Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:18, доклад
В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
Жизнь
и деятельность
Френсис
Бэкон
родился в Лондоне 22 января 1561 г. Его отец,
сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем
печати при королеве Елизавете, и потому
Фрэнсис еще мальчиком был представлен
ко двору. В возрасте 12 лет он поступил
в Кембриджский университет; посещал занятия
в колледже св. Троицы до 1575 г. Поскольку
для политической карьеры были необходимы
юридические знания, в июне 1575 г. Бэкон
поступает в лондонскую - школу юриспруденции,
готовившую юрисконсультов и адвокатов.
В 1579 г. он возвращается в Лондон из-за
смерти отца. Несмотря на кипучую деятельность,
в период правления Елизаветы продвинуться
в политической карьере не удалось. В 1584
г. он избран в палату общин, где оставался
в течение почти двадцати лет. На период
между 1592 и 1601 гг. приходится дружба с Робером
Девере, вторым графом Эссекса, покровителем
Бэкона. Дружбу ждал трагический финал:
граф Эссекс был обвинен в измене, и Бэкон,
в качестве юрисконсульта королевского
двора, поддержал обвинение. Граф, бывший
фаворит королевы, приговорен к смерти
и казнен.
Тем временем в 1603 г. на трон взошел Яков
I - филантроп и интеллектуал. При Якове
I Бэкон стал быстро подниматься по политической
лестнице: генеральный адвокат в 1607 г.,
главный прокурор Королевского двора
в 1613 г., лорд-хранитель печати в 1617 г., лорд-канцлер
в 1618 г. В том же году Бэкон получает от
короля титул барона Веруламского, а три
года спустя - виконта Сент-Албанского.
Несмотря на плотную занятость и активную
политическую деятельность, Бэкон не оставлял
и занятий наукой: в 1620 г. он опубликовал
свой наиболее известный труд "Новый
Органон", который, по замыслу автора,
должен был заменить "Органон " Аристотеля
и задуманный как вторая часть труда “Великое
восстановление наук”. Работа рассматривалась
как вторая часть обширного энциклопедического
проекта "Великого восстановления наук".
В 1620 г. опубликованы также помимо "Нового
Органона" введение и общий план этого
проекта.
1620 г. ознаменован выходом в свет “Нового
органона”, задуманного как вторая часть
труда “Великое восстановление наук”.
В 1623 г. выходит в свет обширное произведение
“О достоинстве и приумножении наук”
- первая часть “Великого восстановления
наук”.
Однако в 1621 г. карьера Бэкона неожиданно
прервалась, а репутация безнадежно скомпрометирована:
весной этого года Бэкон обвинен в коррупции
палатой лордов. Высокий Суд постановил:
1) лорд-виконт Сент-Албанский, лорд-канцлер
Англии, должен уплатить в качестве наказания
штраф в размере 40 тысяч стерлингов; 2)
он должен быть заключен в Тауэр на срок,
угодный королю; 3) ему навсегда запрещено
заниматься любой государственной деятельностью;
4) он навсегда лишается места в Парламенте,
и ему запрещено приближаться ко Двору".
Несмотря на строгость решения, тюремное
заключение в Тауэре продлилось всего
несколько дней, штраф также прощен королем.
Бэкон смог продолжить свои занятия наукой,
но с карьерой было навсегда покончено.
Фрэнсис Бэкон умер 9 апреля 1626 г.
Английский философ Ф. Бэкон
(1561-1626 гг.) был родоначальником
Метод Бэкона основывался на признании
ведущей роли опыта в познании. Познание
есть изображение внешнего мира в сознании
человека, оно начинается с чувственных
восприятий этого мира, которые нуждаются
в экспериментальной проверке, в подтверждении
и дополнении.
Главным методом в системе Бэкона выступает
индукция, в которой порядок движения
мысли - от частного к общему. Это единственная
истинная форма доказательства, опирающаяся
на показания органов чувств. Индуктивный
метод Бэкона широко используется конкретными
науками, опирающимися на непосредственные
эмпирические исследования.
Теория "идолов"
"Идолы и ложные понятия, сковавшие
человеческий разум, пустив в нем глубокие
корни, не только препятствуют в поиске
истины, но (даже если доступ к ней открыт)
они продолжали бы вредить в процессе
обновления наук, если бы люди, предупрежденные
об этом, не боролись, насколько возможно".
Различать идолы необходимо для освобождения
от них. Но каковы же они? "Есть четыре
вида идолов, осаждающих человеческий
ум. В дидактических целях назовем их:
идолы рода, идолы пещеры, идолы площади,
идолы театра.
