Проблема истины в социально-гуманитарном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Прежде чем приступить к исследованию проблемы такой философской категории, как истина, следует упомянуть о семантическом значении слова «истина». “Истина (греч. aletheia, букв. — “нескрытность”) — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. В науке существует специальное учение об истине - алетиология (от греч. alethieia - истина). Алетия (греч. - явное, истинное) - то, что можно познать и осмыслить. При этом под процессом познания обычно подразумевалось не внешнее действие, а лишь восприятие или сообщение (слышать, видеть, осязать; писать, указывать и т. д.). Считалось, что выраженная через алетию данность всегда присутствует в мире и только «ждет» своего часа, чтобы стать человеческим знанием.

Содержание

1. История понятия «истина». 3-6

2. Что есть истина (социально-гуманитарное понимание). 6-8

3. Основные свойства истины. 8-9

4. Истины разума и истины факта в рационализме Лейбница. 9-10

5. Защита идеалов объективной истины у К. Поппера. 10-11

6. Три концепции истины. 11-13

7. Проблема истины в философии. 13-14

8. Доказательство и опровержение истинности. 14

9. Процессуальность истины. 14-15

Работа содержит 1 файл

Титульник и сам РЕФЕРАТ для Ффии.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (греческое слово «прагма» означает дело, действие). Смысл новой концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями. Т.е. истина - убеждения, способствующие успеху практики.

     Представляется  весьма верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Значит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответствия. Для техника большое значение имеет практика; надо полагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.

     Представляется  нужным описать так называемую шкалу  истинности. Все в мире имеет свои количественные градации. Не является исключением и истина. Наши знания, информация как совокупность сведений постоянно возрастают. По мере развития процесса познания становится известным ранее неведомое. Введем шкалу истинности - от крайне левой точки, соответствующей абсолютному заблуждению, до крайне правой точки, соответствующей абсолютной истине. Рост знания означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является заблуждение; ложь - это преднамеренное искажение истины).

     Теории  сменяют друг друга, именно на их основе мы интерпретируем понятие истины. Значит, приходится признать, что в очередной раз абсолютная истина оказалась недостижимой. А ведь в условиях господства прежней теории казалось, что абсолютная истина уже достигнута. Ни в малом, ни в большом дух наш не сталкивается с абсолютной границей, везде он находится в пути.  

7. Проблема истины в философии. 

     Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Существует две традиции в понимании истины в философии:

     1) Онтологическая (от Платона).

     2) Гносеологическая (от Аристотеля).

     Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания.  Аристотель сформулировал  классическое определение истины: суждение истинно, когда оно утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это определение предполагает:

     Внешняя действительность как объект познания существует до познания и не зависит от наличия или отсутствия знания. Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию, а к суждению. Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с предметом.

     Э. Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют также так называемые прагматическая теория истины: истинная идея - та, которая выполняет свою функцию; и когерентная теория истины - истинное положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант: трансцендентальная теория истины (критерий истины только формален - истина состоит в согласии знания с самим собой). Прагматизм: критерий истины - субъективная уверенность. Классическое определение истины постепенно размывается, образуется две тенденции:

     1) Абсолютизирующая субъективную сторону: онтологизация истины.

     а) акцент на созерцании => к абстрактной всеобщности (Декарт, Гегель).

     b) акцент на деятельности: субъект  конкретный индивид => абсолютизация  единичного (Философия жизни, Хайдеггер)

     2) Абсолютизация объективного гносеологизация истины: истина - только теоретическое значение.

     Но  истина есть взаимосвязанный процесс. Помимо идеи и предмета включает в  себя намерения познающего и возможности  реализации в предметной сфере. Истина - такое содержание сознания, которая соответствует реальности и является основанием для изменения реальности в виду субъективных целей. Граница меры, достигнув которой теоретическое знание становится практическим действием. Истина существует во времени, но как процесс она вечна (конкретно-всеобщее знание). 

8. Доказательство  и опровержение истинности. 

