Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:50, контрольная работа
Вопрос о происхождении философии составляет прерогативу самой философии. Попытки решать его в обход умозрения, научно, т. е. с помощью эмпирического, добытого на почве опыта знания ничего кроме путаницы и эклектики не дают. Так, позитивизм, прокламирующий свой подход к действительности, следовательно, и к истории человеческого духа «высшей научной точкой зрения» любой вид знания и умозрения склонен считать философией. Огюст Конт, например, «младенческое состояние духа» т. е. первобытное мифологическое мышление называет «первоначальной философией».
Введение ………………………………………………………………………..2-3
1. Проблема происхождения философии.
1. Теории возникновения философии……………………………………4-5
2. Философия, ее истоки и ключевые проблемы………………………...6-8
2. Философия и мифология.
1. От мифологии к философии………………………………………….9-11
2. Философия и мифология…………………………………………….12-14
Заключение………………………………………………………………….........15
Список используемой литературы……………………………………………...16
Исходной
для человеческого общества системой
общих знаний о мире была мифология.
Мифология — способ понимания и
освоения природной и социальной действительности
на ранних стадиях общественного развития.
Мифологическому сознанию архаического
общества свойственны нерасчлененность
мышления и эмоционально-аффективное
восприятие среды, очеловечивание природы,
одушевление космоса и вместе с тем разграничение
раннего (сакрального) героического прошлого
и текущего (профанного) настоящего. Миф
выступает как способ отражения мира в
сознании человека, характеризующийся
чувственно-образными представлениями
об окружающем мире. В этом смысле он включает
в себя совокупность сведений, преданий,
норм, табу, обрядов, верований, в которых
делались попытки дать ответ на происхождение
и устройство мира, происхождение человека
и его рода (племени). Миф регламентировал
поведение членов рода, обеспечивал гармонию
в отношениях между миром и человеком,
природой и обществом, регулировал взаимоотношения
между родами и племенами, объяснял различные
явления природной и социальной жизни
— дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.
Традиционный миф — не идеальное понятие,
не идея, это сама жизнь. Для мифического
субъекта это есть подлинная жизнь со
всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями
и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью
и личной заинтересованностью. Миф всегда
чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален,
аффективен, жизнен. И даже такое наивное
(с позиций нашего времени) восприятие
мира, выраженное в сказаниях, эмоциях,
образах, метафорах, формировало мироощущение
человека. Оно характеризовалось не только
наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением
природных явлений человеку, гилозоизмом
— оживлением всего, анимизмом — одушевлением
неживого и другими специфическими характеристиками.
Таким образом, самые первые представления
о мире существовали как мироощущение,
формируемое мифом. Но в то же время эти
представления, знания о мире не были однородными.
С одной стороны, миф включал фантазии,
верования в богов и героев, а с другой
— эмпирические знания, обобщения многолетних
наблюдений, здравый смысл. По мере совершенствования
понятийного мышления происходит и рационализация
мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят»
знания, основанные, с одной стороны, на
опыте, с другой — на вере в сверхъестественное.
В результате из мифологии выделяются
и обретают статус самостоятельных две
системы знаний. Та часть мифологии, которая
рассматривала проблемы первоосновы мира,
его природы, устройства, взаимосвязи
с человеком, стала «праматерью» философии.
А та часть, — которая обращалась к проблемам
постижения действительности через веру,
стала основой для теологии как учения
о религии. В этом качестве философия выступает
как способ решения мировоззренческих
проблем при помощи разума, рационального
мышления, интеллекта. Однако генетическая
связь мифологии, религии и философии
продолжается и в функциональной связи
этих систем знаний. Все они выступают
как способы освоения мира как целостности,
рассматривают наиболее общие проблемы
происхождения и устройства мира, взаимоотношений
мира и человека, роли человека и смысла
его жизни, т.е. являются средствами формирования
и одновременно формами мировоззрения.
Нельзя исключить и будущего их синкретизма.
Философия как самостоятельная система
знаний появляется примерно в одно время
(VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных
странах — в Индии, Китае, Египте, Греции,
Персии, Вавилоне. Первоначально философские
системы разных стран существенно отличались
друг от друга. Так, восточная философия
рассматривала преимущественно гуманистические
проблемы; египетская философия большое
внимание уделяла исследованию здоровья;
греческая — поиску первоначала и проблемам
познания. Постепенно проблематика философии
унифицировалась, что, разумеется, не повлекло
за собой единство взглядов на одни и те
же проблемы, но позволило очертить объект
и предмет этой системы знаний, ее предметное
поле.