1) Идолы рода "вскормлены самой
человеческой природой, человеческой
семьей, или родом. Человеческий ум все
равно что кривое зеркало, отражающее
лучи от предметов; он смешивает собственную
природу вещей, которую деформирует и
искажает". Так, например, человеческий
ум по собственной структуре придает вещи
"больший порядок", нежели действительно
существующий; ум придумывает соответствия
и отношения, которых в действительности
нет. "Человеческий ум, когда он находит
какое-либо удобное или кажущееся верным
или убедительным и приятным понятие,
подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить
его и сделать тождественным с ним. И даже
если мощь и число противоположных понятий
больше, он или не признает этого - из пренебрежения,
или путает их с различиями и отбрасывает
- из тяжкого и вредного предрассудка,
лишь бы сохранить в целостности свои
первые утверждения". Короче, порок
человеческого ума заключается в том,
что сегодня мы бы назвали ошибочной тенденцией
самоутверждения, противоположной правильности
критического отношения, согласно которому
следует быть готовым в целях прогресса
в науке отвергнуть гипотезу или догадку,
или теорию, если обнаруживаются противоречащие
ей факты. Кроме того, "человеческий
ум по своей природе стремится к абстракции
и воображает стабильным то, что на самом
деле склонно к изменению ". Таковы идолы
рода.
2). Идолы пещеры исходят от отдельного
человека. Каждый из нас, помимо общих
заблуждений, свойственных человеческому
роду, имеет свою собственную пещеру, в
которой свет природы рассеивается и гаснет
по причине специфической природы каждого
индивида или воспитания и влияний других
людей, или из-за книг, которые он читает,
и авторитета тех, кем он восхищается и
кого уважает, или по причине различия
впечатлений, в зависимости от того, находят
ли последние душу уже занятой предубеждениями
или свободной и спокойной". Дух людей
"различен, склонен к изменчивости и
почти случаен". Идолы пещеры "берут
свое происхождение из особой природы
души и тела индивида, его воспитания и
привычек или других случайностей".
Мало тех, кому удается держаться середины,
т. е. не презирать того, что есть справедливого
в учении древних, и не забывать его в связи
с открытиями современных ученых".
3). Идолы площади или рынка. Бэкон
пишет: "Есть также идолы, зависящие,
так сказать, от взаимных контактов человеческого
рода: мы называем их идолами площади,
соотнося с торговлей и общением". В
самом деле, "связь между людьми осуществляется
при помощи языка, но имена даются вещам
в соответствии с уразумением народа,
и достаточно некритического и неадекватного
применения слов, чтобы совершенно сбить
с толку разум. Определения и объяснения,
которыми часто пользуются ученые для
самозащиты, также не способствуют восстановлению
естественной связи разума и вещей".
Во всяком случае, говорит Бэкон, "слова
насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая
людей бесчисленными противоречиями и
неверными заключениями". Идолы площади,
по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех,
"потому что они внедрены в разум согласованием
слов и имен". Люди "верят, что их разум
господствует над словом, но случается
и так, что слова обращают свою силу против
разума, что делает философию и другие
науки софистическими и бездеятельными".
Идолы, проникающие в разум с помощью слов,
бывают двух родов: или это имена несуществующих
вещей (как, например, "судьба", "вечный
двигатель" и т. д.), или это имена вещей
существующих, но путаные и неопределенные,
неподобающим образом абстрагированные.
4). Идолы театра "проникли в
человеческую душу с помощью различных
философских доктрин из-за наихудших правил
доказательства". Бэкон называет их
идолами театра, считая "все философские
системы сказками, предназначенными быть
разыгранными на сцене, пригодными для
создания выдуманных театральных миров".
С баснями мы сталкиваемся не только в
современных философских доктринах и
"античных философских сектах", но
и во "многих научных принципах и аксиомах,
утвердившихся в силу традиции, слепой
беспечной веры".
Избежать идолов познания Бэкон советует с помощью сбора данный, опыта, эксперимента или эмпирическим путем выводом из наблюдения опыта первого уровня обобщения и затем обязательно для научного теоретического познания создание выводов о закономерностях второго уровня выводов.
Индукция
идет от частного случая
Эмпирический
метод применяется в основном
в естественных науках о природе,
но им не могут создаваться научные
теории взгляды раскрывающие процессы
жизни в обществе или процессы
связи между сознательным и бессознательным
в психике человека в понимании
мышления, как процесса или его
моделирование в ЭВМ.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционную Голландию (в те годы — союзника Франции), затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde) из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея:
Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осужден за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:
В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный[1], а затем поддержал Теодор Эберт.[2][3] Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре.