Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:39, реферат
Целью моей работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание, философией или религией. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний.
1. Вступление…………………………………………………………………………..3стр.
2.Глава I
2.1 Что есть истина в философии………………...……………………………..4 стр.
2.2Способы познания истины………………………………………………….5-6стр.
2.3 Критерии истины…………………………………………………………...7-8стр.
2.4 Абсолютная и относительная истина………………………………………..9стр.
3.Глава II
3.1Основные концепции истины в науке.………………………………….10-12стр.
3.2Что есть религия?.............................................................................................13стр.
3.3Проблема истины в религии………………………………………………...14стр.
4.Заключение…………………………………………………………………………...15стр.
5.Список литературы…………………………………………………………………..16стр.
ФГБОУ ВОП «Московский Государственный Строительный Университет»
Кафедра философии
Реферат на тему:
Проблема истины в философии, религии, науке
Выполнил: студентка ИСА II-27
Сентякова Вера Вадимовна
Проверил: доц. Дёмина Л.С.
Москва 2012 г.
Содержание:
1. Вступление……………………………………………………
2.Глава I
2.1 Что есть истина в философии………………...…………………………….
2.2Способы познания истины…………
2.3 Критерии истины…………………………………………………………..
2.4 Абсолютная и относительная истина………………………………………..9стр.
3.Глава II
3.1Основные концепции истины в науке.………………………………….10-12стр.
3.2Что есть религия?......................
3.3Проблема истины в религии………………………………………………...
4.Заключение………………………………………………
5.Список литературы……………………………………………………
Вступление.
Целью моей работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание, философией или религией. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта. Интерпретация индивидуальных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная речь, письменная и так далее) приводит к потере и неточности ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, человеку необходимо постоянное совершенствование, расширение и уточнение общественных терминов (имеется в виду не только научные термины, но и искусство). Итак, изначально человеком может исследоваться окружающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в человеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях. Поэтому для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.
Глава I
2.1 Что есть истина в философии?
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна людям как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности
«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь»1, - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.
Ещё во времена античности возникла трактовка истины как соответствия знания вещам, объектам.
Истина-это адекватное отражение
действительности, воспроизведение
её такой, какова она на самом деле.
Иными словами, истина представляет
собой соответствующее
Истина заключает в себе определённый итог процесса познания. Однако этот итог не законченный, не окончательный, а в каждом конкретном случае - промежуточный. Истина - процессуальна, то есть она заключает в себе процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности.
Вывод:«Истина» означает двоякого рода согласованность:
истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.
2.2Способы познания истины.
Как установить соответствие знаний, выражаемых в символической знаковой форме, физическим процессам, историческим событиям, процессам, происходящим в сознании других людей, в мире их внутренних переживаний?
В структуре знания мы можем
выделить два слоя. Один из них зависит
от специфики биологической и
социальной организации человека, особенностей
его нервной системы, органов
восприятия, мозга, способа переработки
информации, своеобразия данной культуры,
исторической эпохи и языка. Другой
зависит от объективной реальности, от
специфики явлений и процессов, отражаемых
познанием. Эти два слоя находятся в определенном
отношении друг к другу. Главным в совокупности
вопросов, возникающих в этом свете, является
вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях
содержание, не зависящее ни от индивидуального
человека, ни от человечества, и если можем,
то как в таком случае определить меру
соответствия этого содержания объективной
реальности? Этот вопрос является основным
в проблеме истинности знания.
Каким же способом можно отделить в наших
знаниях то, что не зависит от человека
и человечества, от того, что зависит? В
истории философии отмечалось наличие
двух таких способов.
К первому относятся логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон, например, считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, ибо эти знания, которые Платон называл мнениями, не могут быть получены, а тем более проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.
Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, например математических истин, а тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности. Как, спрашивается, на основе зрительного восприятия установить истинность многомерной (например, пятимерной) геометрии, если реальные физические объекты, доступные зрению и осязанию, трехмерны? К тому же чувственные образы сугубо субъективны. Они зависят от воспринимающего индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки, социальнокультурных факторов и т.д.
Именно это дало
основание Ф. Бэкону сказать: "
Поэтому Т. Гоббс, пытавшийся в какой-то степени синтезировать бэконовский эмпиризм и рационализм Р. Декарта, предложил другую формулу: "истина дочь разума, подчеркивая этим независимость истины от временных, привходящих обстоятельств."
Отсутствие единства в
понимании истины и ее критериев
как раз и заставило Канта
сказать, что выявление объективного
критерия истинности знания составляет
центральную задачу философии.
Для того чтобы можно было выявить этот
критерий, немаловажную роль играет то
обстоятельство, что информация, поступающая
в мозг человека, отражает не просто природные
и социальные объекты и процессы сами
по себе. Она фиксирует их в процессе взаимодействия
и изменения этих объектов самим человеком,
осуществляющим предметноорудийную или
более широкую социальную деятельность.
В свою очередь, знания, выработанные человеком,
применяются для ориентации в объективном
мире, для преобразования природных и
социальных ситуаций в той или иной форме
деятельности.
Не противостоя сознанию, практика является
его основой и вместе с тем включает в
себя сознательную деятельность. Немаловажно
и то, что практику надо брать во всем ее
объеме, во всей сложности, подвижности,
противоречивости, в тенденциях ее развития.
Это непростая задача, поэтому столь важно
избежать здесь вульгаризаторства и упрощенчества.
Вывод: основное, что можно вывести из такого понимания критерия истины, это взгляд на ее изменчивость
1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается.
2) практика, на основе
которой осуществляется
3) знания, вырастающие на
основе практики и проверяемые
ею, постоянно изменяются и
2.3Критерии истины.
Вопрос о возможности
разграничения истины и заблуждения
всегда интересовал познающую мысль.
Собственно в этом и заключается
вопрос о критерии истины. В истории
философии и науки
Так, Декарт критерием истинных
знаний считал их ясность и отчетливость.
Л. Фейербах такой критерий искал
в чувственных данных. Но оказалось,
что ясность и отчетливость мышления
— вопрос крайне субъективный, а
чувства нередко нас
В качестве критерия истины выдвигались
общезначимость (то, что признается многими
людьми); то, что является выгодным, полезным,
приводит к успеху — прагматизм; то, что
соответствует условному соглашению —
конвенционализм; то, во что люди сильно
верят; то, что соответствует мнению авторитетов,
и т. д.
Критерий истины (от греч. kriterion — «мерило
для оценки чего-либо») — средство проверки
истинности или ложности того или иного
утверждения, гипотезы, теоретического
построения и т. п. Критерием истины является
общественная практика. Научные теории
получают свою окончательную проверку
в практике: в промышленном и сельскохозяйственном
производстве, в революционной деятельности
масс по переустройству общества. Если
теория успешно применяется на практике,
то это означает, что она является истинной.
Способы проверки той или иной мысли на
практике могут быть различными.
Часто практическая проверка осуществляется
опосредованным путем. Так, установление
истинности того или иного утверждения
проходит путь логического доказательства
и в результате опирается на практическую
проверку некоторых исходных положений
теории, которые в ее рамках специально
не доказываются. Однако проверка на практике
научных теорий не означает превращения
их в абсолют, научные теории развиваются,
обогащаются, уточняются, некоторые их
положения заменяются новыми. Это связано
с тем, что сама общественная практика
и способы сопоставления через практику
научных теорий с действительностью постоянно
развиваются, совершенствуются. Поэтому
лишь развивающаяся общественная практика
может полностью подтвердить или опровергнуть
то или иное человеческое представление.
Вывод:
В каждой из приведенных
точек зрения философов о критерии
истины содержались отдельные
В современной философии
выявили ещё один Критерий истины
- общественная практика. Проверка знания
«на истину» практикой не есть
какой-то одноразовый акт, нечто
неизменное или «зеркальное сличение»,
а она есть процесс, т. е. носит
исторический, диалектический характер.
Это значит, что критерий практики
одновременно определенен и неопределенен,
абсолютен и относителен. Абсолютен
в том смысле, что только развивающаяся
практика во всей полноте ее содержания
может окончательно доказать какие-либо
теоретические или иные положения.
2.4 Абсолютная и относительная истина.
Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко всё более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной.
Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Это истина, нуждающаяся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, одним словом, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм( от лат. relatives - относительный)
Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то, в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в общем объёме относительного знания. Так же вариациями абсолютной истины являются «вечные» истины, аккумулирующими в себе твёрдо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты.Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм (от греч.dogma-мнение, учение, постановление).
Вывод:
Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, то есть неполными, приблизительными. Однако, это не означает, что в ходе постижения действительности получаемые нами знания лишь обнажают свою относительность, так как новые стадии в развитии познавательного процесса прибавляют и новые крупицы абсолютной истины. Истина одна. Каждая объективная истина содержит в себе как момент относительного, так и момент абсолютного.
Информация о работе Проблема истины в философии, религии, науке