как от  языка науки с его четкой  фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь  образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий.

 

- В философии важен  и ярко выражен национальный  элемент. Есть русская философия,  немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая  философия. Но нет ни русской,  ни немецкой химии, физики, математики.

 

- Если конкретно-научные  дисциплины могут развиваться,  не учитывая опыт других форм  общественного сознания (физика, например, может прогрессировать без учета  опыта истории, а химия - невзирая  на распространение религии, математика  может выдвигать свои теории  без учета норм нравственности, а биология не оглядываться  на правоведение), то в философии  все иначеВ качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др. Философия – не наука, однако в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ - признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия - не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто имеет дело с чувственно-сверхчувственным материалом. В отличие от отдельных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. О науке принято говорить как об области, в которой естественные и технические познания неразрывно слиты в своей совокупности и способствуют пониманию фундаментальных физических констант Вселенной. Для настоящего глубинного понимания Вселенной необходима философия, которая объясняет важность открытых наукой законов и принципов, но вместе с тем не дает точного практического знания. Это и есть стандартный способ истолкования пути, на

 

котором наука и философия разошлись. Нет, однако, никакого сомнения в том, что взаимосвязь и взаимозависимость философии и науки обоюдная и органичная. Раздел философии, "Современная научная картина мира и ее эволюция", есть секущая плоскость, разделяющая и одновременно соединяющая философию и науку. Образно выражаясь, современная философия "питается" достижениями конкретных наук. Философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Говорят, что проблема рациональности - сверстница самой  философии,  ее родословную можно возвести  к Пармениду  и элеатам.  Во  всяком  случае, она давно тревожит философов. В наше время тревога возросла. Причин тому немало.

Но,   пожалуй,   главная   -   это   трудные   времена,    наступившие   для рационалистического мировоззрения: парадоксы  современной   цивилизации, связывающей как свои жизненные надежды, так и смертельные с прогрессом науки и техники, противоречивость целей и ценностей этой цивилизации,  обнаружение противоразумности  исходов  той деятельности, которая, казалось  бы,  вполне контролируется разумом, оскудение духовного бытия на фоне  гигантского роста информации, наконец, реальность бесславной  катастрофы, которую ощутило  еще недавно мнившее себя бессмертным и всемогущим человечество.

Все это, конечно,  не могло  не усилить сомнения в прочности фундамента рационализма, в котором естественное место занимает понятие "рациональности".

Проблема  научной рациональности перемещается в  сферу внутренних проблем методологии науки. В частности,  может  быть  поставлен  вопрос,  действительно  ли  рациональное объяснение научных изменений является  регулятивной идеей методологии науки, идеалом, к которому методология направляется в своем развитии? Или же  такой идеал является  чем-то в корне противоречащим реальной исторической практике науки, "методологической фикцией", пустым понятием, реликтом  метафизических концепций, некогда питавших методологическую мысль?

 

 

 

Список использованной литературы

1.Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.

2.Ортега-и-Гассет Х., 1991 г.

3.Гуссерль Э., 1998

4. Кассирер Э., 1993

5. Хайдеггер М., 1993

 

6. Гуссерль Э., 1994

 

7. Кант И., 1994

 

8.Ортега-и-Гассет Х., 1991

1 Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.

2 Ортега-и-Гассет Х., 1991

3 Гуссерль Э., 1998

4 Кассирер Э., 1993

5 Хайдеггер М., 1993

6 Гуссерль Э., 1994

7 Кант И., 1994

8 Ортега-и-Гассет Х., 1991

 


Информация о работе Проблема рациональности в философии и науке