Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:39, реферат
Целью моей работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание, философией или религией. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний.
1. Вступление…………………………………………………………………………..3стр.
2.Глава I
2.1 Что есть истина в философии………………...……………………………..4 стр.
2.2Способы познания истины………………………………………………….5-6стр.
2.3 Критерии истины…………………………………………………………...7-8стр.
2.4 Абсолютная и относительная истина………………………………………..9стр.
3.Глава II
3.1Основные концепции истины в науке.………………………………….10-12стр.
3.2Что есть религия?.............................................................................................13стр.
3.3Проблема истины в религии………………………………………………...14стр.
4.Заключение…………………………………………………………………………...15стр.
5.Список литературы…………………………………………………………………..16стр.
Глава II
3.1 Основные концепции истины в науке.
Разные этапы в развитии
культуры характеризуются
1)Корреспондентская(
Одной из самых распространённых
в философии и науке указанного
периода стала
Как следует из названия, главным понятием этой концепции является понятие соответствия. Истинное- это соответствующее.Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна .С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании (об истинности суждения, высказывания, предложения, системы предложений), подразумевая знание, соответствующее предмету знания. Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны , можно говорить ещё и об истинности в виду соответствие этой вещи её идее(понятию, сущности)-это онтологический вариант обсуждаемой концепции.
И в то и в другом случае это концепция представляется очень понятной и естественной. Однако более внимательное её рассмотрение показывает, что она содержит не мало спорных моментов и неясностей.
Главная из них- это неясность содержания самого понятия соответствия в контексте этой концепции. Действительно, что означает, например, соответствие между высказыванием вещи и самой вещью? Ведь очевидно же принципиальное отличие высказывание от вещи. Высказывание, в отличии от вещи, не имеет пространственной формы, не содержит в себе вещества, из которого сложена вещь, и.т.д. Можно сказать, что высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему(ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему(материальному, объективному)миру. В чём же тогда соответствие между высказыванием и вещью? Тесно примыкает к сформулированной проблеме проблема существования своеобразного посредника между высказываниями о вещах и самих вещах, в частности, проблема языка, на котором можно говорить о двух мирах: мире высказываний и о мире вещей. Важный вклад а прояснение характера такого языка внесли исследование Альфреда Тарского. Такой язык (метаязык) он называет семантическим .На нём можно говорить и об объектном языке, на котором описывается мир вещей(мир фактов), и о самом мире вещей(мире фактов). Введение такого метаязыка позволило Тарскому создать работоспособный вариант корреспондентской истины.
Не менее серьёзной
проблемой обсуждаемой
2)Когерентная концепция истины.
Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания(суждениями , теориями, концепциями и.т.д.) и фрагментами действительности(вещами, свойствами, отношениями).Они видят истинность знания не с том, что оно соответствует действительности , а в том что знание является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Истоки этой концепции уходят в глубокую древность. Совершенно отчётливо они прослеживаются в трудах Аристотеля, сформулировавшего, как известно, основные законы логики(законы правильного , истинного) мышления. Коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Выполнение требований логики, в частности, законов тождества и противоречия, является совершенно естественным и минимальным требованием, предъявляемым к знанию , претендующему на истинность.
Истинность , обеспечиваемую выполнением этих требований , можно назвать формальной истинностью.
И. Кант писал в связи с этим: «Формальная истинность состоит всего лишь в согласии знания с самим собой, при полном отвлечении от всяких объектов вообще и от всяких их различий. И поэтому всеобщие формальные критерии истинности – не что иное, как общие логические признаки согласования знания с самим собою, или, что-то же, с всеобщими законами рассудка и разума». Знание, претендующее на звание истинного знания, не может быть самопротиворечивым. Достаточно богатый, достаточно содержательный фрагмент знания, как правило, содержит уже обнаруженные либо имплицитно присутствующие противоречия. Наличие таких противоречий свидетельствует о том, что он исторически обусловлен и ограничен. Наличие таких противоречий – не предмет гордости, не повод для их апологии. Скорее, - это провод для новых усилий по уточнению и усовершенствованию соответствующего фрагмента знания, для усилий, направленных, в частности, на избавление, по крайней мере, от некоторых - наиболее «кричащих» - из этих противоречий. Когерентная концепция в принципе является операциональной, то есть с её помощью, затратив, конечно, определённое усилия, можно установить, способен ли тот или иной массив знания претендовать на истинность. Дело в том, что знание, дедуцированное (логически выведенное) из данной системы, будет когерентно этой системе и самокогерентно. Особенно широко и успешно эта концепция применяется в логико-математических науках, а также в тех разделах естествознания, в которых используются аксиоматический метод и метод формализации. Именно в таких науках легче и надёжнее осуществляется процедура установления когерентности знания. Поскольку, во-первых, в таких науках эксплицитно (явно и точно) формулируются основоположения (аксиомы, постулаты, принципы) теорий, достаточно строго описываются основные объекты теорий и применяемые в этих теориях правила вывода.
3.2 Что такое религия?
Религия - это определённая
система верований (догм) и связанных
с ней практик (ритуалов), относящихся
к чувству чего – то божественного
и объединяющих своих последователей
в одну единую, моральную общину.
Слова греч. threskeya и лат. religio – переводятся
как: набожность, святыня или культовый
и обозначают мировоззрение и мироощущение,
а также определяют соответствующее поведение
и культовое действие, основанное на вере
в божество.
Религия, как таковая характеризуется:
Во первых: верой, учением, системой представления о мире и людях и богах.
Во вторых: религия
включает в себя религиозные чувства.
И в третих: религия несёт в себе оттенок
практического – культов и обрядов.
Хотя назвать философию религией не вполне
лёгкая задача, но можно попытаться с философской
точки зрения заниматься религиозными
вопросами. Пример этому средневековый
теолог и философ Фома Аквинский (1225 - 1274).
Начиная свои рассуждения он задаётся
философским вопросом: предположим, что
Бога нет. И посредством последовательных
раздумий он пытается прийти к противоположной
мысли – Бог, конечно же, есть. Одним словом,
когда теолог размышляет свободно, он становится философом, но при этом философию
никак нельзя назвать религией. С другой стороны философ склонен задаваться
вопросами из сферы религии. Например:
существует ли душа и бессмертна ли она?
Существует ли Бог? Что есть истина? Пример
этому метод размышления о Боге и доказательстве
Его бытия, Рене Декарта. Но назвать философию
религией в полном понимании этого слова
просто невозможно, так как философия
(или её доктрины) не претендует на статус
абсолютности или неоспоримости.
Также не стоит путать понятия религиозная
философия и религия. Первая является
аспектом религии и способна применять
для своих целей философский ум, вторая
же направлена на формирование независимого
и рационального учения. Короче говоря,
религиозная философия сводится к размышлению
над текстом, который носит в себе религиозный
смысл, если сам размышляющий над этим
текстом соблюдает религиозные ритуалы
и придерживается заповедей. Философия
религии – это философский анализ (посредством
размышления) над феноменом религии.
На основании этого можно проследить
чёткое разделение между философией и
религией. Не стоит их путать между собой.
Следует держаться того, что религия является формой жизни,
а философия - методом познания (понимания)
этой самой жизни.
3.3Проблема истины в религии.
По определению словарей, истина – это точное соответствие реальности /Ожегов – адекватное отображение объективного/. Исходя из этого определения, истина вторична, а реальность (объективное) первично.
Такое определение,
часто не устраивает человека. Потому
что истина как вторичное, никого
не интересует. Человека интересует первичное.
Здесь же истина вторична и следовательно
является только отображением, тенью,
восприятием, отражением… «Коперниканский»
прорыв Э. Канта в области познания привел
к тому, что истина вообще воспринимается,
как моделируемые и конструируемое понятие!
Что же тогда истина в религиозном смысле?
Религия относится к истине весьма уважительно
и благоговейно. В христианской религии
истина – это Сам Бог. «Я есмь … истина»
(Ин.14:6). Поэтому в этом плане, религиозное
восприятие истины совершенно и качественно
другое. Для верующего истина не может
быть чем-то вторичным. Она всегда первична,
ведь – это сам Бог. В этом плане, истина
не воспринимается как некая правильная
информация, или только критерий. Истина
имеет личностный аспект! Если Бог и есть
сама истина, а Он личность и больше чем-то
о чем ты можешь помыслить. То об истине
в религиозном контексте невозможно говорить,
как о чем-то познанном или завершенном.
Всегда есть недовершенность познания
истины, ее таинственность, загадочность,
парадоксальность. Здесь уже невозможно
говорить о конструировании истины, о
ее моделируемости. Здесь можно говорить
только о ее познании и ощущении, и здесь
срабатывают совершенно другие категории:
личностный аспект, внутренний мир, проецирование
и т.д.
Общие выводы
Интерес к религии по-прежнему не спадает, вследствие того, что религия является неким соприкосновением с миром таинственным и мистическим. В этом плане, истина с точки зрения религии, приобретает совершенно другой – божественный оттенок. Истина уже не просто набор правильной информации или критерий, а сам Бог! И поэтому, что познать истину, необходимо познать Бога.
В вопросе
познания религиозной истины много
подводных камней, ведь не все так
просто. Мировоззренческий аспект,
богословский, философский – все
это существенно влияют на наше восприятие
Бога, с которым имеем общение.
Ясно одно, что восприятие
истины в религиозном смысле выводит
нас на новый уровень познания,
где главным показателем
Заключение.
Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применение науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
Со времён Аристотеля, мир не на секунду не останавливался в развитии, именно
поэтому поиск истины вышел за рамки лишь философских поисков. Стремление к абсолютной истине, посредством относительной имеет место быть не только в философии , но и в религии и науке.
Каждая из этих отраслей человеческой жизни открывает для себя истину сквозь свою собственную призму. Истина бесконечна, недостижима. Она, как и любой объект познания, находится в постоянной эволюции, она обладает невероятным букетом свойств и связей с миром, который находится как вне, так и внутри нас. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития как общества.
Антуан де Сент-Экзепюри считал, что «Истина человека - это то, что делает его человеком.
Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо другой, апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды, значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека. А здравый смысл? Его дело - объяснять жизнь, пусть выкручивается как угодно.»
Список литературы.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:
Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция,
с изменениями и дополнениями — М., 2005.
— с. 672.
4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб.
и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина,
В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
5. Введение в философию: Учеб. пособие
для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика,
2003. - 623 с.
6.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко
В.С.Философия для технических вузов:учебник.-4-е
издание переработанное и дополненное.-с
312
Информация о работе Проблема истины в философии, религии, науке