     Подавляющее число положений науки принимается  за истинные не на уровне чувственного познания и не отдельно от всех других истин, а на уровне логического мышления, в связи с другими истинами, т.е. путем доказательства. Доказательность — жизненный нерв научного мышления.

     Во  всяком доказательстве имеются тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса, называются основаниями или аргументами. Последние состоят из достоверных фактов, определений, аксиом и ранее доказанных положений.

     По  словам В.Ф. Асмуса, связь оснований  и выводов из них, имеющая результатом необходимое признание истинности доказываемого тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения науки может быть различным, основанным, например, на дедукции, индукции, использовании аналогий, моделирования и т.п. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Поскольку она не дана вместе с самими основаниями, а должна быть установлена, постольку доказательство — теоретическая задача.

     От  примитивных способов доказательства, опиравшихся на неточные, приблизительные и потому часто ошибочные наглядные представления, до современных доказательств, опирающихся на удостоверенные факты, точно определенные понятия, на свободные от противоречий и достаточные в своем числе аксиомы, а также на уже строго доказанные ранее положения, практика доказательства прошла большой путь совершенствования, подняв умственную культуру на уровень современной науки. 

9. Процессуальность истины. 

     Предполагается  весьма существенным и чрезвычайно важным следующее свойство истины — она временится, т.е. носит процессуальный и динамический, а не статический характер. Процессуальность истины обнаруживается по крайней мере в трех планах: историческом, логическом и экзистенциальном.

     В историческом плане это постепенная  кристаллизация истинного знания в  истории, когда неполное и фрагментарное знание какого-либо предмета на эмпирической стадии познания сменяется построением его «теоретического образа», обеспечивающего целостное понимание и предсказание. Чтобы сложилась современная хромосомная теория наследственности, должен был пройти почти век после знаменитых экспериментов Г. Менделя. Законы классического европейского капитализма были установлены К. Марксом много десятилетий спустя после трудов классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.

     В логическом плане истинное знание, которое призвано стать достоянием научного или философского сообщества, никогда не дается сразу и целиком, а требует логико-процессуальных усилий мысли по своему изложению и, соответственно, усвоению. Чтобы более или менее ясно понять, что такое капитал, нужно прочитать по крайней мере первый том Марксова одноименного труда. Дабы сделать истину своего мистического опыта явственной для остального мира, Я. Бёме был вынужден логически развернуть его почти на трехстах страницах своей знаменитой книги «Аврора, или Утренняя заря в восхождении».

     Истинное  знание требует для своего усвоения определенной подготовки личности, а иногда и экзистенциальной зрелости. Ко многим важным истинам и ценностям бытия человек приходит отнюдь не фазу, а путем мучительных борений и раздумий. Нужно время и для усвоения профессиональных знаний, ибо невозможно химику-первокурснику поведать о всех тайнах будущей профессии. Он как личность попросту не готов к этому. Особую роль экзистенциальность личности играет в философии. Мудрость и жизненный опыт необходимы для становления подлинного философа. Мало кому из великих мыслителей прошлого удавалось создать свои наиболее выдающиеся произведения в молодом возрасте. Яркое исключение здесь составляет, пожалуй, лишь Шеллинг.

     Процессуальность  истины, диалектика абсолютных и относительных, субъективных и объективных компонентов в ней, так или иначе, выводят нас на центральную проблему критериев истинности знаний. 
 
 

Используемая  литература: 

  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2003.
  2. Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991.
  3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1930. Т. IV.
  4. Канке В.А. Философия. М., 2001.
  5. Поппер К. «Логика и рост научного знания». М., 1983. С. 226.
  6. Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.
  7. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000.
  8. Стросон П. Значение и истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998.
  9. Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОСПЭН, 1999.
  10. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. М.: Остожье, 2001.
  11. Философия истории. Под. ред. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.
  12. Философия науки. Под ред. А.И. Липкина. М.: Эксмо, 2007.
  13. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986.
  14. Хрестоматия по философии. Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001.
  15. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

Информация о работе Проблема истины в социально-гуманитарном познании