Проблема метода познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:18, доклад

Описание работы

В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

Работа содержит 1 файл

Проблема метода познания.docx

— 37.24 Кб (Скачать)

В честь учёного  назван кратер на Луне.

АПРИОРИЗМ     

АПРИОРИЗM (от лат. a priori — из предшествующего) — философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению с обусловленным опытом знанием.    

Истоки самой  идеи априоризма содержатся уже в  античной философии. Так, в учении об анамнезисе (воспоминании) Платона утверждается, что некоторые знания (напр., математические теоремы, человеческое сознание, “душа”) можно при определенном усилии вспомнить, т. е. воспроизвести, актуализировать независимо от восприятия каких-либо феноменов реального опыта. Т. о., и в своих истоках в античности, и в дальнейшей эволюции в новое время (в частности, у Декарта) априоризм тесно связан с учением о врожденных идеях, хотя в последующем развитии, прежде всего у Канта, эта связь обрывается. Наиболее последовательное выражение как гносеологическая и логико-методологическая доктрина априоризма получает в классическом рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц). Рационалисты формулируют понятие Всеобщих и необходимых (аподиктических) истин разума, противопоставляемых “случайным истинам опыта”, которые всегда могут быть опровергнуты в ходе последующего развития последнего. Априоризм как учение о независимости безусловно достоверных “истин разума” от опыта выступает гносеологическим обоснованием преимущества “истин разума” (термин, введенный Лейбницем) перед “истинами опыта”.

Главным вкладом  Декарта в философию стало  классическое построение философии рационализма как универсального метода познания.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием

Однако основная противоположность между эмпиризмом и рационализмом состоит не в  вопросе о происхождении или  об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет  ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Главный пункт разногласия в  том, что эмпиризм выводят всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые  эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что  опыт не способен сообщать знанию необходимое  и всеобщее значение. Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных  абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной  самостоятельности мышления. Эти  недостатки были преодолены марксистской философией благодаря рассмотрению всех вопросов теории познания с позиций  диалектики, практики (Познание, Теория и практика. Созерцательность). 
 
 
 

Информация о работе Проблема метода познания