Понятие «миф и философия» воспринимается сознанием как многоаспектное единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. Степень разработанности данной проблемы далека от завершения, и слово «завершение» здесь совершенно не подходит, так как актуальность проблемы растёт, меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий, стремительно расширивших горизонт человеческих знаний. Тема спрессована в единое целое. Откроем философский словарь:
Прочитав
определение мифа и философии, ощущаешь,
что оба эти понятия
«Мысль, говорят мудрые, венчает легенда, миф». Это древнейшая, испытанная форма передачи знаний в концентрате образных символов и аллегорий.
Трижды обойдя земной шар Е.П.Блаватская собрала, исследовала, систематизировала огромный, уникальный материал. Умело, используя его, незаметно вкрапляя в известные науке данные новые знания и обжигающие намёки на знания будущего, она соединила разорванные и разбросанные в веках и разных народах куски единой ткани общечеловеческой истории. Они обладают свойством чудным образом срастаться в нашем сознании при помощи нашей мысли, которая может напрячься до такого предела, когда умолкает физическое разумение и беззвучно заговорит разум духовный.
Все древние мифы, легенды, сказания – в прозе и поэзии – полны воспоминаний разных народов о лемуро-атлантах, первых физических расах человечества.
Древние греческие легенды (если переделать Эллинских Богов в их более древние оригиналы) раскрывают историю раннего физического человечества и более позднюю историю жизни, нравов, битв людей – гигантов, обладающих чудовищной силой, «облачённых», как записал Гесиод (об атлантах), «в бронзу с головы до ног и проводивших всю жизнь в сражениях».
Великий Гомер, чьё имя само долго считалось европейскими учёными мифом, подарил человечеству «Илиаду» и «Одиссею». Это ничто иное, как сказание об атлантах.
Любой миф древности надо рассматривать многоаспектно. И лишь тогда станет ясно, что Бог и Герой имеет много значений: он олицетворяет небесные тела и земные страны, психические, духовные силы и силы Природы, Космические Разумы, воплощение Богов и исторических личностей земных людей и т.д.
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причино-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние.
Обратимся к основным мотивам и терминам мифов. В них ясно звучат те же темы, что и в философии: антропологические мифы, архетипы (первообразы), астральные мифы, битва, близнецы, богиня – мать, великаны, воздух, волшебство, время мифическое, геометрические символы, герои, добро и зло, дуалистические мифы, духи, душа, жертвоприношение, жрец, загробный мир, земля, зачатие, имена, инцест, календарные мифы, космогонические мифы, модель мира, мировое дерево, небо, океан мировой, огонь, пантеон, пастух, пахарь, первопредки, пряжа, свет и тьма, солярные мифы, мировое яйцо и т.д.
Терминология
мифов и философии сходна. Единство
в многообразии жизни, какое богатство
для учёных: возьмём один только
термин «архитипы» (первообразы) –
целая сознательная часть жизни
швейцарского психоаналитика Г.Юнга посвящена
работам, связанным с этим словом.
А возьмём слово «Библия» и поле деятельности
для археологов, учёных, философов определенно
вперёд на десятки лет. Дело в том, что
у нас долгое время господствовала теория
абсолютной мифичности и тем самым полного
отрицания историчности большей части
библейских сказаний и персонажей. Теперь
уже учёные доказали, что в библейских
сказаниях можно найти всё, что угодно,
вплоть до моментов исторической правды,
только не проявления сверхъестественной,
божественной сущности. Туман невежества
стал рассеиваться только с наступлением
эпохи великих археологических открытий
в середине XIX века. Под влиянием этих научных
открытий мы стали смотреть на Библию
другими глазами и обнаружили, что она
является одним из шедевров мировой литературы,
произведением реалистическим, в котором
бурлит и хлещет через край настоящая
жизнь. Она оказалась одним из многих выражений
человеческой тоски по истине. Миф, таким
образом, остаётся символом, а философия
– устремлением в будущее, где блистает
в озарении Истина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, миф и философия существенно разные типы мышления: миф доисторическая, коллективно-бессознательная, а философия, наоборот, лично-персонализированная мудрость, однако миф и философию объединяет то, что как первое, так и второе являются функциями самосознания. Наука принципиально отличается как от мифологии, так и от философии именно тем, что опираясь на эмпирический опыт, она не в состоянии возложить на себя и решить ни один мировоззренческий вопрос.
Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив ее, философия сможет в полной мере осознать свою сущность.
Понятие
«миф и философия» воспринимается сознанием
как многоаспектное единое целое благодаря
огромному количеству исследовательских
работ. Степень разработанности данной
проблемы далека от завершения, и слово
«завершение» здесь совершенно не подходит,
так как актуальность проблемы растёт,
меняет своё качество благодаря ряду выдающихся
открытий, стремительно расширивших горизонт
человеческих знаний.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Проблема происхождения философии. Философия и мифология